Великий Октябрь — взгляд с церковной кафедры

Сто лет минуло с того великого дня, когда выстрел «Авроры» возвестил о рождении новой эпохи России. В пороховом дыму революции рождалась новая цивилизация, и на штыках революционных матросов и солдат входила в историю мужицкая правда, та правда, которую веками желал отыскать народ у царя, да так и не нашел.

Страна к тому времени представляла не просто клубок противоречий, а кипящий котел, и чем ближе был судьбоносный 17-й, тем сильнее котел закипал.

Возглавили Октябрь большевики, но условия его подготовила история: надежды добиться правды в рамках существующего строя исчерпали себя в предыдущие столетия.

Когда искали мужицкую правду Разин, Пугачев, Иван Болотников, надежда на царя и вера в него еще были, но постепенно кредит народного доверия таял, и уже в восстаниях XVII и XVIII веков чуткое ухо могло уловить грозовые раскаты будущего великого бунта, беспощадного, но не бессмысленного.

Патриотический всплеск настроений в 1812 году всколыхнул надежды: теперь, после разгрома Наполеона, учтя народный подвиг, царь обратит внимание на народные нужды, но этого не произошло. Интересы дворянства оказались выше народных чаяний, и потревожить «своих» царь не решился.

Реформа 1861 года, поначалу породившая большие надежды, быстро разочаровала народ, юридическая свобода не принесла реального благополучия, земля – главный источник существования, оставалась в руках помещиков. Конец XIX и начало XX века принесли лишь усиление гнета. Помещичьи хозяйства переходили на капиталистические рельсы, и жадную хватку капитализма крестьяне по чувствовали вскоре с утроенной силой. А потому с новой силой зрели гроздья народного гнева – это и открывает путь крестьянской войне, начавшейся уже в 1902 году: поджоги усадеб, убийства помещиков, захват помещичьих земель – не с большевиков это начиналось.

Среди противников советского строя нередко бытует мнение, что только с безрелигиозным сознанием можно было идти в революцию и только такое сознание могло принять и оправдать её. При этом совершенно игнорируется вопрос: а разве с глубоким религиозным сознанием можно было строить и поддерживать общество, где люди одной крови и одной веры буквально топтали своих единоверцев и соплеменников, не обращая внимания на грозное предупреждение Христа: «Горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне, ибо взалчете» (Лк. 6,24,25). «Трудно богатому войти в царство небесное» (Мф. 19,23).

Своему учителю вторит апостол Иаков: «Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды. Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?» (Иак. 2, 57).

Россия была тяжело больна, больна глубоким социальным не равенством, отсутствием справедливости: «черна в судах неправдой черной»,  как писал поэт.

Столыпинская реформа не залечила ран, а лишь разбередила их, еще сильнее подогрев революционную ситуацию. Сама реформа, задуманная отнюдь не для улучшения положения крестьян, а для сохранения существующего строя, проводилась прежде всего в интересах землевладельцев. К тому же она разрушала вековую основу крестьянской жизни – крестьянскую общину, ломая давнюю хозяйственную и нравственную традицию. Чувство братства, коллективизма было в крови русского народа, и оно поддерживалось общиной, оно соответствовало и религиозной установке православия. А теперь по нему наносился сокрушительный удар.

Народ в своем большинстве отторг такое реформаторство, монархию оно не спасло, а революция уже стучалась в умы и сердца. В феврале 1917 года она постучится в двери Зимнего, а в ноябре – вихрем невиданных перемен ворвется в историю.

Уходящий строй не собирался легко уступать арену истории. Грозное время рождало суровые решения, и делать историю в белых костюмах и белых перчатках едва ли было возможно.

Не в интересах большевиков было развязывать гражданскую войну: власть была уже в руках, и укреплять её надо было мирным строительством – народ и так устал от войны. Но у капиталистов были иные планы. Мятеж чехословацкого корпуса в мае 1918 года открывает кровавую страницу Гражданской войны. Но народ в целом уже сделал свой выбор, и не только простой народ. 75 тысяч офицеров царской армии перешли на сторону большевиков – и это не кто-нибудь. Это боевые офицеры, окопники, прошедшие горнило Первой мировой, и, может быть, не для всех их это был легкий выбор, но именно в новой власти они увидели силу, способную удержать страну от распада.

Вот свидетельство знаменитого генерала А. Брусилова: «Революция была русской необходимостью. Большевики во многом оказались правы. Они с корнем вырвали русскую прогнившую аристократию, лишили фабрикантов и помещиков их богатств, накопленных в течение многих лет за счет русского народа. Большевики, наконец, сохранили целостность России».

Гражданская война при всех её жестокостях стала главным референдумом за социализм, где народ винтовкой и шашкой проголосовал за власть Советов.

Октябрь взвихрил историю: на арену вышли новые силы, в умы вошли новые идеи, и капитализм сделал большой шаг назад – в страхе перед новыми революциями европейские и американские капиталисты пошли на значительные уступки: резко сократилась продолжительность рабочего дня, рабочим стали предоставлять различные социальные гарантии.

Мы родились и выросли в эпоху социализма, когда над страной реяли красные флаги, флаги Победы, когда успехами советской науки гордилась страна и раздвигались горизонты будущего, когда принципом общения наций была дружба народов, когда золотой телец не стоял идолом на общественном пьедестале, а в обществе ценились честность и трудовой подвиг.

Мы никогда не забудем это счастливое время, воспетое поэтом: «И пусть нам лучшим памятником будет/ Построенный в боях социализм».

Протоиерей Александр КУЗЯЕВ.

2 Комментарии “Великий Октябрь — взгляд с церковной кафедры

  1. Спасибо автору за правдивое слово защиты коренных причин Октябрьской революции. Вера большинства социальную справедливость сильнее веры лицемеров!

  2. Церковь ведь тоже тоже была разделена Октябрем.Далеко не все приходские батюшки залезали с пулеметами на колокольни ,как это было в Мукомольном переулке летом 18 года.Были другие, которые с церковной паперети благословляли отряды Красной Армии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *