Её слово добром отзовётся

И.Баринова у камина СМИК

5 мая 2017 года исполнилось 60 лет со дня рождения одного из самых ярких ярославских писателей прошлого и настоящего — И.Е. Бариновой.

Юбилейные торжества в областном центре и других городах нашей области начались загодя, отдать дань памяти любимому поэту решили многие и многие почитатели её творчества, поклонники настоящей литературы.

Первый такой вечер памяти в этом году состоялся 28 марта в библиотеке им. Некрасова при большом стечении участников, тех, кому близка и памятна поэт Ирина Баринова, поэт-патриот, поэт-гражданин.

Вечер, о котором идёт речь, следует назвать музыкально-поэтическим, поскольку на стихи Ирины Бариновой написано множество песен известными в стране композиторами. В Ярославле на её стихи положили музыку Вячеслав Тихонов, Лев Булатов, Валентина Павлова, Сергей Коппель и другие. Вот и в этот день украшением праздника в исполнении Валентины Малышевой и Валентины Ковалёвой на музыку Николая Матвеичева, аккомпанировавшего им на баяне, прозвучали давно полюбившиеся ярославцам песни на стихи замечательного поэта.

Со своим взглядом на творчество Ирины Бариновой выступила библиотекарь И.Х. Шихваргер. Воспоминаниями о встречах с талантливым человеком, верным другом и очаровательной женщиной поделились известный художник О.П. Отрошко, руководитель лито «Раёк» Л.В. Кокуёва, поэты Т.И. Галиц и М.К. Сборщикова, профессор Т.В. Дадианова. Мать поэтессы Ольга Николаевна привела выдержки из статей и заметок о творчестве Ирины Бариновой и прочитала стихи, посвящённые её дочери. Её любили, ею восхищались, при ней было легко и радостно.

Не хочется говорить об Ирине Бариновой в прошедшем времени. Слово-то её живёт, вдохновляя, волнуя и радуя. Потому, что все её произведения – стихи, рассказы, очерки – высочайшего художественного уровня, наполнены светом и теплом, чистотой и ясностью, устремлены к жизни. Её художественное слово завораживает. Её строки сразу остаются в памяти, узнаются по неповторимой интонации. Читать Ирину Баринову – душеполезное дело!

Вот её строки – изящные, мудрые и простые одновременно:

Не дай нам бог оторванным листом

скитаться одиноко по чужбинам,

где самый сытый и роскошный дом

не станет ни родным, и ни любимым.

Она знала силу своего обаяния, но никогда не придавала этому значения, никогда не использовала «в личных целях». Наоборот, была скромна и даже застенчива. На первом месте, не считая семью, для неё всегда было творчество. Но она всегда оставалась женщиной – и в творчестве, и в жизни. Была сильной и независимой, но открыто признавалась и в слабости. В одном из ранних стихов пишет:

«Я одного боюсь: вдруг кто-то

Меня решится пожалеть».

А вот – через годы:

Так хочется, чтоб кто-то пожалел,

Устала быть разумной, деловитой,

Отвлечься б от больших и малых дел,

Пожить бы простодушно и открыто.

И если надо, выплакаться всласть,

Всё рассказав о горестях и бедах,

Влюбиться, растеряться, запропасть

И яблока запретного отведать…

Да, стихи Ирины просты, но не простоваты, легки, но не легковесны. Они запоминаются неожиданной точностью и глубиной образа, пронзительной искренностью и, пожалуй, главным – сердечной, душевной открытостью.

Вот я вся тут. Уж едва ли

Предо мной кто устоит.

…Если бы вы только знали,

Как душа моя болит.

Она раньше многих увидела, почувствовала, поняла всю мерзость и подлость постперестроечных лет. По природе она была абсолютно честным и справедливым человеком. Она была естественна и открыта для всех и каждого, кто хоть в чём-то нуждался. Готова была отдать последнее, бесконечно «участвовать в судьбе», помогать словом и делом.

Многие состоявшиеся поэты и сегодня с гордостью называют себя учениками Ирины Бариновой. Возьмите любую её книгу, и сразу можно сказать, что это тонкий и глубокий лирик, точно чувствующий звук и форму. И ещё: мудрая горечь, еле уловимая печаль – вот, на мой взгляд, основная интонация её поэзии последних лет, где она беспощадна к «младошакалам», к антинародному режиму. Будучи, как уже говорил, человеком предельно искренним и честным, она не скрывает ни своей любви, ни ненависти. Из стихотворения «Бойня»:

Опять посылают мальчишек под пули,

Опять матерям и отцам не до сна.

В который же раз наш народ обманули!

Скажите, кому эта бойня нужна?..

В последние лет пять Ирина всё чаще обращается к социальной теме. В её голосе появились суровые нотки, заставляющие тревожно стучать сердце. И не была бы она Ириной Бариновой, если бы уподобилась позиции лизоблюдов и оборотней, ещё вчера восхвалявших коммунизм, а нынче угодливо согнувшихся – чего изволите-с? – у пьяного стола олигархической камарильи. Она могла жить, лишь прямо смотря в глаза людям.

Всё меньше на улицах женщин беременных,

Всё больше на улицах нищих старух,

Всё больше растерянных, просто потерянных

Средь распрей, разлада, и войн, и разрух…

Поэт Ирина Баринова никогда не изменяла своим принципам, оставаясь верной нелёгкой судьбе честного художника. Патриотизм для неё, в отличие от пустобрёхов-перевёртышей:

Вороньё над Россией кружит,

Солнце доброе, щедрое застит.

А Россия распятой лежит,

Лихолетью открытая настежь…

Стихотворение написано под впечатлением от картины «Чёрный ворон над моей землёй» замечательного ярославского художника Олега Отрошко. Мало у кого из нынешних поэтов достанет таланта и смелости так же открыто и честно выразить душевные переживания миллионов сограждан поруганной Родины. Эти строки вписаны в историю Отечества. И если дети или внуки спросят нас: где мы были тогда, о чём думали, что переживали, а мы не найдём своих слов, то в помощь нам – слова поэта.

Ирина не была избалована вниманием власть предержащих. Чиновники от культуры, активно участвовавшие в «незамечании» поэта Ирины Бариновой.

И недруги с наветами

Влезают в жизнь мою.

…Но теми обогрета я,

Кого сама люблю.

И пусть не поубавится

Завистников и зла,

Но верю, что останется

Душа моя чиста.

Ирина знала, что говорит. Как истинный поэт, она была провидцем и точно определила место в жизни и себе, и «недругам с наветами». Где они сейчас? Они, вроде, есть, но их как бы и нет. А через год-другой и вовсе исчезнут из памяти народной. А Ирина – была и будет всегда.

Конечно, бедственное положение, в котором оказался настоящий писатель, а не строчкогон, и её не обошло стороной. Но остро оточенное перо мастера всегда оставалось быстрым и лёгким, мысль свежа и динамична. Ирина Баринова принадлежит к тем большим русским поэтам, кто наиболее талантливо пишет «на злобу дня», не тая в душе ни капельки злобы. Боль – да, злобы – нет. Не раз говорила: «Митинговые кричалки – это не стихи, не поэзия. Не обольщайся, если в ответ тебе восторженно вопит целая площадь. Помни Кульчицкого, сказавшего: «Я б запретил декретом Совнаркома писать о Родине бездарные стихи».

Знаменитой она быть не стремилась. Но всё-таки была таковой. Отмахивалась, правда, от такой характеристики. Известный в стране композитор Григорий Пономаренко, прочитав в журнале «Юность» поэтическую подборку ярославской поэтессы, написал цикл песен на её стихи, которые часто звучали по всесоюзному радио. Кобзон и сейчас, нет-нет, да исполняет её песню «Не дай нам Бог» («Не дай нам Бог оторванным листом…»). Сам слышал, как Иосиф Давыдович говорил, что это одно из самых глубоких музыкально-поэтических произведений в его репертуаре. Плодотворным оказалось творческое содружество с череповецким композитором Геннадием Митяевым – написано более двадцати песен, вышедших на аудио- и видеодисках. Ярославский композитор Вячеслав Тихонов в 2012 году выпустил альбом с нотами на стихи Ирины, озаглавив его «Рябиновые бусы». И по сей день песни на её стихи с неизменным успехом исполняются на концертах и творческих вечерах самого высокого уровня и масштаба.

Но первым композитором, с которым Ирину свела судьба, была Людмила Горячева. Имею право сказать, что буквально до последнего вздоха Людмила Геннадьевна пропевала стихи любимого поэта.

Богатая литературная жизнь позволила Ирине Бариновой создать великолепные воспоминания о встречах и дружбе с великими поэтами – А. Сурковым, Л. Ошаниным, от которого получила рекомендацию в Союз писателей, В. Боковым, Ю. Друниной, Н. Старшиновым, Е. Исаевым, Е. Савиновым. Чрезвычайно интересны и познавательны её эссе и очерки о М. Цветаевой, И.Бунине и других знаменитых писателях.

Никогда не забуду наши визиты к «великим старикам» Ю.А.Ефремову, В.А.Замыслову, В.В. Рымашевскому, В.Ф.Московкину, А.В.Коноплину, И.А.Смирнову, В.А.Лебедеву. И все они, словно сговорившись, восклицали при виде Ирины: «Наше солнышко пришло!». Кстати, Владимир Александрович на своей книжке «Зори и зарева» оставил ей такую дарственную надпись: «Ирине Бариновой, самой талантливой, самой честной и самой смелой поэтессе нашего ярославского края. С пониманием и уважением Вл. Лебедев. 12 октября 2006 г.».

У Расула Гамзатова есть такие строки: «Свет далёкой звезды ещё тысячу лет к нам доходит». Пройдёт время, от большинства людей, в том числе и от тех, кто пытался усмирить и приручить писателя Ирину Баринову, останется лишь тире между датами рождения и смерти.

Но к её бессмертным строкам будут приходить и приходить люди, вчитываться, удивляться, восхищаться воспетой ею красотой. И не приходится сомневаться, что имя Ирины Бариновой в отечественном искусстве останется навсегда, будет звучать всё громче и весомее, всё ярче и живительней будет исходить от него свет, всё нужнее оно будет людям.

Евгений ГУСЕВ, член Союза писателей России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *