Манипуляции с пенсиями

На встрече с журналистами 15 декабря прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев по поводу индексации пенсий сказал: «У нас сложилась непростая финансовая ситуация в начале этого года. И мы вынуждены были принять решение о том, чтобы индексацию пенсий разделить на две части. Вначале заплатить часть, другую — во второй половине года. С учетом текущей ситуации мы заплатили первую часть индексации в виде процентов, а вторую часть индексации, как вы знаете, и как знают наши пенсионеры, мы приняли решение заплатить в виде единовременной выплаты, для того чтобы не создавать макроэкономических проблем».

Что же вышло на самом деле?

Для сохранения покупательной способности пенсии 2015 года на уровне пенсии начала 2014 года последняя была увеличена на размер инфляции 2014 года (на 11,4%).

Но в России (в отличие от других стран) пенсия января не подлежит индексации и выдается в размере пенсии прошлого года, да еще пониженной по покупательной способности на инфляцию декабря предыдущего года (2,62%).

Снижение реального размера назначенных государством выплат за счет высокой инфляции именуется инфляционным на$ логом на получателя и инфляционным доходом для государства. Таким образом, в январе 2015 года государство получило инфляционный доход в размере 63 млрд рублей.

Впервые пенсия 2015 года была выдана в феврале, но по причине неудержимого роста потребительских цен она по покупательной способности уже была ниже установлен$ ной на величину инфляции декабря (2,62%) и января (3,85%). Это принесло государству инфляционный доход за февраль в размере 31 млрд рублей.

И так далее, с каждым месяцем реальная покупательная способность пенсии непрерывно падала, а инфляционные доходы государства росли, пропорционально его неспособности управлять экономикой и денежным обращением.

К концу 2015 года месячная пенсия по причине инфляции упала по покупательной способности до 87% от назначенного размера; за год пенсионеры реально недополучили 10,5% суммы пенсий. При этом инфляционный доход государства составил 640 млрд рублей – именно на эту сумму российские пенсионеры не смогли приобрести в 2015 году нужных им продуктов и лекарств по указанным выше причинам.

Согласно первой пенсионной системе, введенной с 2002 года, пенсии подлежали индексации каждый раз, как только потребительские цены вырастали на 6%. Но во второй пенсионной системе, введенной с 2015 года, установлен твердый интервал между индексациями пенсий $ один год, независимо от темпов инфляции (статьи 15–16 закона «О страховых пенсиях»), что в стране со средней годовой инфляцией 9,5% приводит к нарушению пенсионных прав граждан посредством обложения их огромным инфляционным налогом.

Возвращение к порядку индексации пенсий, установленному в 2002 году, снижает инфляционный налог вдвое, а переход на трех$ месячный интервал между индексациями — в условиях России $ снижает его более чем втрое.

В 2016 году в условиях стагнации экономики и дефицита бюджета государству пришлось изыскивать средства и экономить на неважном и второстепенном. К таким статьям, по мнению государства, никак не могут быть отнесены задачи развития мирового спорта (хотя другие страны в подобной ситуации отказывались от проведения международных соревнований), поддержки банков и др.

Подрывать благосостояние богатейших людей страны посредством введения повышенного налога на их сверхдоходы также признано негуманным. Наше социальное государство в трудные моменты «думает прежде всего о социально незащищенных слоях общества», вот и в этот раз оно вспомнило о пенсионерах и решило сократить их пенсии.

При этом государство смело отменило всего год назад введенные условия индексации пенсий: в 2016 году их решено было индексировать не на размер инфляции 2015 года (12,9%), а всего лишь на 4%, причем только тем 64,3% пенсионеров, которые не работают (закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ). Таким образом, изъятие средств у пенсионеров в 2016 году пошло сразу по двум направлениям – инфляционный налог (который по причине снижения инфляции упал вдвое) плюс недоиндексирование пенсий – и составило 732 млрд рублей.

К концу 2016 года месячная пенсия неработающих пенсионеров упала по покупательной способности до 85%, а работающих пенсионеров – до 80% от уровня начала 2015 года. За год неработающие пенсионеры недосчитались 11,8% суммы пенсий (17 000 рублей), а работающие – 15,2% (22 000 рублей). Пенсионеры – получатели минимальной пенсии (8803 рублей в 2016 году) за год потеряли по 13 000 рублей (в т.ч. только за счет недоиндексации пенсии $ 8300 рублей).

Сейчас нас убеждают, что уцененные инфляцией 5000 рублей 2017 года больше, чем 13 000, 17 000 или 22 000 рублей 2016 года.

В связи с последними манипуляциями с индексацией пенсий возникают два вопроса. Первый вопрос: на каком основании государство считает, что российские пенсионеры есть именно та социальная группа в стране, которая живет слишком жирно и пощипать которую в сложный период совсем не грех? И второй вопрос: почему упомянутые манипуляции с индексацией пенсий не касаются пенсионеров – получателей государственных пенсий по государственному пенсионному обеспечению, численность которых на 1 января 2016 года составила 2,214 млн (4,9% от численности всех пенсионеров (45 млн человек)?

В отличие от трудовых пенсионеров, пенсии которых зависят от собранных пенсионных взносов и индексируются в соответствии с инфляцией, получатели пенсий по государственному пенсионному обеспечению получают пенсии за выслугу лет из средств федерального бюджета, которые назначаются на привилегированных условиях и повышаются (не индексируются) одновременно с централизованным повышением денежного содержания служащих.

Государство обещает проиндексировать в 2017 году пенсию на величину инфляции 2016 года (5,8%), беря за базу недоиндексированную пенсию 2016 года. Но для того чтобы покупательная способность пенсии 2017 года равнялась покупательной способности пенсии 2015 года, нынешнюю урезанную пенсию 2016 года необходимо проиндексировать на 15,0%, или, иначе говоря, поднять до 115% ее размера, иначе произойдет снижение трудовых пенсий на 8,6%, навечно.

Президент России Владимир Путин подписал закон о единовременной выплате 5 тысяч рублей пенсионерам в качестве компенсации за отмену второй индексации пенсий в 2016 году. Деньги получили все, кто успел оформить пенсию и получить ее хотя бы раз до 31 декабря 2016 года.

Решение заменить индексацию единовременной выплатой привело к потерям для пенсионеров. Если бы в феврале пенсии были увеличены на 12,9%, то пенсионеры ежемесячно в этом году получали бы примерно на 1,2 тысячи рублей больше.

Фактически из-за отсутствия индексации они потеряли около 14 тысяч рублей, что единовременная выплата в 5 тысяч рублей не компенсирует.

Из-за этого решения правительства российские пенсионеры будут терять деньги и в ближайшие годы. Допустим, если вы получали пенсию в 10 000 рублей, то при индексации она увеличилась бы на 1200 рублей и стала 11200 рублей. Следующая индексация была бы от 11200 рублей. Теперь с принятием закона индексироваться будет только пенсия в 10000 рублей, единовременная выплата учитываться не будет.

Удивительно, что в таких условиях руководители страны не стесняются постоянно твердить о том, что государство выполняет все социальные обязательства. Неужели они думают, что их хитрые манипуляции с пенсиями остаются неразгаданными обществом?

Вячеслав БАРСУКОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *