Мусор и «мусорных чиновников» — на переработку!

В реальности, в связи с расползанием московского мусора по городам и весям страны, основа официальной политики – масштабное строительство мусоросжигательных заводов. Иными словами, тот путь, который повсеместно в развитых странах признан устаревшим и несостоятельным. В России каждый год образуется более чем 60 млн. тонн твердых бытовых отходов. Это примерно 400 кг на каждого жителя страны. Причем лишь 7-8 процентов из них перерабатывается. 90% мусора отправляется на свалку.

У нас регулярно, особенно перед очередными наступлениями на права трудящихся и ударами по остаткам советских социальных гарантий, любят кивать на зарубежный опыт.

Но вот он. В Швеции утилизируется 99% бытовых отходов, из них 50,5% перерабатывается вторично, а 48,6% сжигается в целях производства энергии, причем эту долю стараются неуклонно уменьшать. Отправляется на полигон менее одного процента мусора – 0,8% . В Германии в полезный оборот возвращается 66% отходов. В числе лидеров по переработке мусора в Европе также Австрия, Бельгия и Нидерланды, в этих странах доля возврата отходов составляет более 50%.

Близкие показатели и в развитых странах Азии. Например, в Японии, небогатой на ресурсы стране, прочно внедрена мысль о том, что любой потенциально полезный продукт должен использоваться. Японцы честно признаются, что в существенной мере позаимствовали свой подход к переработке мусора из опыта СССР. Многим памятны массовые кампании в прошлом нашей страны по сбору металлолома, макулатуры, тары. Эта работа велась системно и планово. Всякий школьник знал, что 54 кг газетной бумаги, сданной в переработку, сохраняют одно дерево. По жилым кварталам советских городов периодически колесили спецфургоны с крупной надписью на кузове — «Вторсырье». Тара была стандартизована и удобна для повторного использования. Об этом хорошо написала Н.Е. Цапурина на страницах «Советской Ярославии» и в своей известной книге о капитализме.

Можно сказать, что общий упадок нашей страны сказался и в этой сфере. Кто же должен решать эту проблему? Очевидно, как единственно верный вариант, это должен делать тот, кто получит прибыль, то есть переработчик. Но тузы мусорного бизнеса Москвы и Подмосковья об этом даже и не помышляют. Свалки и полигоны – куда проще и выгоднее. Они со своим мусором добрались не только до Ярославской области, но даже до границы Архангельской области и Коми АССР. Осталось заполонить московским мусором Дальний Восток? Грязная, вонючая помойка расползается, переходя всякие границы – морали, закона, здравого смысла.

Так не пора ли провести генеральную уборку, вычистить землю от многочисленных распространяющих отраву полигонов, а главное – пройтись метлой по чиновничьим кабинетам и приемным тех, кому нет дела до экологии страны.

В.И. СОКОУШИН.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *