Обыкновенное чудо

В Ярославской области, в 40 километрах от Ростова Великого, среди обширных полей, заросших ядовитым борщевиком, стоит село Ивановское. Ничего, казалось бы, примечательного — сколько таких сёл по России! Но в этом случилось чудо. И чудо это — местная школа. В неё родители везут детей со всех концов страны.

ИВАНОВСКУЮ НА ЛЕХТЕ ШКОЛУ, как именуют образовательное учреждение по названию местной речушки, съёмочной группе телеканала «Красная Линия» показал директор Владимир Сергеевич Мартышин. Он приехал сюда с женой Татьяной и тремя детьми из Москвы пятнадцать лет назад. Уволился из известного столичного журнала и стал, как и супруга, простым сельским учителем. Через два года Владимира Сергеевича единогласно избрали директором школы. Тогда то и стала складываться его концепция целостного развития учащихся, которая теперь привлекает людей в село Ивановское.

директор владимир мартышин
Директор Владимир Мартышин

Школа на 200 учащихся — это пара строений: сруб конца XIX века и здание покрепче, возведённое лет пятьдесят назад. Постройки небольшие: в школьном коридоре — и спортзал, и место для торжественных мероприятий. В учительской на переменах тоже тесновато. Чтобы, например, заглянуть в компьютер, надо занимать очередь. При таких бытовых условиях сразу и не поймёшь, почему конкурс в эту школу доходит до семи человек на место.

Директор объясняет:

— Наша главная задача — воспитание. Ведь если мы сами не будем воспитывать детей, этим займутся другие. И сделают из ребятишек совсем не тех, кого всем нам хотелось бы, не тех, кто по настоящему нужен обществу. Всё это мы уже проходили, и результаты, откровенно говоря, не радуют.

Действительно, в 1990 х годах либеральные «реформаторы» фактически запретили воспитание детей в школе. Там якобы надо оказывать исключительно «образовательные услуги» и, желательно, за дополнительную плату. И ничего другое учителя интересовать не должно.

В Ивановской на Лехте обще образовательной школе традиции отечественной педагогики, заложенные ещё великим Макаренко, отстояли. А параллельно с этим разработали и внедрили собственную программу целостного развития учеников, осуществив такую революционную и полезную реформу в образовании, о которой либералы, больше всех говорившие о «реформах», и подумать не могли.

— Главное для нас — воспитать в детях стремление к добру, любви к ближнему. Это должно быть фундаментальной основой всего образования, — убеждён Владимир Мартышин.

Он лично разработал и внедрил авторский курс «добротолюбия», который в этой школе проходят с первого по одиннадцатый класс.

Историю здесь начинают изучать с истории собственной семьи. Потом — история родного села, района, края, затем страны и всего мира. Именно так, считает педагог, ребёнок на всю жизнь осознаёт своё место в жизни, место в человеческой истории.

Курс краеведения для восьмого класса называется «Мир русской деревни». Зачем восьмиклассникам знать, во что одевались, о чём пели, во что верили их далёкие предки, здесь понимают очень хорошо.

— Любовь к Родине, да и само чувство Родины, возникает по мере проникновения в культуру того народа, к которому человек принадлежит, — объясняет преподаватель краеведения школы Ольга Климзо.

В этой школе ко всем народам относятся уважительно и стараются перенимать любой полезный опыт. Известно, например, что крупные японские компании приглашают учителей каллиграфии для занятий с сотрудниками. Прагматичные японцы обнаружили, что это развивает творческий потенциал работников. А в Ивановской на Лехте школе убеждены: при работе над почерком формируется характер. Поэтому чистописанием тут занимаются с первого класса. Вырабатывают почерк. А одновременно и характер…

Музыку, как и живопись, здесь преподают даже выпускникам одиннадцатиклассникам. Хореография появилась после первой школьной дискотеки, на которую попал Владимир Сергеевич. Появилась как альтернатива дискотекам. Теперь дискотеки здесь называют школьными балами.

— Пятнадцать лет назад балы были коротенькими, большинство детей стояли за углом в джинсах и ждали, когда бал закончится, чтобы «оторваться» на дискотеке, — вспоминает учительница Ольга Аниканова. — Теперь всё по-другому. Бал длится до 11 вечера. А от дискотек отказались, потому что ребята просто перестали на них ходить. Говорят, неинтересно.

занятие по хореографии
занятие по хореографии

Какие же балы без бальных платьев! Девушки шьют их себе сами. А танцевать учатся всё в том же школьном коридоре. Весело и изящно, со вкусом и достоинством.

Илья Ильич Саранди — учитель технологии, выпускник этой же самой школы. Несколько лет тренировался в кадетском отряде «Ивановский спецназ», потом служил связистом под Мурманском, после армии окончил педагогический университет в Ярославле.

— После кадетского отряда было очень легко служить, — рассказывает Илья. — Сразу смог стать дежурным по роте, получал ответственные задания, работал с секретной аппаратурой связи.

В армии ему предлагали остаться контрактником, он не согласился. Какое то время работал в Ярославле. Но всегда тянуло назад, в село Ивановское.

— Как это объяснить? — говорит Илья. — Ну как бы домой едешь, к родителям. Просто, чтобы быть рядом. Со школой то же самое. Приезжаешь — и тебе здесь хорошо.

«Ивановский спецназ», в котором тренировался Илья Саранди, — легендарная среди местных подростков организация. «Спецназ» школе потребовался потому, что добро, которому здесь учат, должно быть с кулаками: и сильным, и умным, и выносливым.

поисковый отряд "Пересвет"
поисковый отряд «Пересвет»

— У нас в «спецназе» очень разнообразная жизнь, — рассказывает ученик 11-го класса Николай Кравцов. — Есть строевая подготовка и занятия по рукопашному бою. Учимся выживать зимой в лесу. В этом году сплавлялись по реке на лодках. Всегда держим себя в хорошей спортивной форме.

Очередное занятие, на которое попала съёмочная группа телеканала «Красная Линия», — рукопашная схватка с автоматами, преодоление полосы препятствий, десантирование с автомобиля. Глядя на этих ребят, понимаешь, что они уже готовые бойцы, которые никогда не подведут, смогут постоять за себя и за Родину.

В школе 12 лет работает поисковый отряд «Пересвет». Ребята выезжают на места сражений Великой Отечественной войны, разыскивают останки бойцов Рабоче Крестьянской Красной Армии. Отвечает за это направление руководитель кружка военной реконструкции Александр Гуреев. Одновременно он и заместитель директора по безопасности, и учитель истории. В общем, забот хватает.

— За эти годы мы подняли из земли останки более пятисот бойцов Красной Армии, — рассказывает Александр. — Устанавливаем имена, находим родственников.

Из своих поездок ребята не раз привозили проржавевшие каски, фрагменты боеприпасов и оружия, много чего. Вскоре возникла идея создать музей, но не было помещения. Тогда сами вырыли землянку и окопы, разместили экспонаты там. И очень тщательно следят за порядком.

Одиннадцатиклассник Николай Кравцов в село Ивановское приехал с родителями из Москвы. В столице остались его товарищи. Как рассказывает Николай, многие курят, употребляют алкоголь, слоняются по улицам без дела, попадают в полицию.

— Если бы жил в Москве, пошёл бы по той же стезе, — рассказывает юноша. — А здесь всё не так. И это замечательно. Тем более что по качеству образования наша школа не уступает московским, многим ещё и фору даст.

В прошлом году одиннадцатый класс Ивановской на Лехте школы выпустили с тремя золотыми медалистами. Ребята поступают в МГУ, на мехмат, в Университет имени Баумана…

Вот такое обыкновенное чудо существует в обычных, на первый взгляд, зданиях сельской школы. Чудо, созданное человеческим умом, руками и душой.

Юрий МЕЛИТОНЯН.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *