Пушкин и Сталин

Пушкин и Сталин

Цель этих заметок – преодолеть предубеждение, что эти две очень значимые личности в истории России находятся едва ли не на разных полюсах ее величия.

В самом деле, Пушкин – поэт, Сталин – государственный деятель; Пушкин – штатский человек, Сталин – военный, хотя и не имел военного образования; Сталин – революционер, Пушкин – мелкий царский чиновник. Пушкин принадлежал к одной исторической эпохе, Сталин – совсем к другой. Как можно эти фамилии вообще ставить рядом?

Но не будем спешить с выводами. Мы сказали, что Пушкин – поэт, а разве Сталин в юности не занимался поэзией? Как стало на Руси известно имя Сталина? В 1901 году была опубликована «Грузинская хрестоматия, или Сборник лучших образцов грузинской словесности». В ней можно было найти стихи Сталина-лирика, посвященные Луне:

Плыви, как прежде, неустанно

Над скрытой тучами землей,

Своим серебряным сияньем

Развей тумана мрак густой…

А вот социальные стихи Сталина:

Когда крестьянской горькой долей,

Певец, ты тронут был до слез,

С тех пор немало жгучей боли

Тебе увидеть привелось…

Далее мы сказали, что Сталин был революционером, но ведь и Пушкин едва избежал судьбы революционера-декабриста, а если перечитать его юношеские стихи, то рядом с ними можно поставить разве что гневный пафос произведений Радищева или Герцена. Прочтите, например, его оду «Вольность». Она была написана в 1817 году, а впервые напечатана лишь в 1856 году в «Полярной звезде» А.И. Герцена. Стань она известна царизму ранее, возможно, жизнь поэта закончилась бы вовсе не на дуэли…

Конечно, Сталин был государственным деятелем, но и Пушкин был государственным деятелем, по крайней мере, по лицеистскому образованию и влиянию на деятельность Николая I, который назвал Пушкина умнейшим человеком своего времени.

Да, Сталин обладал громадной властью над людьми – и физической, и духовной, но кто скажет, когда же Пушкин утратит духовную власть над людьми все новых и новых поколений?

Таким образом, не стоит спорить о значимости личности Пушкина и личности Сталина для истории России. Они навсегда будут принадлежать ей.

Сейчас же речь идет о другом: именно Сталину принадлежит заслуга в раскрытии масштабов личности Пушкина. Именно он открыл его в полной мере для сознания советских людей, нынешних и будущих поколений российского общества. И вовсе не потому, что написал о нем какой-то замечательный труд. Дело в другом, он просто «назначил» А.С. Пушкина главным поэтом России. В этом «назначении» и проявилась гениальность Сталина: просто один гений открыл людям другого гения. Уверен, что этот факт в жизни Сталина мы до сих пор или не поняли, или недооценили…

Разве до Сталина Пушкин был для нашего общества тем же, чем он является сейчас? Да, Аполлон Григорьев сказал об этом поэте: «Пушкин – наше все». Ну что? Прекрасные слова о Пушкине говорили и Достоевский, и Толстой, и Чехов, но на государственном уровне А.С. Пушкин оставался всего лишь одним из поэтов уровня Кольцова, Тютчева. Бальмонта и т. д.

Советская эпоха, разве она сразу же принесла славу Пушкину? Согласно идеям Пролеткульта, старых писателей и поэтов следовало вообще выбросить на свалку истории. Ума хватило этого не делать, но до 1937 года А.С. Пушкину принадлежала довольно скромная роль в нашей культурной истории. Хватало и «своих» поэтов с антибуржуазной закваской, например, А. Блок, Д. Бедный, В. Маяковский и другие.

И вдруг грянули 1937 год (100-летие со дня смерти А.С. Пушкина) и 1949 год – 150-летие со дня рождения поэта. Все это пришлось на Сталинскую эпоху, так что можно не сомневаться, что в возвышении личности А.С. Пушкина решающую роль сыграл, конечно, И.В. Сталин.

Сталин угадал, что именно А.С. Пушкину принадлежит бесспорная объединительная культурная роль в нашей истории. Сталин думал о единении народа. Он понимал, что одной марксистской идеологии для этого будет недостаточно. Необходима была более широкая культурная платформа, объединяющая людей разных исторических эпох, социальных слоев, культур, образования, наций и даже цивилизаций.

Лучшей кандидатуры, чем Пушкин, не имелось. Пушкин, воспитанный на французской литературе, изначально был западником. По происхождению он был дворянином, как он говорил о себе «в шестисотом поколении». По убеждениям он был народником: его поворот к интересам народа особенно поражал Ф.М. Достоевского. Его преданность няне Арине Родионовне – простой крепостной крестьянке – он завещал всем поколениям людей, которые станут чтить его имя.

Царизм не сумел увидеть в личности А.С. Пушкина ничего значимого. Царизм самым позорным образом похоронил поэта – в буквальном смысле слова, словно бомжа. А суд, состоявшийся уже после смерти поэта, постановил «камер-юнкера А.С. Пушкина – повесить».

А Советская власть возвысила поэта. Она оправдала его представления о своем величии: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» И это было сделано не без влияния И.В. Сталина.

Оправдывается его предвидение великого объединяющего начала поэта: его день рождения с каждым годом все больше превращается во всенародный праздник всех россиян.

Н.Ф. БОНДАРЕНКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *