Решается судьба «Ярославльводоканала»

водоканал

12 июля депутатам муниципалитета Ярославля предстоит решить судьбу ОАО «Ярославльводоканал», активы которого оцениваются в 7 млрд рублей. 
В Фейсбуке идет активное обсуждение предстоящего события.
«Я не знаю как зажечь огонь народного протеста по этому поводу, — пишет бывший шеф-редактор информационного агентства REGNUM в Ярославской области Алексей Яковлев. — В ситуации с заменой чугунных решёток это случилось — фактически ярославцы дружно сказали «нет» и власть отыграла назад. Но почему-то тема Водоканала не вызывает бурной реакции. Хотя речь не 23 млн, а о миллиардах! Ярославцы, вас грабят на миллиарды рублей, а Вы молчите. Думаете, что депутаты воспротивятся?»
Приводим полный текст позиции, высказанной депутатом муниципалитета Ярославля от фракции КПРФ Антоном Голицыным в Фейсбуке:

Почему нельзя отдавать Ярославльводоканал
В среду, 12 июля, депутатам муниципалитета Ярославля предстоит решить судьбу крупнейшего актива города, который касается каждого ярославца, потому что все мы пьем воду и пользуемся канализацией. Кроме того, это самая дорогая городская собственность, активы «Водоканала» оцениваются примерно в 7 млрд рублей. Правительство области хочет забрать его себе. Я уверен, что делать этого сегодня нельзя ни в коем случае по ряду соображений.
1. Нельзя спасать сельские водоканалы-банкроты за счет пока еще живого «Ярославльводоканала», они утянут его на дно. Правительство области планирует объединить все водоканалы области, при этом главным в «кусте юг» — Ростов, Переславль, Борисоглеб, Гаврилов-Ям, Некрасовское и т.д. будет именно Ярославльводоканал. Его сотрудники будут заниматься обслуживанием сетей, большая часть которых находится в аварийном состоянии, а обслуживающие их предприятия — в состоянии банкротства или близком к этому. Протяженность сетей «Ярославльводоканала» увеличится в 2,2 раза. Заплатят за это ярославцы, у селян взять нечего: правительство области планирует ввести «средний тариф». Сейчас вода в Ярославле дешевая за счет большого объема потребления – оптом дешевле. Убытки маленьких, но многочисленных водоканалов, наконец, сельских скважин лягут на «ЯВК», и, следовательно, на жителей города за счет тарифа – других источников доходов у водоканала нет. Да, мы живем в одном регионе. Но у правительства области есть другие механизмы решения проблем сельских водоканалов – за счет субсидий разницы между экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения. Кроме того, они могут напрямую субсидировать местные бюджеты, закладывая туда средства на поддержание сетей водоснабжения в нормальном состоянии. Здесь пытаются скрестить ужа и ежа, надеясь на то, что он будет быстро ползать и его никто не съест из-за колючек. Такие мутанты долго не живут.
2. Город попадет в «водяную кабалу» на десятки лет. Правительство области планирует привлечь в новый объединенный водоканал инвестиции. Речь идет о 32 млрд рублей инвестиций. Не спешите радоваться. Эти 32 млрд никто не подарит. Инвестор (кто бы он ни был) должен будет их вернуть. Вернуть их можно только через тарифы на водоснабжение и водоотведение. Вернее, рост этих тарифов. Инвестиции пойдут не только в город, но и в село, где ситуация и с трубами, и системами очистки катастрофическая. А расплачиваться за это будут ярославцы в течение десятилетий. Сегодня годовой оборот ЯВК составляет 2 млрд рублей. Представьте, сколько времени будут «окупаться» 32 млрд инвестиций! Это все равно, что взять в кредит «Порше Кайен», имея доход в 10 тысяч рублей в месяц. То есть эта схема или нереализуема, и объем инвестиций – обман, или это изначально мошенническая схема, когда кредит никто и не собирается отдавать. Разговоры о том, что ЯВК убыточен – обман. Он не может быть убыточным, так как все его обоснованные затраты включаются в тариф. Убыточным его делают намеренно, «вынимая» из него деньги на иллюминацию и цветочки, навязывая кабальный договор с ЯрОблЕИРЦ и намеренно не принимая обоснованные тарифные решения.
3. Являясь главным плательщиком за воду, оплачивая модернизацию систем водного хозяйства всей области, ярославцы не смогут никак контролировать использование своих денег. Сегодня в совет директоров ЯВК входят представители мэрии и депутаты муниципалитета Ярославля. У предприятия есть Хозяин, хороший ли, плохой ли, но есть. Его проверяет городская контрольно-счетная палата, депутаты могут влиять на ключевые решения. При новом собственнике годами сложившаяся система контроля будет сломана. Являются ли полноценными хозяевами пришлые «управленцы», собранные с бору по сосенке со всей страны в правительство области? Чувствуют ли они свою ответственность за город? Это невозможно по определению. А если водоканал будет сдан в концессию или аренду не ярославской компании (а ярославских просто нет, ЯВК самый крупный на этом рынке) контроля вообще не будет никакого.
4. Занимаясь сомнительными экспериментами, областная власть рискует разрушить сложнейшую систему жизнеобеспечения города. ЯВК – это сотни километров труб, десятки насосных станций, огромные очистные сооружения. Все это обслуживают люди, специалисты, которые растут годами вместе с предприятием, чья жизнь неразрывно связана с этой незаметной, но очень важной работой. Уже сейчас власти говорят об «оптимизации», а если рулить этим придет частник, то интересы города для него – ничто, на первом месте у капиталиста всегда прибыль. Сегодня сотрудники городского предприятия получают все положенные соцвыплаты и гарантии. Это держит людей, даже если зарплата невысока. Вмешательство в эту систему, а мы видим, как грубо и зачастую неумело решает кадровые вопросы новая областная власть, может привести к фатальным сбоям. Вспомните, как недавно человек провалился под землю, стоя на остановке в размытый коллектор. А таких коллекторов под нами – десятки километров. Капиталист в погоне за прибылью неизбежно будет экономить: на людях, качестве материалов, ремонтах и т. п. Нельзя пускать капиталиста в важнейшую городскую сферу, где ответственность перед людьми должна быть выше любых других ценностей. Вспомните хаос, к которому привело «ЯрОблЕИРЦ» в Переславле и Рыбинске: они даже квитанции напечатать нормально не могут, не говоря уже об управлении сложнейшим водным хозяйством. В правительстве области нет ни одного компетентного специалиста по этим вопросам, да и откуда ему взяться, если областная власть никогда водохозяйственным комплексом крупных городов не занималась!
5. Областная власть не имеет сегодня морального права решать судьбу водоканала на десятки лет вперед. Просто потому, что ей, этой власти, временной власти, осталось работать всего 2 месяца. Да-да, два месяца. 10 сентября состоятся выборы губернатора. Каким бы предсказуемым ни казался результат этих выборов, «временной правительство» не может сегодня решать такие ключевые вопросы, именно в силу своей временности. Если концессионное соглашение будет заключено завтра, его гарантом должен стать губернатор, избранный на 5 лет. А если завтра этого губернатора не будет? А если этого правительства не будет? Кто ответит за результат – люди с приставками и.о. и временными контрактами из других регионов? Как минимум нужно дождаться выборов губернатора, формирования нового правительства. Но спешка, с которой совершаются эти действия, их тайный характер (депутаты за два дня до решения не имеют никаких документов, не знают, будет ли оно вообще) наводит на очень нехорошие мысли: у нас, у города, у всех горожан хотят по-быстрому отнять собственность стоимостью 7 млрд рублей (на эти деньги можно было бы решить все социальные проблемы Ярославля: школы, сады, дороги) и кому-то передать на неведомых нам условиях.
6. Областные власти – плохой, неэффективный собственник. Управление коммунальными активами не удается Ярославской области. Два крупнейших коммунальных предприятия областного правительства – ЯГК и Водоканал ЯГК – банкроты. На них введено внешнее управление, за которым – распродажа имущества с молотка. Область не может уже 6 лет построить Тутаевскую ПГУ, не исключено, что немалая часть денег, выделенных на этот крупнейший инфраструктурный проект, просто украдена. Вот так область управляет инвестициями. В то время как город сумел получить в 2000-х годах кредит Европейского банка реконструкции и развития на модернизацию Водоканала, успешно выполнить инвестпрограмму и вернуть деньги. Подобного рода проектов в регионе просто нет, все крупные начинания в сфере экономики были провалены (вспомним технопарки), долгие годы региональная власть не могла построить даже КЗЦ Миллениум на президентские деньги.

Решение о судьбе Водоканала предстоит принять 38 депутатам муниципалитета Ярославля. В наших руках – судьба главного имущества города, ответственность за качество воды и чистоту сбросов в Волгу, судьба денег, которые платят и будут платить ярославцы за водоснабжение и водоотведение. По моим данным, с депутатами будут «работать», используя различные рычаги, и логика, общественное благо – не самый главный среди них. Думаю, сегодня народным избранникам стоит вспомнить слова из Устава города: муниципалитет подконтролен и подотчетен только жителям города. Ни исполнительная власть Ярославля, ни правительство области, ни даже Президент не могут влиять по Конституции на местное самоуправление. Будут ли соблюдены эти принципы? Недавно Телеграм-канал «Сны Урлашова», подконтрольный правительству области написал: «В природе найти более корыстного индивидуума, нежели муниципальный депутат, сложно, этот подвид человеческой особи выживает только благодаря чувству природной конъюнктуры». Так ли это? Каждому из 38 депутатов муниципалитета Ярославля предстоит ответить на этот вопрос уже 12 июля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *