Рыбинские архиплуты и протобестии

книга
При социализме мы воспевали борцов за справедливость, за счастье трудового народа – участников народных восстаний и революционеров.
А в капитализме стали воспевать народных угнетателей и эксплуататоров – царей, дворян, помещиков и капиталистов. В Рыбинске, бывшем купеческом городе, подняли на щит купцов. Местные либерально-консервативные интеллигенты с возмущением писали, что якобы Советская власть на протяжении семидесяти лет клеветала на купцов – изображала их эксплуататорами и кровососами. А они-то, мол, на самом деле были благотворителями, пеклись о бедных, строили храмы, приюты и богадельни. Словом – что они были чуть ли не святыми. Или, во всяком случае – достойными гражданами, с которых мы должны брать пример.
Так писали и продолжают писать местные интеллигенты-антисоветчики, желающие воспеть дореволюционное время и пнуть Советскую власть. Но эти антисоветчики зачастую сами же себя опровергают. Они иногда выкладывают такие подробности о купцах, которые резко противоречат образу «благодетелей» и «достойных граждан» и показывают истинную суть рыбинских купцов.
Например, была издана книга под названием «Рыбинск. Благородство и щедрость «темного царства» – о купеческой благотворительности.
Цель книги все та же – изобразить купцов благодетелями, воспеть их. Но, несмотря на цели авторов, правда все равно прорывается. Я процитирую некоторые описания купцов из этой книги. Вот портрет купца Ивана Галунова:
«Из купцов-миллионеров-мукомолов типичной фигурой был Ваня Галунов. Уже в последних классах Ваня начал приобщаться к жизни молодежи, которая именовалась «золотая». Это было посещение ресторанов, цыган, кокоток, отдельных кабинетов и т. д… Окончив Тенишевское училище, Ваня поступил в СПб политехнический институт на экономический факультет, но в институте едва ли бывал дальше раздевалки… Дорогие содержанки, кутежи, бриллианты, которыми он осыпал своих любовниц, начали беспокоить его управляющих… Приезжал Ваня в Рыбинск довольно часто, привозил с собой всегда каких-то прихлебателей. И в Рыбинске продолжались кутежи и попойки. Ежегодно он приезжал на Рождество на студенческий благотворительный бал в каких-то необычных фраках, самых модных в Париже. Небрежно доставал из кармана сотенные бумажки, платил ими за билеты, за программы, за шампанское… Делами своей мельницы Ваня не занимался. Это за него делали управляющие. Сам он вел разгульную жизнь яркого представителя петербургской «золотой» молодежи».
Достойную жизнь вел Иван Галунов, нечего сказать! А вот о подвигах рыбинского купца Михаила Калачева:
«Он имел несколько домов в Рыбинске, лесные угодья на реке Мологе. Калачев был типичным прожектером-авантюристом, ругателем, любителем пооригинальничать. Калачев всегда носился с какими-то идеями и планами».
Дальше мы узнаем об одной такой «оригинальной идее» Калачева. Она состояла в том, что он построил в центре города кафе-шантан «Эльдорадо» (то есть – публичный дом).
«Женский ансамбль под управлением знаменитой мадмуазель Марго, известный шантанный куплетист, различные Фифи, Мими, Зизи, хор цыган… Местные купчики обрадовались новому злачному месту, и там начались еженощные оргии, кутежи и попойки. Дела у Калачева шли бойко…Только детям его стало стыдно смотреть в глаза своим знакомым, а гимназисток Шуру и Зою задразнили в гимназии. Калачева все это мало смущало. Дела шли хорошо, и предприятие себя оправдывало».
Значит, Калачев, как настоящий торгаш, считал, что «деньги не пахнут». Неважно, на чем наживаться, хоть на проституции, лишь бы богатеть.
А вот как прошла жизнь купца Григория Лытикова:
«Капитал достался от родителей. Учился в Рыбинской гимназии, но не окончил ее. Женился на богатой московской купчихе Стриженовой».
Потом мы узнаем, что Лытиков стал ревновать жену:
«Бил жену, приревновал ее и даже стрелял в своего соперника, но промахнулся. Жена ушла от него к другому, и Гриша «закрутил горе веревочкой» и редко его можно было видеть трезвым. А тут еще приглянулась ему бывшая шансонетка от Калачева — Вавочка. Он снял для нее квартиру, и там уже каждый день и ночь шли кутежи и пьянство. Капитал заметно таял. Особняк он продал и постепенно проматывал свое состояние».
Пить, распутничать и проматывать доставшееся от родителей состояние – вот и все дела этого представителя рыбинского купечества. А вот перед нами знаменитый рыбинский купец-заводчик Иван Дурдин:
«Любимым занятием у него были общественные скандалы, Дурдин мог затеять их где угодно: на улице, в цирке, в театре, на балу. Было у него и такое развлечение. На реке Черемухе ежегодно устраивалось катание на лодках… Дурдин спустил на воду большой баркас, на котором стоял накрытый стол, уставленный всякими яствами и винами. За столом сидела подвыпившая компания приятелей Дурдина, горланила песни и ругалась площадной бранью. Подъехать к баркасу было невозможно, так как оттуда неслись пустые бутылки, кружки, стаканы. Когда Дурдин разогнал всех, сорвав таким образом праздник на воде, он еще долго плавал на баркасе, горланя песни».
Но этот наглый скандалист на самом деле труслив и легко поджимает хвост, когда ему дают решительный отпор:
«Как-то в театре он затеял такую игру: сидя в первом ряду, вытянул ноги так, что люди не могли пройти. Кто-то вежливо перешагивал через ноги Дурдина. Но вот со своей женой вошел зубной врач Флигельтауб, человек маленького роста и тщедушного сложения. «Уберите ноги», — сказал он Дурдину. «Что? Ах ты такая-то морда!» Флигельтауб, ни слова не говоря, на глазах у всех закатил Дурдину две такие пощечины, что тот вскочил и не только не ответил, но стоял, как провинившийся мальчишка, затем полупьяной походкой пошел к выходу под веселый смех театральной публики».
***
Вот правдивые портреты рыбинских купцов. Вот какими они были на самом деле. Так описывают их авторы книги, которая по идее задумана была, чтобы купцов прославить. Так где же тут «достойные граждане»? За что их уважать, чем восхищаться? Все описанные купцы могут вызывать только отвращение.
В чем была неправа Советская власть, называя их народными кровососами? Все эти Галуновы, Калачевы, Лытиковы, Дурдины прошли одинаковый жизненный путь. Сперва всеми правдами и неправдами сколачивали состояние. Либо же получили капитал от своих предков, которые его нажили точно таким же путем — обманом, мошенничеством и эксплуатацией. А дорвавшись до богатства – кутили, пьянствовали, развратничали, устраивали дебоши, куражились и измывались над теми, кто был беден и зависим от них.
Выходит, что правду не скроешь. И как ни расшибается рыбинская интеллигенция, чтобы приукрасить купцов – но у нее это плохо выходит. Из-под сусальной краски все равно проглядывает истинный облик рыбинского купца. И этот облик отвратителен. Мы видим в нем не «общественного благодетеля» — а как раз того самого кровососа и эксплуататора, каким его и изображала Советская власть.
Алан Каримов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *