Рыбинский завод «Сатурн»: один с сошкой, семеро с ложкой

Сатурн
Моторостроительный завод «Сатурн» — одно из тех рыбинских предприятий, которым удалось пережить слом социалистической экономики и уцелеть в годы перестроечной разрухи.
Ему крупно повезло. В то время рыбинская промышленность была в отчаянном положении, прямо на глазах шла ко дну. Предприятия агонизировали и закрывались массово, одно за другим. Из названий этих убитых Перестройкой предприятий можно сложить целый траурный список-некролог. «Полиграф», знаменитый на весь Союз, который снабжал весь социалистический лагерь печатной техникой; Электротехнический завод на восточной окраине, который производил элементы для вычислительной техники, в том числе и за рубеж; Оптико-механический завод «Призма»; Завод деревообрабатывающих станков; Завод дорожных машин «Раскат»; Швейно-галантерейная фабрика; Трикотажная фабрика; Кондитерская фабрика. Всех этих предприятий уже нет в живых. Судорожно барахтается судостроительный завод «Судоверфь», который уже несколько лет не может выйти из этого состояния и явно ждет скорого конца.
Хотя буржуазные идеологи кричали до хрипоты о «неэффективности советской экономики», однако факты есть факты. Мы видим, что при «неэффективной» советской экономике все эти заводы великолепно работали, а при «эффективном» капитализме бесславно погибли. «Неэффективная» Советская власть их прекрасно содержала, они давали стране продукцию, трудящимся рабочие места, городу – доход. А новые «эффективные собственники», власть капиталистов – их бездарно развалила, привела к гибели, а после по-мародерски ограбила, ободрала с них и распродала все, что можно. «Эффективные собственники» не только ничего нового не сумели создать, но даже не смогли сохранить и то готовое, что им даром досталось от социализма.
«Сатурн» все же уцелел в хаосе перестроечной разрухи. Это – крупнейшее предприятие в нашем городе. Рыбинские власти всячески им козыряют и пытаются создать впечатление, что «Сатурн» благоденствует, идет в гору, и дела у него обстоят просто великолепно. Однако тень на эту идиллию бросает такой факт: в контакте есть группа «Подслушано на Сатурне», где пишут работники предприятия. Так вот, общее настроение в этой группе резко-критическое по отношению к тем порядкам, которые ныне бытуют на предприятии. Комментарии часто просто кипят обидой, протестом и негодованием.
Нас заинтересовал следующий комментарий:
«Как предприятию получать прибыль, когда добрая половина работающих это сватья, братья, знакомые с кумовьями, получавшие образование заочно и все как на подбор менеджеры, юристы и педагоги, оформленные на рабочие должности. Толпы нахлебников сидят на шее у маленькой кучки действительно знающих свою профессию рабочих».
О том, что на «Сатурне» штат управленцев действительно непомерно раздут, что их количество резко превышает количество рабочих, мы слышали и ранее. Поэтому решили собрать информацию и осветить этот вопрос. Имена всех, кто нам дал информацию, мы сообщать не будем, потому что все они категорически просили этого не делать. Скажем только, что среди них есть и рабочие, и люди из управленческого состава.
Вот что мы выяснили от наших информаторов.
На «Сатурне» работает около двенадцати тысяч человек. Из них рабочих – всего четыре тысячи. И восемь тысяч (то есть, вдвое больше) – всех прочих.
Штат управленцев неимоверно раздут. Огромное количество всевозможных директоров и замдиректоров. К примеру – у Дерунова (когда на заводе работало сорок тысяч человек) был всего один заместитель. У нынешнего директора их десять!
На «Сатурне» принята так называемая «дивизиональная» система управления. Это означает, что за выработку и реализацию каждой отдельной продукции отвечает отдельный штат, который фактически дублирует заводское управление. Отдельный управленческий штат, сопоставимый с управленческим штатом всего предприятия, отвечает за гражданскую продукцию, отдельный за военную, отдельный за морскую. Это увеличивает количество управленцев в разы, плодит множество дублирующих друг друга управленческих систем. Вся эта огромная армия управленцев живет за счет рабочих, занятых непосредственно в производстве.
Причем вот на что особо указывают наши информаторы. Раньше, в советское время, прежде чем выйти в высшее начальство, чаще всего начинали снизу, проходили через все ступени управления. Поэтому у руководителей было знание производственных проблем, опыт общения с людьми, опыт управления на низших управленческих ступенях. Теперь же на управленческие должности продвигают «своих» — родственников и близких тех, кто уже занимает солидные должности в управлении. Поэтому эти люди совершенно не знают проблемы производства, не имеют никакого опыта работы с людьми. Рабочих такие начальники уважать не приучены, не ставят их в грош, относятся к ним грубо и высокомерно. Оскорбительно видеть, как такой скороспелый начальник, которого протащили на эту должность по знакомству или по родству – свысока, по-хамски разговаривает с заслуженным, опытным рабочим, проработавшим на заводе не один десяток лет. А в советское время таких рабочих носили на руках, понимая, что все производство держится на них.
Особенно оскорбляет работников «Сатурна» такое уродство, как чудовищный разрыв в зарплатах рабочих и начальства. Это, впрочем, характерно вообще для буржуазной России, а не для одного «Сатурна». По сравнению с советским временем этот разрыв просто шокирует. Вот пример.
Директор завода Дерунов получал тысячу рублей в месяц.
Начальник цеха получал 450.
Мастер – 250.
Рабочий получал 500 – 800.
А теперь? Теперь расклад такой:
Высшие управленцы получают в месяц около двух с половиной миллионов!!!
Рабочий на станке с программным обеспечением вырабатывает пятьдесят тысяч.
Рабочий на обычном станке – семнадцать тысяч (без вычета налогов, то есть, «грязными»).
Кладовщики, распределители контролеры получают тринадцать тысяч («грязными»).
Разрыв зарплат рабочих и начальства просто вопиющий. Такого в Союзе нельзя было даже представить!
Еще одна проблема – острая нехватка квалифицированных рабочих. Двадцать пять процентов рабочих — пенсионеры. И именно эти двадцать пять процентов пенсионеров – наиболее квалифицированная часть рабочих. У более молодых квалификация не в пример ниже. Фактически рабочие-пенсионеры – лучшие, ценнейшие кадры, то ядро, благодаря которому и живет завод. Но замены этим рабочим нет, потому что новые квалифицированные рабочие кадры не куются. Советское профессиональное образование, которое готовило такие кадры, разрушено полностью. Когда эти рабочие не смогут работать – завод можно будет закрывать.
Наконец, возмущение и даже негодование у рабочих вызывает их профсоюз. Это – типичный «желтый», то есть, подконтрольный начальству, профсоюз. Он существует не для того, чтобы защищать интересы рабочих «Сатурна» – а чтобы манипулировать ими и проводить интересы начальства. Понятное дело, что руководители этого профсоюза не остаются без награды за то, что помогают начальству контролировать и подчинять рабочих. Начальство их услуги ценит высоко и оплачивает их более чем щедро. Например, в декларации председателя профсоюза, депутата Муниципального совета Алексея Соловьева за 2016 год значится 1 918 179,83 рублей.
***
Отсюда ясно, что на «Сатурне» дела обстоят далеко не так блестяще, как пытаются представить рыбинские власти. В «Сатурне» отражаются все противоречия нашего общества. Чудовищный разрыв в доходах между простыми трудящимися и привилегированными чиновниками, униженное положение рабочих и хамское высокомерие тех, кто живет за их счет, старение квалифицированных рабочих кадров, на которых держится производство, и невозможность найти им замену. И эти противоречия на «Сатурне» с каждым днем становятся все острее, также как они становятся острее и во всем российском обществе.
Алан Каримов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *