Советские архитекторы знали, как спасти Рыбинск от переизбытка автомобилей

Гаражи будущего

Рыбинск, как и многие другие города России, задыхается от переизбытка личного транспорта. Автомобили уже некуда ставить. Они захватывают наше жизненное пространство – заполонили дворы, стоят на газонах и тротуарах, перегораживают улицы. Под автостоянки вырубают зеленые насаждения. Значит, переизбыток автомобилей лишает нас зелени, прохлады, чистого воздуха, делает наш город более пыльным, шумным, загазованным, а нас – более нервными и больными.

В советское время, в семидесятые годы, рыбинские архитекторы предлагали решить эту проблему, даже создали проект.  Уже тогда количество личных автомобилей начинало стремительно расти. На тысячу рыбинских граждан приходилось 90 автомобилей.  А, по тогдашним прогнозам, к 2000 году их количество должно было увеличиться до 180 автомобилей на тысячу граждан.

При социализме все было организовано на планомерной, научной основе. Там не было такого, что происходит теперь, в буржуазной России —  о проблеме спохватываются только тогда, когда она уже обрушилась на голову, и начинают судорожно из нее выкарабкиваться. Тогда проблему прогнозировали и начинали к ней готовиться заранее, иногда даже за несколько десятилетий.

Поэтому уже тогда, в семидесятые годы, рыбинское руководство поставило задачу перед архитекторами – подготовиться к решению этой проблемы, сделать так, чтобы увеличение количества автомобилей не затрудняло жизнедеятельность города и не вредило его жителям.

Задача была возложена на двух молодых архитекторов института «Ярославгражданпроект» — Н. А. Лосева и Н. И. Шамина. Архитекторы принялись за дело с воодушевлением. Вот отрывок из разработанного ими проекта:

«Учитывая опыт зарубежных стран, проектировщики предлагают строить гаражи манежного типа. Многоэтажные здания для содержания и обслуживания личных автомобилей, расположенные вдоль магистралей, не только помогут решить одну из самых острых проблем современного города, но и, будучи зданиями оригинальной архитектуры, станут его украшением».

Как видим, архитекторы думали не только о пользе и целесообразности, но и о красоте. Они хотели, чтобы предлагаемые ими здания гаражей еще и радовали глаз, давали их согражданам эстетическое наслаждение.

Насколько известно, были созданы и чертежи этих будущих многоэтажных гаражей, и даже в разных вариантах. Но проект не был воплощен в жизнь. Почему? Потому что этому помешали назревающие в стране контрреволюционные перемены. В конце семидесятых враги советского строя уже значительно укрепились, сумели получить влияние в партийном и государственном аппарате. Пользуясь этим, они работали на разрушение социализма. В частности – тормозили и перекрывали многие нужные инициативы, которые помогли бы решить острые проблемы тогдашней общественной жизни. Иногда такие инициативы дискредитировались, объявлялись несвоевременными, дорогостоящими, и пр.; иногда отправлялись в долгий ящик, гробились бесконечными проволочками. То же самое произошло и с этим проектом.

Так назревающая контрреволюция помешала нашему городу решить проблему личного автотранспорта, обрекла нас задыхаться от излишка автомобилей, жить в атмосфере шума, пыли и бензиновых газов.

Ну, а на нынешнюю рыбинскую власть надежда плоха.  На такой грандиозный проект у нее просто не хватит пороху. Состояние городского бюджета – попросту позорное, рассчитывать, что нам на такое дело «подкинут» денег из регионального бюджета – абсурдно. Если же все-таки что-нибудь подобное и начнет создаваться, если начнут строить такие многоэтажные гаражи вдоль трасс – то, конечно, на сугубо коммерческой основе. За это возьмется какая-нибудь частная компания, естественно, не в целях благотворительности, а ради прибыли.  Значит, и пользование этими гаражами будет по карману только очень немногим. Так что проблема избытка автомобилей останется.  Ее можно будет решить только при другом строе, при единой плановой экономике на основе общенародной собственности – так, как это планировалось сделать в вышеописанном проекте. Конечно, советское государство не стало бы использовать эти гаражи для наживы и обогащения, сдавать их трудящимся по коммерческим ценам.  Они либо сдавались бы бесплатно, либо — по минимальной цене, лишь бы покрыть себестоимость строительства.

Все это еще будет, но – не при этой власти и не при этом строе.

Алан Каримов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *