Троцкий – снова в России

Сто лет назад, 17 мая 1917 года, после одиннадцати лет эмиграции, в Россию вернулся Лев Троцкий.

Этому историческому деятелю современники и потомки даёт самые противоречивые оценки, но нельзя не признать, что он был одним из наиболее выдающихся политических лидеров эпохи революции.

Троцкий возвращался в страну, только что свергнувшую вековую монархию и искавшую свой новый путь. Он горел желанием этот путь указать и повести людей за собой.

Имя Льва Троцкого к тому времени было уже хорошо известно в социал-демократической среде. Как и многие революционные вожди, он чаще чем в России жил за границей. Во время образования социал-демократической партии он не поладил с Лениным и примкнул к меньшевикам, но с началом Первой мировой войны он оказался с большевиками и Лениным одном лагере – лагере противников начавшейся «империалистической бойни».

Троцкий стал лидером группы «межрайонцев», по основным вопросам примыкавшей к большевикам. Кроме него, туда входили такие известные в будущем лидеры Советского государства, та4кие как А.В.Луначарский, В.А.Антонов-Овсеенко, Г.В.Чичерин, А.М.Коллонтай.

Узнав в Февральской революции в России, находившийся тогдав Америке Л.Д.Троцкий поспешил на родину.

По пути, в канадском Галифаксе, он, за свою антивоенную пропаганду, был задержан британскими властями. Ленин в те дни с негодованием писал об этом: «Англичане держат в тюрьме… нашего товарища Троцкого, бывшего председателем Совета рабочих депутатов в 1905 году, арестовали и держат в тюрьме.»

В конце концов, в апреле 1917 года Троцкий был освобождён и в следующем месяце приехал в Петроград.

Между Троцким и Лениным сразу же началось тесное сотрудничество, они активно обсуждали планы присоединения «межрайонческой» группы Троцкого к ленинской партии большевиков.

Leo_Trotzki_1917

Троцкий и Ленин были полностью солидарны в отношении к Временному правительству и к пошедшему на соглашение с ним умеренному большинству в Советах. В июне 1917 года Л.Д.Троцкий писал:

«Мелкобуржуазная интеллигенция, поднятая на неожиданную для неё самой высоту образованием Совета Рабочих и Солдатских Депутатов, больше всего испугалась ответственности, и поэтому почтительно предоставила власть капиталистически-помещичьему правительству, вышедшему из недр третьеиюньской Думы. Органический страх мелкого обывателя перед святыней государственной власти, весьма откровенно проступавший у народников, прикрывался у меньшевиков-оборонцев доктринерскими рассуждениями о недопустимости для социалистов брать на себя бремя власти в буржуазной революции».

С каждым месяцем политическая борьба разгоралась всё сильнее. В грозные июльские дни Троцкий запомнился несколькими решительными действиями.

4 июля Петроград бурлил. Революционные солдаты и матросы требовали отставки Временного правительства, но большевистская партия считала выступление против действующей власти преждевременным и пыталась успокоить народ.

Толпа матросов задержала члена правительства эсера Виктора Чернова, моряки выкрикивали оскорбления и били министра. От самосуда его спас неожиданно появившийся Лев Троцкий. Несмотря на то, что Чернов был политическим противником Троцкого, тот не хотел лишних жертв и бессудных расправ, и потому вступился за него. Троцкий выступил перед матросами с пламенной речью, а затем увёл Чернова за собой. Никто из толпы не решился воспрепятствовать.

Вскоре Временное правительство, оправившись от испуга, развернуло репрессии. Начались аресты вождей большевистской партии, хотя ранее большевики, напротив, пытались утихомирить народ и не допустить кровопролития.

7 июля Троцкий, возмущённый происходящим, написал открытое обращение к правительству, где потребовал собственного ареста. В этом обращении он также выразил уверенность, что на суде он легко сможет опровергнуть все обвинения, возводимые правительством на большевиков.

Вскоре, вместе с А.В.Луначарским, Троцкий был арестован и заключён в тюрьму «Кресты». Освобождён он был только 7 сентября, но период заключения не прошёл для него даром. За время пребывания в тюрьме написал он две работы: «Когда же конец проклятой бойне?» и «Что же дальше? (Итоги и перспективы)», в которых отстаивал необходимость как прекращения Первой мировой войны, так и свержения Временного правительства.

Также июльские события окончательно поставили точку в вопросе формирования союза Троцкого и Ленина. В августе 1917 года, на съезде большевисткой партии, Троцкий и его сторонники были приняты в её состав, сам Троцкий был избран в число членов Центрального комитета.

Так, по словам А.В.Луначарского «несколько неожиданно и сразу с блеском» началась работа Л.Д.Троцкого в партии большевиков. Впереди было руководство Петроградским Советом и подготовка Октябрьской революции, впереди было создание Красной армии и жаркие внутрипартийные дискуссии двадцатых годов, впереди была высылка из Советской России и вражда со Сталиным…

Ленин всегда высоко ценил заслуги своего соратника и в знаменитом «Письме к съезду» назвал Троцкого самым способным членом ЦК.

Сегодня многие, в том числе в коммунистическом движении, склонны критически оценивать деятельность Л.Д.Троцкого, но равнодушным его наследие не оставляет никого, а это, как ничто иное, говорит о масштабности данной личности.

Николай Мишуров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *