Учителю предлагают расти над собой

Каждый год российские учителя встречают 1 сентября с определённой долей опасений и ожиданий по поводу того, что изменится в их работе в новом учебном году. Ведь бесконечные реформы уже приучили педагогов к тому, что по возвращении в учебные заведения после летних каникул их ожидают «сюрпризы» в виде очередных «указаний сверху». Вот и нынешний год не стал исключением. Министр образования и науки Ольга Васильева объявила о внедрении с 2017 года в российские школы так называемой модели национальной системы учительского роста (НСУР).

В НЫНЕШНЕМ году её опробуют в тринадцати российских регионах: в Республике Адыгея, в Кабардино-Балкарии, Чечне, Ингушетии, Татарстане, Хабаровском крае, Ленинградской, Курганской, Томской, Московской, Ярославской, Волгоградской и Рязанской областях. Система учительского роста, по замыслу чиновников, будет направлена на установление уровня профессионализма учителя на основе результатов новой модели аттестации с помощью неких единых федеральных оценочных материалов.

Ещё в конце декабря 2015 года президент РФ В. Путин по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования дал поручение разработать общенациональную систему профессионального роста учителей. Была поставлена весьма амбициозная задача — «сделать российскую школу одной из лучших в мире». Для этого необходимо, мол, уделять особое внимание учителю, в частности, создавать достойные условия для постоянного самосовершенствования педагога, мотивировать его повышать квалификацию, а также внедрять эффективные механизмы поощрения учительского труда. С этой целью, отметил президент, необходимо «обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, например, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации…» Работа над НСУР, как сообщают чиновники от минобрнауки, продолжится до 2020 года.

В школах появятся такие должности, как старший учитель (методист) и ведущий учитель (наставник). Согласно модели НСУР, педагоги получат возможность построения «горизонтальной» и «вертикальной» карьеры. В рамках «горизонтальной», как сообщается в пояснительной записке к модели НСУР, не предполагается занятие учителем новых должностей, происходит последовательный рост его квалификации при усложнении состава трудовых функций: например, от выпускника педагогической программы (начальный уровень) до педагога-наставника (высший уровень). Эти уровни могут соответствовать ныне существующим категориям (первая, высшая).

«Вертикальная» карьера предполагает возможность занятия учителем, который продемонстрировал необходимый уровень квалификации, новых должностей — старшего и ведущего учителя. Она требует новых уровней квалификации, отличающихся от уровня квалификации педагога, соответствующего первой и высшей категории.

По мнению главы минобрнауки Ольги Васильевой, внедрение национальной системы учительского роста даст перспективу молодым учителям, которые теперь будут иметь больше возможностей для карьерного роста. Ведь сейчас у педагога, мол, есть возможность «дорасти» только до должности завуча и директора.

Однако активисты Межре-гионального профсоюза работников образования «Учитель» настроены отнюдь не так оптимистично. В отличие от чиновников они считают вводимую систему не только бессмысленной, но и опасной инициативой.

По просьбе корреспондента «Правды» инициативу внедрения модели НСУР на состоявшейся накануне Дня знаний пресс-конференции в информационном агентстве «Национальная служба новостей» прокомментировал сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.

— Прежде всего надо отметить, что педагог в школе трудится отнюдь не из-за карьерных соображений, — говорит Всеволод Владимирович. — Когда абитуриент выбирает педагогический вуз, в последнюю очередь он думает о построении карьеры. Но даже если, допустим, такие амбиции у него есть, никаких проблем с тем, чтобы продвинуться в дальнейшем в школе по карьерной лестнице, у него не возникнет. Человек, настроенный на карьеру, может сделать её и в педагогике. Есть возможность продвижения на должность завуча, заместителя директора, директора, работника управления образования.

Но всё-таки, на мой взгляд, в большинстве своём учителя идут в школу, чтобы работать с детьми, не задумываясь о каком-либо продвижении по службе. Зачем тому, кто хочет именно работать с детьми, «вертикальная» или «горизонтальная» карьера? Вместо того чтобы внедрять все эти новшества, следовало бы подумать о том, как обеспечить учителю достойный уровень оплаты труда. Ему не нужно быть ведущим учителем или старшим. Дайте ему спокойно учить детей, без бесконечных проверок, бессмысленной бумажной работы. Обеспечьте достойную зарплату за ставку (18 часов аудиторной нагрузки). Сегодня чиновники отчитываются: средняя зарплата учителя по стране составляет 30 тысяч рублей, а по Москве — более 60 тысяч. При этом не говорят, из чего эти цифры складываются. Молчат о том, что практически никто не работает на одну ставку, удваивая и утраивая нагрузку. Заняться нужно прежде всего решением этих проблем.

Кроме того, нет никаких объективных критериев оценки, чтобы можно было сказать: этот учитель на тридцать процентов лучше того, а этот окончил курсы и стал в 2,5 раза лучшим учителем, чем был. Это неосуществимо!

Если национальная система учительского роста будет введена, это приведёт к ещё большему бюрократизму в школах, к увеличению неоплачиваемой работы и к дальнейшему расколу педагогического коллектива.

Я думаю, чем меньше чиновники будут указывать, как учитель должен расти над собой, тем будет лучше.

Как отмечают в профсоюзе «Учитель», неизвестно, будет ли так называемая вертикальная карьера связана с ростом зарплаты и каким именно образом. Сегодня школы получают определённое финансирование в соответствии с региональными нормативами. Если не предусмотреть дополнительных расходов в бюджете города или региона, то появление новых должностей будет означать простое перераспределение школьного бюджета между учителями, что приведёт к неравенству в зарплате и неизбежно скажется на отношениях в коллективе.

Помимо всего прочего, введение НСУР наверняка потребует новой отчётности от школ и дополнительной аттестации учителей, которые и без того завалены бумажной работой и трудятся зачастую на 1,5—2 ставки. Присвоение новых званий предполагает выполнение дополнительных трудовых функций, в частности, разработки программ, а также методической работы и т.д. Как это будет сочетаться с выполнением педагогами их основной обязанности — обучения детей — непонятно. Будет ли это рассматриваться как дополнительная работа с соответствующей оплатой или старший учитель и ведущий учитель смогут иметь более низкую нагрузку?

Пока вопросов у учителей гораздо больше, чем ответов.

Алена ЕРКИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *