Эльхан Мардалиев о форме правления, навязанной стране в 1993 году

_MG_7340

На митинге памяти защитников Белого дома, прошедшем в Ярославле 3 октября, выступил секретарь Ярославского областного комитета КПРФ, первый секретарь Заволжского районного комитета КПРФ, депутат Ярославской областной Думы Эльхан Яварович Мардалиев.

_MG_7491
Э.Я.Мардалиев выступает на митинге

В своём выступлении Э.Я.Мардалиев подробно остановился на том, как события 1993 года повлияли на развитие политических институтов Российской Федерации.

В результате осуществлённого тогдашним Президентом РФ Б.Н.Ельциным насильственного разгона всенародно избранного парламента – Верховного Совета, стране была навязана новая Конституция.

Эта Конституция создавалась по президентскому проекту, и поэтому не случайно вошла в историю как «ельцинская конституция». Она действует и поныне.

Э.Я.Мардалиев отметил, что статья 80 Конституции даёт Президенту огромные полномочия и фактически ставит его над всеми ветвями власти.

Это входит в противоречие со статьёй 10, вводящей принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Декларировав этот принцип, авторы Конституции отошли от него, выведя из системы разделения властей Президента, то есть нарушив данный принцип на самом высшем уровне.

Можно выделить следующие основные элементы Конституции 1993 года, усилившие власть Президента РФ и ограничивавшее права вновь избранного парламента – Федерального собрания:

  • Россия была объявлена президентско-парламентской республикой с широкими полномочиями Президента.
  • Федеральное собрание (парламент) стало двухпалатным (Совет Федерации – верхняя палата; Государственная Дума – нижняя палата). Таким образом, создавался барьер против принятия законов, нежелательных для Президента и правящей группировки.
  • Региональные и местные законодательные собрания не были подчинены Федеральному собранию (в то время, как региональные и местные высшие должностные лица остались подчинены Президенту).
  • Президент мог наложить вето на принятые законы (хотя и не во всех случаях), он мог досрочно распустить Государственную Думу.
  • Президент фактически стал главой исполнительной власти: он назначал и отстранял от должности Председателя Правительства (хотя, утверждала его Дума), утверждал кандидатуры всех членов Правительства, мог председательствовать на заседаниях Правительства и требовать отчёты от членов Правительства. При этом, Президент не нёс личной ответственности за действия Правительства.
  • Президент назначал членов судов высшей инстанции (хотя утверждал их Совет Федерации), имел право помилования осуждённых.
  • Конституционный суд теперь не мог рассматривать вопросы по собственной инициативе – только по запросам иных органов власти.
  • Был упразднён пост вице-президента.

Депутат Государственной Думы от КПРФ Олег Смолин на теледебатах, прошедших в 2012 году так охарактеризовал роль Президента, согласно действующей Конституции: «Статья первая — Президент всегда прав, статья вторая – кто не понял, смотри статью первую».

«Самодержавие, обшитое парламентскими досками» — такое высказывание В.И.Ленина вполне применимо к форме правления, созданной в Российской Федерации после переворота 1993 года.

Э.Я.Мардалиев подчеркнул, что плоды утверждения такого «самодержавия» мы пожинаем сейчас:

«Прежняя форма правления давала всенародно избранному парламенту – Верховному Совету» реальные полномочия для контроля деятельности Президента, Правительства и других высших органов власти. Как Верховный Совет, так и советы разных уровней по всей стране имели возможность действовать как независимые представительные органы, могущие служить противовесом амбициям руководителей всех уровней, они реально могли защищать интересы народа против произвола властей.

В политической системе, установившейся после переворота 1993 года, всенародно избранные представительные органы оказались лишены реальных  полномочий и возможностей, они были полностью подмяты под «вертикаль власти», то есть – под псевдофеодальную систему, где власть оказалась представлена местными «царьками» разных уровней, подчинёнными Президенту, наделённому псевдомонархическими полномочиями».

Очередная, двадцать четвёртая годовщина расстрела Белого дома вновь напоминает нам о необходимости борьбы против навязанного стране в те дни «президентского самодержавия», за расширение прав представительных органов, за реальное народовластие.

Николай Мишуров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *