БИТВА ЗА ПРИГОРОДНЫЕ ПОЕЗДА

Как сохранить пригородные пассажирские перевозки на поезде и сделать их дешевле?  На прошлой неделе речь об этом шла на заседании комитета областной Думы по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству. Вопрос этот совершенно не праздный и «гиря давно дошла до полу». Это подтверждает тот факт, что его обсуждали уже на уровне президента Владимира Путина. Глава государства дал поручение сохранить пригородные железнодорожные перевозки в полном объёме. Выполняют ли это требование в Ярославской области? Оказалось, что у нас всё не слишком гладко.

 

Слушания начались с выговора в адрес Северной железной дороги, которая попросту не прислала для депутатов никакой информации по рассматриваемому вопросу. Представители монополии, очевидно, оказались слишком заняты, чтобы ответить парламентариям. Хотя запрос из Думы был отправлены в срок, за целый месяц до заседания комитета. В результате, законодателям пришлось задавать кучу уточняющих вопросов, а обсуждение затянулось на два часа!

Непосредственно перевозкой пассажиров в Ярославской области занимается «дочка» СЖД – Северная пригородная пассажирская компания (СППК). Правительство области, в свою очередь, отслеживает пассажиропоток и определяет размер субсидии для железнодорожников на возмещение затрат по оказанию транспортных услуг. Вот только аппетиты у СППК, даже по мнению исполнительной власти, сильно завышены. Сейчас на компенсацию в областной казне уже заложено 165 миллионов рублей. Дополнительно требуют ещё 400 миллионов! А с 2011 года СППК вообще выставляет огромную сумму задолженности в 1 миллиард 600 миллионов рублей. Откуда вообще взялась такая цифра? Понять это без дополнительных данных было сложно. Поэтому парламентарии задались разумным вопросом: насколько эффективна деятельность самой СППК?

— Поскольку основной ваш учредитель – Северная железная дорога, то какими основными средствами владеете непосредственно вы? – поинтересовался заместитель руководителя фракции КПРФ Эльхан Мардалиев.

Оказалось, что компания владеет лишь определённым оборудованием и контрольно-кассовой техникой. Всё остальное находится в аренде. То есть, попросту говоря, она является лишь посредником между монополистом в лице РЖД и простыми жителями. И такого, казалось бы, ненужного посредника надо содержать. А содержание это влетает в кругленькую сумму. Такой подход выглядит крайне странным. У любого нормального человека возникнет вопрос: зачем такие сложности? Ведь раньше в РЖД централизованно решали все вопросы: от пассажирского сообщения до грузоперевозок. Сейчас получается, что монополия как бы разделила все виды своей деятельности на «доходные» и «неприбыльные». И раздала их в ведение самостоятельным структурам. То есть раздробила единую мощную систему на кучу обособленных направлений. В результате кто-то получился сверхбогатым, а кто-то (как СППК) – обречённым на убытки. Ещё совсем недавно их можно было бы покрыть за счёт прибыли от грузоперевозок. Но, в результате непродуманного реформирования, их вывели из под хозяйственного ведения РЖД.

— Почему сегодня нельзя вернуться к регулированию грузовых перевозок в рамках единой компании – РЖД, как это было десятки лет? Зачем было дробить единую систему и своими же руками передавать прибыльное дело другим структурам?! Вопрос крайне серьёзный, он носит острый социальный характер. Сейчас, когда начнутся массовые поездки на дачи, мы увидим реакцию ярославцев. На мой взгляд, нужно обращаться в Правительство области и через него выходить на федеральные структуры. Чтобы в Государственной Думе или в Совете Федерации рассмотрели вопрос хотя бы частичного покрытия затрат на пригородные поезда за счёт грузовых перевозок. Чтобы этими процессами управляла единая структура – РЖД. И чтобы убытки она покрывала самостоятельно, а не выставляла нам астрономические суммы в 1.6 миллиарда рублей. Потому что все дополнительные платежи в конечном счёте лягут на плечи жителей области. Так сколько можно решать проблему подобным образом! – обратился к собравшимся руководитель фракции КПРФ А.В. Воробьёв.

Слова лидера ярославских коммунистов подтвердил и председатель областного Союза садоводов Анатолий Карев. Анатолий Иванович отметил, что проблема – как добраться до своих дачных участков – возникает из года в год. И раз за разом вызывает всё новые и новые сложности. Между тем, пригородными электричками в массе своей пользуются пожилые люди. И на них сокращение маршрутов и повышение стоимости проезда сказывается крайне негативно.

Между тем, тарифы на перевозки уже растут. На заседании комитета руководитель областного агентства транспорта Евгений Ильичёв благостно заверил, что повышение не будет выше 15%. Коммунисты были, мягко говоря, удивлены такими данными.

— У нас есть информация о повышении стоимости проезда до 55-70%! Это касается, например, Даниловского и Рыбинского направлений. То есть речь идёт о гораздо большем росте, и с вашими данными это расходится. Как это понимать? – поинтересовался Александр Воробьёв.

Евгений Ильичёв отметил, что 15% — это «средняя температура по больнице». То есть где-то может быть рост, а где-то – снижение. Чиновник действительно назвал примеры маршрутов, где стоимость снизилась. Вот только все они располагались в пределах городской черты (например, от вокзала «Ярославль-Главный» до станции Филино в Заволжском районе). Думается, что электричкой в данном случае пользуются считанные единицы. Ведь проделать аналогичный путь на прямой маршрутке или на городском автобусе будет в два раза дешевле. Зато по-настоящему востребованные направления, как отметили коммунисты, в цене только растут. При этом, методика формирования тарифа остаётся совершенно непрозрачной и непонятной. И с этим вопросом ещё предстоит разобраться.

Руководитель агентства транспорта также заверил, что сокращать пассажирские перевозки железнодорожным транспортом пока не планируется. Но ведь президент дал чёткое указание не только остановить все маршруты, но и вернуть ранее ликвидированные. А в нашем регионе остались как минимум два маршрута по одному направлению, которых пока возвращать не торопятся. Это «Рыбинск-Сонково» и «Рыбинск-Пищалкино». Что за избирательный подход?

От первого маршрута начальник службы развития пассажирских сообщений СЖД Сергей Пастернак, присутствовавший в зале, открестился. Дескать, путь пролегает не только по территории Ярославской области, но и в соседней Тверской. И вопрос сохранения движения нужно решать как минимум, властям двух субъектов, а как максимум – чуть ли не в Министерстве транспорта. Хорошо, пусть так. Но почему это даже не начинают делать? Ведь и чиновники, и руководители железной дороги, вроде как, и поставлены решать такие задачи! Ответа на это не последовало. А вот объяснение, почему ликвидировали дневной поезд на Пищалкино, со стороны господина Пастернака получилось откровенно смешным.

Дело в том, что железнодорожная ветка Рыбинск-Некоуз-Сонково проходит через несколько населённых пунктов. Пищалкино расположено практически на границе областей. Рядом — большой посёлок Октябрь, центр поселения. Предыдущая станция – Родионово (пригородный поезд сейчас доходит только до неё) находится за несколько километров. Люди вынуждены брать машину и платить по 300-350 рублей, чтобы добраться до конечного пункта назначения. Так что маршрут очень востребованный. И по информации, поступившей в КПРФ, ездят на нём не два человека. Почему бы не вернуть его? На это Сергей Пастернак ответил, что поезду в Пищалкино, якобы, негде разворачиваться. Поэтому конечной станцией и выбрали Родионово. Но спрашивается, как же поезда ходили раньше? Ведь после сокращения электричек до станции Сонково конечной остановкой стало именно Пищалкино! Одним словом, абсурд. Или банальное не владение ситуацией.

Итогом длительного обсуждения стало несколько требований в адрес СЖД и Правительства области. Им предстоит проанализировать наиболее популярные для населения маршруты и определить, насколько завышенной оказалась стоимость проезда. Кроме того, механизм формирования тарифа в регионе должен стать прозрачным. Для этого в комиссию необходимо привлечь представителей всех фракций в областном парламенте. Чтобы депутаты могли контролировать обоснованность затрат и докладывать об этом жителям области. После получения всей информации, в Думе вернутся к рассмотрению вопроса о железнодорожных перевозках. Произойдёт это уже в апреле.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *