Песня людям также нужна, как птице крылья для полета

Так сформулировал однажды в одном из интервью смысл своей творческой деятельности выдающийся советский поэт – песенник Михаил Львович Матусовский. Родился он 23 июля 1915года в г. Луганске, который в советский период назывался Ворошиловградом. Неслучайно тогда главной достопримечательностью его было рабочее место на паровозостроительном заводе будущего первого красного маршала К. Е. Ворошилова. Времена проходят и меняются приоритеты. Сегодня Луганск – столица самопровозглашенной народной республики, население которой в знак протеста насильственной украинизации проголосовало на своем референдуме за выход из состава Украины. Более года жители непризнанной республики подвергаются военной и экономической блокаде. В противостоянии с националистической властью Киева им помогают добрые люди из России, в том числе из Ярославля. Уже в девятый раз (20 июля с. г.) ярославские коммунисты под руководством Э. Мардалиева и А. Лейкина, подвергаясь опасности быть обстрелянными украинскими силовиками, привезли в Луганск очередную партию гуманитарного груза.

Луганчане полны решимости отстоять свои права на существование русской культуры и духовности, на общение на русском языке. Об этом свидетельствует тот факт, что они, находясь в таких тяжелых условиях, широко отметили юбилейный День рождения своего знаменитого земляка – 100 лет. Нам, ярославцам, негоже быть в стороне от юбилея замечательного поэта – песенника, поскольку одну треть своих песен он написал совместно с выдающимся советским композитором В. Баснером, уроженцем г. Ярославля, закончившего Ярославское музыкальное училище им. Собинова. Совместно они написали такие песенные шедевры, как « С чего начинается Родина?», «На безымянной высоте», «На вечернем сеансе», «Белой акации гроздья душистые», «Березовый сок» и др. 31 мая в Актовом зале состоялся большой концерт, посвященный 100 – летию со Дня рождения М. Матусовского, в котором приняли лучшие вокалисты и поэты г. Ярославля. В концерте прозвучали наиболее популярные песни и любимые народом песни на слова М. Матусовского, а также стихи, посвященные его творчеству. Со

вступительным словом о творческом пути выступил кавалер Почетного Знака г. Ярославля 3 – ей степени Владимир Корнилов.

Согласно автобиографической книге «Семейный альбом», он родился в семье владельца городского фотосалона. Его отец мечтал, что маленький Миша пойдет по его стопам и станет фотографом. Либо будет музыкантом, поскольку у ребенка рано проявились задатки к музыке. По словам М. Матусовского, его родителям грезился концертный зал с роскошными люстрами, а на сцене их сын раскланивается перед публикой после очередного концерта. Ни той, ни другой родительской мечте не суждено было сбыться. Он прославил свой род иным дарованием – поэтическим.

Революционные события и гражданская война внесли свои коррективы в его судьбу. Чтобы поступить в строительный техникум, он, как выходец из зажиточной семьи, должен был иметь документ о наличии рабочего стажа. После окончания школы ему пришлось поработать в заводском клубе: писал афиши, рисовал карикатуры для многотиражки, работал тапером во время очередного киносеанса (тогда фильмы были немыми и их воспроизведение шло под живую музыку на пианино). Поступив в строительный техникум, он, будучи студентом, уже руководил возведением двухэтажной медсанчасти на территории паровозостроительного завода, устоявшая в годы немецкой оккупации. Его жизнь складывалась таким образом, что отдать себя полностью поэтической музе никак не предоставлялось возможности. Хорошо, что в его судьбу, как, кстати, в жизнь многих выдающихся людей, вмешался господин счастливый случай. В Луганск на встречу с любителями поэзии приехали поэты из Москвы – Е. Далматовский и Я. Смеляков. М. Матусовский осмелился показать им свои вирши, с его слов, в «затрепанной тетрадке». Гости оценили их довольно высоко и не без их поддержки поступил в Литературный институт, который успешно заканчивает в 1939 году. И тут же становится аспирантом при Московском институте истории, философии и литературы и в начале войны защищает диссертацию по древнерусской литературе. В этот период совместно с К. Симоновым издает книгу рассказов и стихов «Луганчане».

Великая Отечественная война заставила сменить гражданскую одежду на военную форму: в течение всех 1418 дней он служил военным корреспондентом на фронте. Находясь все время на передовой, за проявленное мужество и героизм он не раз был награжден орденами и медалями. Так получилось, что за годы войны

не появилось ни одной песни на его слова. Лишь после войны в 1948 году ему улыбнулась фуртуна на этом поприще. Это была песня «Вернулся я на Родину» на музыку М. Фрадкина. Первым ее исполнителем стал Л. Утесов. Однако всенародного признания она достигла после исполнения знаменитым советским певцом Ю. Богатиковым. Ее запела вся страна.

Правда, ради истины следует отметить, что на самом деле первой его песней был «Сиреневый туман», написанный им в 1935 году, когда он учился в Луганском строительном техникуме. Мелодию к ней подобрал однокурсник по учебе А. Сашин. В послевоенное время она получила широкое распространение в молодежной среде, особенно в студенческой. Ее пели в основном за праздничным столом, у костра в походе, во дворах, поскольку власти от культуры воспринимали ее несколько вульгарной и даже полублатной. Вывел эту песню на подмостки большой эстрады и в радиоэфир известный в 60 – годы эстрадный певец В. Маркин, который считал ее фольклорным вариантом студенческого гимна.

Творческая деятельность М. Матусовского, как поэта – песенника, продолжалась на протяжении 30 лет. В содружестве со многими выдающимися советскими композиторами (Соловьев – Седой, Баснер, Пахмутова, Хренников, Дунаевский, Фельцман, Фрадкин) и певцами (Хиль, Магомаев, Сенчина, Отц, Кобзон, Лещенко и Гуляев)он создал более 60 прекрасных песен, которые любимы народом и исполняемы на сцене до сих пор. Создание песен требовало от поэта не только огромной творческой самоотдачи при отшлифовывании той или иной строчки, поиска подходящего слова или фразы, но и проявления большого такта во взаимоотношениях с тем или иным композитором или государственным чиновником, от которого зависела судьба песни: пускать ее в эфир или нет.

Знаменитый «Школьный вальс» рождался в довольно сложных взаимоотношениях между М. Матусовским и И. Дунаевским. Поэт написал стихотворные строчки на тему «воспоминание о школе», посвященное своей любимой учительнице Марине Семеновне Тодоровой, преподавательнице русского языка и литературы. По его рассказам, она была первой наставницей в его детских творческих литературных дерзаниях. Ей первой показал стихотворение – пародию на «Евгения Онегина», бытовою комедию в стиле Гарина – Михайловского, популярного писателя в конце Х!Х века. Она, возвращая его на землю, не читала ему нотаций, а предлагала читать

настоящие книги, развивая его литературный вкус. У И. Дунаевского были свои представления о песне, посвященной школьным годам. По его замыслу она должна отразить общие и дорогие для всех выпускников чувства и думы: любовь к школе, педагогам, Наконец, к большой и малой Родине. Она обязана объединять миллионы советских выпускников. Идя в поисках подходящей фразы и музыкальной интонации навстречу друг – другу, они в конце – концов сотворили тот вариант песни, который исполняется по настоящее время. Она получилась грустной, щемящей за душу и в тоже время оптимистической.

По иной причине были трудности с донесением до слушателей песен «Подмосковные вечера» и «С чего начинается Родина?». Песня «Подмосковные вечера» М. Матусовским и Соловьевым – Седым былинаписаны были для фильма «Мы были на спартакиаде». Руководство киностудии вызвало авторов в Москву (оба жили в Ленинграде), чтобы выразить им обоим свое недовольство в отношении вялости и меланхоличности мелодии и чрезмерной по тем временам интимной тональности песни. По мнению строгих критиков, в песне стоило отразить пафос побед советских спортсменов, их стремление к новым достижениям во имя прославления Родины. Им удалось отбить все атаки оппонентов и убедить их в необходимости звучания песни по тональности и содержанию согласно их творческому замыслу. Удаче и оглушительной популярности этой песни способствовало, конечно, теплая и задушевная, трогательная и берущая за душу манера исполнителя В. Трошина, великолепного эстрадного певца 50 – 60 — х годов. Она настолько всколыхнула людей тогда, что когда звучала с эстрады, то последнюю ее строчку хором вместо слов «подмосковные вечера» пели в зависимости от географии проживания ярославские, ленинградские, вологодские и т. д. вечера. Вот уже 59 лет песня не сходит с подмосток эстрады, являясь вокальной визитной карточкой сначала СССР, а теперь России за рубежом. Ее мелодия звучит в качестве позывных радиостанции «Маяк» каждые полчаса на протяжении более 50 лет. Кстати, через несколько лет подобным творческим путем пошли А. Пахмутова, Н. Добронравов и Л. Лещенко, создав и исполнив песню при закрытии Олимпиады – 80. Она не имела успеха такого успеха, как «Подмосковные вечера». Она оказалась слишком слезливой, да и сюжет ее оказался слишком однозначный: прощание с Олимпиадой.

Куда больше критиков и недоброжелателей (причем до сих пор) появилось в отношении песни «С чего начинается Родина?» из кинофильма «Щит и меч». Назначение фильма – показ нравственного превосходства советских разведчиков над зарубежными. В силу этого режиссер фильма В. Басов решил начать фильм с такой песни, которая сразу вводила зрителя в мир личных переживаний главных героев, связанных с высоким понятием «Родина». Нашлись критики, которые посчитали, что в формулу любви входят не «запевка скворца», а «пение соловья»; «не стук вагонных колес», а «рокот космодрома» и т.д. Современным критикам песни не нравится упоминание об отцовской буденовке, поскольку, в силу их либеральных и монархических убеждений, солдаты Красной Армии – это скопище бандитов и мародеров, погубивших цвет нации, дворян и интеллигенцию.

К сожалению, сегодня в силу идейно – политического хаоса в в умах россиян, как следствие отсутствия государственной идеологии в обществе, представление о том, какой должна быть наша Родина, чрезвычайно размыто. Тем не менее, ясно, что без формирования у граждан глубокого чувства любви к России, у нее нет будущего. Может быть, этим и вызвано, почему для нашего Президента именно эта песня является песней номер один. Нельзя забывать, что он по своей основной профессии – разведчик.

Рассказы об истории создания песен М. Матусовского можно продолжать и продолжать, поскольку многие из них прошли путь от терний к общественному успеху. Отбор каждой из них был жесткий, в том числе и со стороны слушателя. Когда говорят о природе популярности песни, то, в первую очередь отмечают, что она ментально по содержанию должна включать традиционные нравственные и духовные ценности народа и отражать специфику эпохи, в которой живут ее авторы и слушатели. Считаю, песни М. Матусовского соответствуют данному критерию, поэтому у них долгая и счастливая судьба – судьба не забвения.

 

 

Корнилов Владимир, доцент кафедры Ярославского филиала ЛГУ им. А.С. Пушкина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *