Волковский фестиваль 2015

День первый. Открытие 16-го по счету Волсковского театрального фестиваля состоялосьв театре им. Волкова в субботу 12 сентября.

Открытие немного задерживалось, зрители раз пять начинали хлопать. На экране показали кадры прежних фестивалей и всех знаменитостей, которые раньше приезжали на фестиваль

На открытие присутствовал губернатор С.Н.Ястребов, заместитель министра культуры А.В.Журавский.. Последний и вручал лауреатам грамоты о присуждении премий им. Ф.Волкова в театральном искусстве. Приятно было слышать, что лауреатом стали театр из Воронежа – театр кукол им. Вольховского. Воронежские театры и студенты неизменно на все фестивали, что проходят в Ярославле (БТР в том числе) привозят всегда замечательные спектакли. Ответное слово говорила представитель театра, говорила о его истории, начавшейся в 1925 году. Рассказала также и том, что методом народной стройки в 1984 году театр кукол получил новое здание. Да, как не вопят либеральные злопыхатели против советской власти, но следует признать, что наиболее мощное течение настоящей русской культуры, культуры для всего народа, начинается с установления советской власти на просторах бывшей царской России. И продолжалось с утверждением советской власти. Боюсь , что русская настоящая классическая культура закончится тогда, когда уйдут их жизни поколения советских людей!

Потом грамоту вручали Мичуринскому театру, что тоже радовало- премии дают не только областным театрам, но и районным.

Премию им. Ф.Волкова вручали и Самарскому театру оперы и балета. В ответном слове (из песни слов не выкинешь) прозвучало, что театр существует с 1931 года. Да в сталинскую индустриализацию большевики не забывали и о культуре.

Стала лауреатом и актриса театра им. Волкова – Светлова (спектакли «Екатерина Ивановна», Дом Бернарды Альбы» и др.), актриса Мичуринского театра

Приехали на фестиваль и знаковые фигуры, любимый актер Табаков . Он фактически и открыл фестиваль.

Первым фестивальным представлением стало выступление Московского областного хора им. Кожевникова. Их выступление называлось «Перезвоны. По прочтении Шукшина». В программке режиссером всего действия значился Д.Азаров, а дирижером Н.Азаров (?!)

Вышел хор в черных костюмах и босиком. Начали петь. Сразу отмечу, что голоса замечательные, а солисты и вовсе с оперными голосами. Но стразу началось нечто странное. На сцену понесли атрибуты русского быта – самовар, чугунки, прялку, ступу, и стали выставлять бутыль и стаканы. Какие-то новые веяния появились в хоровом искусстве. Я хоть и присутствовала неоднократно на хоровых фестивалях, но видно «поотстала».

Начальные распевы я еще улавливала. Слышалось «Весело нам на душе, вожжи натянуты», потом распевы примерно такие же: «Сердце бьется током, весело на душе». Между понятными словами как бы припевами звучали: «Нори-нори».. Припевы продолжались долго, распевы тоже неоднократно повторялись. Я еще подумала – разогревают голоса, далее мол начнут «по существу». Потом строй хора начал перемещаться по сцене. Запели про двурогую луну. А перед хором разворачивалось другое действие – были поставлены стулья, на них расположились не поющие артисты хора, разыгрывали перед зрителями действие – пили из стаканов, ели баранки, рвали лепестки у ц2ветов, обнимались, вроде бы как и спорили, .. молча.

Потом хор перестроил свое расположение во второй раз, запели: «Ой да схороните меня разбойничка…» , между понятными словами опять припевы (долгие) – «бом-бом»..

А артисты перед хором уже на сцене улеглись парой, одну хористку вымазали чем-то красным.

С этого момента отдельные нестойкие зрители стали покидать зал. Когда поток увеличился, я вынуждено вышла в фойе и стала перехватывать нестойких, пытаясь выяснить что их побудило дезертировать. Ответ был один: «муторно, что-то непонятное».

Вернулась в зал, в надежде что: «щас будет по существу». Но «политика хора» не изменилась. Две-три строчки пропоют понятных слов, а потом очень долго: «бум-бом, тиара-тиара». И где тут Шукшин?! Перед хором продолжали показывать некое подобие

театрального действия, парочка уже лежала на сцене, а одного хориста вымазали мукой. На сцене было накидано пшено, лепестки цветов, налито воды. А хор продолжал в том же духе – неоднократные повторения распева, десятикратные повторения припева. И заметим, все это прекрасными голосами. Еле высидела до завершения. Принципиально опросила 20 зрителей. 18 ответили отрицательно, а 2 –е положительно, подчеркнув при этом – а нам и Фоменко нравится..

Получается так – за бюджетные деньги, за налоги с того же зрителя хор решил поставить что-то неудобно…, а проще непонятное зрителю представление, и не доставившее зрителю никакого удовольствия. Как сказали даже двое 20летних студентов: «Муть какая-то..»

Да это только у рабочего вычитают из заработка за «работу, оказавшуюся браком», а вот в отношении деятелей культуры почему-то эта норма Трудового кодекса не применяется. А жаль!

И второй вывод. Новаторы-перевраторы не только в театрах, но и в хорах! Бюджетных! И куда бедному крестьянину, то , бишь, зрителю, податься?!

Да все смешалось в доме Облонских. В нашем искусстве.

День второй. 2 спектакля.

Вначале помчалась на спектакль МХАТ им. А.П. Чехова «Юбилей ювелира», где в главной роле должен быть играть Олег Табаков. И очень уж хотелось «полюбоваться» на результат труда «примы» либерального направления в театральном искусстве — режиссера К. Богомолова, что ставил спектакль.

Действие разыгрывалось в комнате, где стоял стол, четыре стула вокруг и кровать с правой стороны сцены, две двери сзади стола, видимые зрителю, и дверь сбоку, с левой стороны сцены.

Над комнатой висело четыре экрана. Где и появились первые слова: «Начало конца начинается».

За столом три героя – муж, жена и нанятая сиделка, которая должна была ухаживать за 89-летним болеющим мужем – господином Мориса Ходжера

Да, да шла пьеса английского автора, одновременно актрисы — Николы Маколифф, хотя вроде бы Волковский фестиваль совсем недавно провозглашал лозунг – русская классика на языках мира! Но что делать?! Наши богатые обожают Англию, любят там покупать недвижимость. А заодно в те края перечислять авторские гонорары. Так что русские деньги на запад попадают не только за счет «вывоза капитала» газовщиками и нефтянниками, «пиления» бюджетов, уплату баснословных гонораров иностранным тренерам, но и вот так – через государственные театры! Выплатой гонораров иностранным авторам при стенаниях – ах, нет современных русских пьес!

Да пьеса написана добротно – легкий без пошлости юмор – в зале раздавался смех. Пьеса написана и умно – нет тут тебе «неудобных» для сильных мира сего – вопросв, все крутится вокруг неизлечимой белезни героя и семейных проблем. И есть даже некое сентиментальное начало – ах, герой 60 лет любил королеву и мечтает , что королева его нанесет визит на его 90-летний юбилей. Она же обещала!

Как не удивительно, отмечу только одно – замечательную игру актрисы в роли сиделки!

Все остально в спектакле на среднем уровне.

А экраны дублировали происходящее на сцене, временами даже раздражали. А впрочем – очень удобно – плохо тихо не четко говорит актер а вот экран , где звук усилят, дикцию «подчистят». И вообще что вам все «натуральное» подавать, привыкли есть аля жратву. Пора привыкать и к аля-театру! Вместо действия актеров – вот вам «подправленные кадры»

И право – эти кадры могут «подправить» все. Вот право же явная ошибка. 4 стула, два актера, а герой вдруг садится задом к зрителю, хотя вполне мог бы разместиться лицом – все6 го же два действующих лица, места на сцене достаточно. Ну явная ошибка режиссуры на уровне 2-го курса.. А экранчик на что?! Он и выручает! Актрису на экране видно!. Потом шел диалог «на пороге» дома, героиня уходила в дверь. Ее она стояла так, что зрителю ее видно было только с отдельных лож напротив.. Вместо того чтобы встать видимой зрителю и продолжить разговор, она както так неудобно встала что половине зрителей ее было не видно. Опять экранчик помог. Ее показывали крупным планом на экранчике.

Теперь поняли – зачем это смешение искусств – кино и театра, они маскируют все ошибки постановщиков, сглаживают недостатки игры.

Честно говорю, настолько была разочарована, что в смешных местах не смеялась, а от посещения королевы не «умилилась». А от строк, писанных на экране и вовсе раздражалась! Особенно про морфий! Какая-то игра в философию, которой «рядом не стояло», например «Падая на дно, упираешься в мягкий ил, как старинная каравелла».

Но народ театральный у нас стал снисходительным – аплодисменты были бурными. А может в память тех замечательных советских мультфильмов про деревню Простоквашино!?

Побежала на спектакль «Чик» по роману Вольфганга Хёррндорфа «Чик». Спектакль государственного театра из Касселя. Что театр этот действительно солидный и с большой историей говорит такой факт – 1450 посадочных мест!

Пьеса из раздела – приключения молодых. Ну что Вам рассказать – проблемы театров, оказывается, носят общемировой характер. И тон тут задают явно непонятные силы. То ли сценаристы «подводят», то ли режиссеры «дурят». Трудно сказать. Но при хорошей, добротной игре актеров спектакль «Чик» не впечатлил! Правда в зале раздавался смех – присутствовали школьники специализированных классов и школ по немецкому языку.

Повествование как-то мало было связано логически между сценами и с жизнью!. Вот у двух друзей столкновение на дороге. – они ехали на «позаимствованной машине» путешествовать! Водителем другой машины оказалась женщина-преподаватель голоса. Она вдруг начинает обучать одного из угонщиков как правильно произносить речи! Это что , возможно в жизни!? Вот еще встреча по дороге – говоривший начинает нести какую-то антикоммунистическую чушь(там в тоже пинают советское прошлое). В пьесе по западной толерантной манере, конечно же, появляется и проблема гомосексуалистов. Смех на палочке!

А вот почему-то уехавшие далеко-далеко – оказываются дома. Начинаются воспитательные моменты. Крики отца. И далее те же не логические действия – мамаша раздевается до лифчика и трусиков и бегает по залу! Потом в таком виде обнимается с сыном. Такое жизни возможно?!

Только теперь начинаешь понимать, что то, о чем писали в 80-годах газеты СССР – что тот или иной театр из СССР на гастролях за рубежом пользовался бешенным успехом, что залы были переполнены… Это все была чистая правда. Когда кругом засилье модерна, новаторов-перевратов, появляется весьма сильное желание — «классической постановки в классическом стиле классической русской пьесы»

Те модерновые веяния, что терзают театр в России сейчас, на Западе начались гораздо раньше.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *