Банки стали активно менять условия по картам с кешбэком. В результате суммы возврата неприятно удивляют клиентов, — пишет LIFE.RU.
Банк России и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направили российским банкам рекомендации, где говорится о необходимости полностью раскрывать условия кешбэка для клиентов. Причём это касается и плюсов, и минусов бонусных программ. На этот момент внимание обратили неслучайно. В последнее время многие клиенты с удивлением замечали, что размер кешбэка стал меньше.
Так, из обращения регулятора следует, что сейчас банки зачастую делают акцент на размере кешбэка, но не всегда полностью доводят до потенциальных клиентов информацию об ограничениях. Среди них — максимальный размер кешбэка за определённый период, а также максимальная и минимальная сумма покупки, с которой он будет начислен. Нередко умалчивают и о том, что повышенный кешбэк начисляется только по определённым видам покупок.
— Для многих в последние несколько лет именно кешбэк является одним из ключевых параметров при выборе банка. Проблема начисления бонусных баллов заключается в неполном информировании банками своих клиентов. Да, эмитенты карт обещают высокий процент на все товары, повышенную ставку на определённые группы или покупки у партнёров. По факту же покупатель получает гораздо меньшую сумму обратно. Эта ситуация сравнима с рекламой кредитов: человек видит низкую цифру, а при расчёте у менеджера она оказывается выше, потому что есть ряд факторов, на неё влияющих. А цифра на плакате не является публичной офертой, — рассказал адвокат, общественный деятель, председатель совета Московской коллегии адвокатов «Андреев, Бодров, Гузенко и Партнёры» Андрей Андреев.
— Основная проблема, с которой и призывают бороться ФАС и ЦБ, — это внезапные изменения в условиях договора. Так, недавно в связи с ограничениями комиссии за услугу эквайринга ЦБ установил максимальный тариф — 1%. Вслед за этим крупные банки немедленно снизили предложения по кешбэку, который как раз и формируется за счёт комиссии с бизнеса за покупки по карте. Оспорить такое решение невозможно: «отходные пути» оформлены в типовом соглашении. Банк имеет право вообще перестать начислять кешбэк без правовых последствий, — рассказала юрист адвокатского бюро Москвы «Соколов, Трусов и партнёры» Алина Козулина.
— Задача кешбэка — подсадить человека на покупки, в том числе у партнёров банка. Как следствие, процент кешбэка может быть не фиксированным, а многоступенчатым, в зависимости от суммы расходов в категории. Кроме того, следует обращать внимание на особые условия: например, на карте нельзя допускать баланс ниже определённой суммы или оговорена минимальная сумма трат в месяц. Иначе процент по кешбэку окажется ниже запланированного или анонсируемого в рекламе, вплоть до нуля, — пояснила Алина Козулина.
— Ещё одна ловушка — сумма месячного кешбэка практически всегда ограничена условиями договора. То есть человек не может получить в месяц больше определённой суммы, даже если совершил очень большие траты. Например, по условиям договора он получает возврат 3% с каждой покупки, но не более 3000 рублей в месяц. Таким образом, чтобы получить 3000 рублей, нужно потратить 100 тысяч рублей в месяц, но даже если клиент потратит 200 или 300 тысяч рублей в месяц, он всё равно не получит больше 3000 рублей кешбэка. Такое условие тоже очень часто становится сюрпризом, — рассказал ведущий юрист компании «Объединённый юридический центр «Парфенон» Павел Уткин.
Распространённая ловушка — кешбэк баллами, а не реальными деньгами. Возврат реальными деньгами всегда выгоднее для клиента, потому что он может потратить их на любые цели и в любое время. Баллы могут иметь ограничения по месту и времени использования, например, потратить их можно в определённом магазине только в течение десяти дней.
Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости