БЮДЖЕТ ОДИН, ОЦЕНКИ – РАЗНЫЕ

В минувшую среду состоялось заключительное в уходящем 2024 году заседание Муниципалитета Ярославля. В повестке дня было 22 вопроса, но главной темой, безусловно, стало утверждение бюджета областного центра на 2025 год. Основной финансовый документ оставил двойственное впечатление. Отрадно, что в нём нашли отражение многие предложения КПРФ. Вместе с тем, ряд по-настоящему важных направлений учтён не был. А расходы по отдельным статьям и вовсе вызывали недоумение.

С момента внесения проекта городского бюджета в середине ноября документ претерпел ряд изменений. По сравнению с первоначальной редакцией, увеличилась как доходная, так и расходная часть. Они равны и составляют 27 миллиардов 11 миллионов рублей. Прогноз собственных налоговых и неналоговых поступлений не изменился, оставшись на уровне 12,6 миллиарда. А вот субсидии из вышестоящих бюджетов увеличились более, чем на миллиард рублей, достигнув цифры 14,4 миллиарда. По традиции и с учётом распределения полномочий, основной финансовый документ сохраняет социальную направленность. На соответствующие отрасли приходится более 18,3 миллиарда рублей, или 68% всех расходов казны (притом, 53% — на сферу образования).

В будущем году Ярославль примет участие в трёх национальных проектах — «Инфраструктура для жизни», «Семья», «Молодежь и дети». На это заложен 1 миллиард 154 миллиона рублей. Наконец, 1 миллиард и 550 миллионов предусмотрены на мероприятия Адресной инвестиционной программы. Среди наиболее важных из них – переселение 86 семей из аварийного жилищного фонда, реконструкция бассейна «Лазурный» и завершение строительства двух школ – на улице Большая Фёдоровская и Московском проспекте. Вместе с тем, новые образовательные учреждения давно ждут и в других частях города. Так, депутат-коммунист Евгения Овод подняла вопрос о строительстве нового корпуса школы № 48 на улице Папанина за Волгой:

— Это единственный район Ярославля, где не построено ещё ни одной новой школы. Притом, что он испытывает колоссальную потребность в увеличении школьных мест. На данный момент никаких средств не заложено. Поправьте, если ошибаюсь. Будет ли какая-то работа в следующем году в этом направлении? Тем более, что предварительный проект имеется в наличии.

Мэр Артём Молчанов поблагодарил депутата за вопрос и не стал отрицать серьёзности проблемы. Он отметил, что около 14 тысяч детей сегодня учатся во вторую смену. Для того, чтобы перевести всех на односменное обучение, требуется не менее 7-8 новых школ. Градоначальник рассказал, что все предложения по строительству образовательных учреждений и пристроек к ним переданы в министерство образования Ярославской области. И город рассчитывает, что их учтут при реализации национальных проектов. Пока решение не принято, но эта работа продолжается. Также рассматриваются альтернативные варианты решения вопроса. К примеру, строительство в рамках концессионного соглашения, в том числе за счёт средств государственной корпорации ВЭБ.РФ. Соответствующие заявки от Ярославля также направлены.

Кроме того, два новых детских сада и одну школу предусматривает и комплексный план застройки нового микрорайона в Тверицах. Город рассчитывает обеспечить соответствующее финансирование за счёт инфраструктурного бюджетного кредита. Хотелось бы надеяться, что хотя бы один из перечисленных вариантов «выгорит», и заволжане, наконец, получат новое образовательное учреждение. Показательно, что из всех 38 депутатов Муниципалитета его судьба волнует только представителя КПРФ!

В процессе обсуждения мэрия внесла к проекту бюджета 63 поправки. Ещё порядка 350 предложений поступило от депутатов, в том числе от Евгении Овод. Инициативы Евгении Александровны касались выполнения работ по благоустройству пешеходной дороги и сносу аварийных деревьев на территории Красноперекопского района, предусматривали замену оконных блоков в Детском саду № 215, приобретение формы и спортивного инвентаря для Спортивной школы № 13 и установку системы видеонаблюдения для хоккейного корта по улице Павлова («Советская Ярославия» подробно рассказывала об этом в предыдущем выпуске). Кроме того, мэрией было учтено подавляющее большинство предложений, сделанных депутатом от КПРФ во время депутатских слушаний по проекту бюджета.

Это полное погашение долга перед Фондом капитального ремонта многоквартирных домов, выполнение мероприятий по содержанию и ремонту ливневой канализации (30 миллионов), выделение дополнительных средств на капремонт учреждений образования (98 миллионов на фасады и кровли), увеличение средств на опиловку старовозрастных деревьев на муниципальной и не разграниченной территориях, приведение в порядок школьных спортивных объектов (деньги выделены на 5 школ, работа продолжается). Эти моменты не могут не радовать. Вместе с тем, многие проблемы по-прежнему остаются не решёнными. А по целому ряду направлений бюджетных расходов остаются серьёзные вопросы. Евгения Овод озвучила их в своём итоговом выступлении:

Нельзя не отметить, что бюджет имеет ряд положительных моментов. Доходы и расходы выше, чем при утверждении основного финансового документа в прошлом году. Притом, больше половины приходится на субсидии «сверху». Вместе с тем, те же субвенции и субсидии из областного бюджета – это деньги наших же налогоплательщиков. То есть те средства, которые регион распределяет по своему усмотрению, по сути – средства города Ярославля. И по этому распределению есть много вопросов. К примеру, непривычно скудно выглядит субсидия из областного дорожного фонда. Общая сумма – чуть более 800 миллионов рублей. В том числе 200 миллионов – традиционные средства на содержание, которые выделяют городу чуть ли не со времён мэра Слепцова. 460 миллионов идёт на объекты национального проекта. И 158 миллионов – на ремонт дорог по поручению губернатора. Но в последнем списке – всего четыре дороги, притом одна из них фактически закончена. При этом, нет ни ремонта проездов к социальным учреждениям, ни грунтовых дорог в частном секторе и СНТ. В прошлом году Ярославлю выделяли существенно больше средств – свыше 2,6 миллиарда. Сейчас мы видим сокращение в 3,5 раза. Это неприлично большая разница. Почему Ярославль обделили в деньгах на ремонт дорог? Так быть не должно! Конечно, ситуация на этом направлении улучшается, но всё ещё остается далекой от идеала. Или взять дворовые территории. Также намечается тенденция к уменьшению финансирования. В результате во многих округах проекты благоустройства «порезали» на этапы. И то, что планировали сделать за один 2025 год, теперь разбивают на несколько лет. Ярославцев это не устраивает, по этому поводу уже имеются обращения. И в то же время обескураживает, что более 39 миллионов рублей в Адресной инвестиционной программе выделяется на установку памятника Екатерине Второй. Если другие направления программы понятны и не вызывают вопросов, то целесообразность установки монумента царизму совершенно удивляет и обескураживает. В нашем небогатом городском бюджете есть куда более важные объекты для приложения сил и финансовых средств. С учётом этих и других моментов я не могу поддержать проект бюджета!

К сожалению, остальные депутаты подошли к рассмотрению основного финансового документа не столь внимательно. В результате он был поддержан 30 голосами «за» всего при 1 воздержавшемся. Получается, что бюджет один, а его оценки – разные. Но наиболее взвешенная и принципиальная – у КПРФ.

Иван ДЕНИСОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *