Новый год не за горами, и в Ярославской области постепенно начали готовиться к рассмотрению главного финансового документа. На прошлой неделе в региональном парламенте прошли депутатские слушания, посвящённые исходным данным к областному бюджету на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов. По традиции, они включают в себя основные показатели прогноза социально-экономического развития области и главные направления бюджетной и налоговой политики. Именно от их точного расчёта зависит, какими окажутся параметры казны на предстоящий период, и в конечном счёте, как изменится уровень жизни граждан.
Слушания начались с прогноза социально-экономического развития региона на среднесрочную перспективу, который представил исполняющий обязанности вице-губернатора и руководитель профильного министерства Дмитрий Аминов. Сам прогноз состоит из 157 показателей и, по традиции, подготовлен в двух вариантах – консервативном и благоприятном. По словам докладчика, основными рисками остаются рост ключевой ставки Центрального банка России и ужесточение санкций, особенно в части поставок импортных комплектующих и расходных материалов. А рост зарплат, вызванный кадровым дефицитом, и высокая стоимость заёмных средств будут снижать прибыльность производств.
Сегодня ясно одно: с точки зрения экономики предстоящий год будет более трудным и менее результативным, чем текущий. Притом, снижение целого ряда показателей станет заметным уже к нынешнему декабрю. К примеру, в Ярославской области прогнозируется замедление темпа роста промышленного производства. По итогам года он ожидается на уровне 103,5% (для сравнения – в 2023 году соответствующий индекс был 106,9%). В дальнейшем по консервативному варианту его снижение продолжится и к концу 2025 года составит 102,9%.
Крайней непростым оказался текущий период для аграрной сферы. По предварительной оценке, в 2024 году производство сельскохозяйственной продукции снизится на 2,5%, что связано с деятельностью птицеводческих предприятий. В частности, значительно сократились выпуск яиц (в первом полугодии – на 9,5%) и производство мяса птицы (сразу на 23,4%). Падение связано с реализацией мероприятий по импортозамещению, прежде всего – использование новых гибридов пород кур, которые пока демонстрируют более низкие показатели продуктивности.
В свою очередь, неблагоприятными условиями развития отрасли растениеводства остаются погодные условия, рост цен на удобрения, средства защиты растений, семена, горюче-смазочные материалы. Всё это вынуждает сельхозпредприятия переходить на режим экономии, в результате снижается урожайность культур, сокращаются посевные площади. Тем не менее, в течение ближайших трёх лет предусматриваются ежегодные темпы прироста сельскохозяйственного производства, правда достаточно скромные – в размере 0,5-2,5% в зависимости от варианта прогноза.
Также к концу года прогнозируется значительное снижение темпов ввода жилья (97,3% от уровня 2023 года), на которых сказывается рост ключевой ставки, повышение стоимости строительных материалов и сворачивание программы льготной ипотеки. В последующие годы темпы будут существенно скромнее. Также сокращается оборот общественного питания (98,5% по сравнению с 2023 годом). Зато растут объёмы платных услуг населению (104,2% по итогам года), коммунальные тарифы и инфляция. К слову, последнюю в значительной степени разгоняет туризм (ввиду подорожания услуг гостиничного и ресторанного обслуживания и роста стоимости путёвок).
В правительстве области также говорят о росте реальной заработной платы и реальных располагаемых денежных доходах населения (оценка к концу 2024 года – 111,8% и 106% соответственно). Однако в дальнейшем из-за роста инфляции при консервативном варианте оба показателя продемонстрируют серьёзное снижение, а реальные доходы в связи с опережающим их ростом цен могут показать даже отрицательную динамику, то есть население станет беднее. В этой связи первостепенное значение имеют меры поддержки со стороны государства. На что в своём вопросе обратила особое внимание председатель фракции КПРФ Елена Кузнецова:
— Вы сказали, что у нас меры социальной помощи индексируются не на реальный уровень инфляции, а на прогнозный. Планирует ли правительство в 2025 году повысить все социальные выплаты исходя из реальной картины роста цен? То же самое касается заработной платы. Недавно было озвучено, что её средний размер составляет 63 тысячи. Но реальные доходы населения отнюдь не такие, и они падают. Зарплата у нас всегда не успевает за ценами и тарифами, которые постоянно повышаются. Что планируется сделать для того, чтобы население не беднело?
Дмитрий Аминов отметил, что номинальная начисленная заработная плата формируется по всем отраслям экономики без учета индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан. На следующий год рост доходов работников бюджетных учреждений будут закладывать в полном объёме под прогноз. Притом, выплачивать зарплату намерены равномерно, без так называемых «пиковых значений» (когда приемлемый уровень доходов поддерживается за счёт высоких премий в отдельные периоды года, а в остальное время остаётся весьма скромным).
Кроме того, прорабатывается вопрос повышения зарплаты отдельным категориям работников, не включённых в указы Президента. Например, пожарным или водителям «Скорой помощи». В завершении министр экономического развития добавил, что в ближайшее время в правительстве области будет принято решение, какой сценарий – консервативный или благоприятный – ляжет в основу формирования бюджета на ближайшие три года.
— К какому варианту всё-таки склоняются в правительстве? Просто на сегодняшний день при исполнении бюджета за 2024 год сложилась ситуация, когда мы видим серьёзное недополучение собственных доходов, особенно по налогу на прибыль. По итогам года высока вероятность, что их сумма составит порядка 7-8 миллиардов рублей. Может быть, исходя из представленного доклада, стоит склониться всё-таки к консервативному варианту? Чтобы в итоге не было раздутого бюджета, который мы потом всё равно не исполним? – уточнил заместитель председателя фракции КПРФ Валерий Байло.
Дмитрий Аминов подчеркнул, что при формировании прогноза на 2024 год прибыль организаций была заложена на уровне 7,3%. Однако в предыдущие годы рост налога на прибыль был 26% и даже 34%, поэтому никто не верил в существенное снижение данной цифры. Сейчас значительно увеличились поступления за счёт налога на доходы физических лиц, связанные с ростом зарплат. Однако этот фактор закладывается в себестоимость продукции, повышает её и, в конечном счёте, так же сказывается на снижении прибыли.
Поэтому последний показатель на будущий год уже скорректирован, и даже при благоприятном прогнозе заложен на уровне лишь 4,4%. Далее депутаты заслушали основные направления бюджетной и налоговой политики, которые представил министр финансов Алексей Долгов. По его словам, базовыми принципами остаются обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности областного бюджета. Однако нельзя забывать и о реализации важных социальных проектов. Особенно тех, которые были обещаны жителям ещё несколько лет назад.
— При последней корректировке бюджета мы перенесли целый ряд значимых объектов на следующий год. Это банный комплекс в Пошехонье, детский сад в Ярославле, капитальный ремонт фасадов зданий и многие другие. Имеются ли у нас риски невыполнения обязательств по строительству данных объектов, и если да – то какие?
Министр финансов пообещал, что в следующем году планируется завершение работ на всех перенесенных объектах. Финансовых рисков в настоящее время нет, хотя могут возникнуть определённые сложности в связи с инфляцией и ростом цен на строительную продукцию. Однако их будут преодолевать. Главное, чтобы все расходы были обеспечены реальными деньгами. В нынешнем году некоторые цифры оказались непомерно завышенными, о чём напомнил Валерий Байло, предостерёгший чиновников от подобных шагов в дальнейшем:
— В текущем бюджете у нас заложены доходы по всем видам штрафов порядка 5 миллиарда рублей. Хотя по сложившейся практике они составляли чуть больше 1 миллиарда. Можно ли рассчитывать, что в бюджете 2025 года правительство заложит реальные цифры?
Алексей Долгов ответил, что в нынешнем сезоне в части сбора штрафов власти рассчитывали на определенный эффект от камер видеонаблюдения и постов весового контроля, которые в итоге не были своевременно установлены. Но заверил: всё, что будет заложено на следующий год – это реальный прогноз.
По итогам слушаний депутаты рекомендовали правительству при разработке проекта основного финансового документа создать условия для увеличения доходной части бюджета и предусмотреть ресурсы для безусловного выполнения указов Президента, реализации нацпроектов и других приоритетных направлений в сфере здравоохранения, образования, социальной поддержки населения и иных отраслях. Сам проект бюджета на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов будет внесен в Думу до 1 ноября. Его рассмотрение в первом чтении запланировано на заседании регионального парламента 15 ноября.
Иван ДЕНИСОВ.