На минувшей неделе заместитель председателя фракции КПРФ в областной Думе Валерий Байло принял участие в заседании экспертного совета при парламентском комитете по градостроительству и транспорту. На обсуждение вынесли далеко не праздный вопрос, касающийся работы автоматических постов весового и габаритного контроля и временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и местного значения. С одной стороны, указанные меры преследуют благую цель – сохранить магистрали от быстрого разрушения, вызванного бесконтрольным движением большегрузов и другой тяжёлой техники. С другой – они же создают массу проблем для добросовестных владельцев транспортных средств, в том числе выполняющих важные социальные задачи. Представители депутатского корпуса, исполнительной власти и приглашённые эксперты попытались найти выход из создавшейся ситуации.
Временное ограничение движения транспортных средств – мера традиционная. Она ежегодно вводится весной для обеспечения сохранности автомобильных дорог общего пользования в период неблагоприятных природно-климатических условий, при которых снижается несущая способность конструктивных элементов. В Ярославле в этом году указанные меры введены с 1 по 30 апреля. Движение большегрузов и тяжеловозов временно ограничивается на 40 улицах областного центра. В свою очередь, аналогичный запрет в отношение 13 дорог регионального и межмуниципального значения на территории Ярославской области в связи с тёплой и малоснежной зимой и ранним наступлением весны был установлен уже с 24 марта. И продлится до 22 апреля.
Дополнительной мерой, способствующей снижению уровня износа дорог, также является работа автоматических постов весового и габаритного контроля (АПВГК). С их помощью определяется транспорт, следующий с превышением предельно допустимой нагрузки на ось. При выявлении перевеса на нарушителей накладывается штраф. Деньги поступают в дорожный фонд и распределяются на ремонт и содержание магистралей. В настоящее время в Ярославской области действует 19 АПВГК. Из них 11 работают в режиме тестовой эксплуатации. Ещё 5 постов находятся на этапе строительно-монтажных работ.
По данным регионального министерства дорожного хозяйства и транспорта, за 2024 год к административной ответственности было привлечено более 4 тысяч нарушителей правил перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Сумма выписанных штрафов составила более 1,7 миллиарда рублей. С учётом скидки в казну было взыскано порядка 600 миллионов. В свою очередь, за первый квартал 2025 года к административной ответственности привлекли 382 нарушителя, с которых взыскано 38 миллионов рублей. Таким образом, цифры достаточно серьёзные.
Конечно, все вышеназванные меры способствуют дольшему сохранению дорог, предотвращая их быстрый износ. И это хорошо. С другой стороны, хозяйственную деятельность нельзя полностью остановить даже на день, не говоря уже про месяц. Тем более, что в данном вопросе есть целый ряд нюансов. Во-первых, указанные временные ограничения не распространяются на ряд категорий транспортных средств. К примеру, на машины, которые перевозят продукты питания, горюче-смазочные материалы, лекарственные препараты, животных, корма и удобрения, на транспорт министерства обороны и МВД, пассажирские автобусы, некоторые виды коммунальной техники и другие. Однако при прохождении АПВГК в случае фиксации превышения предельно допустимой нагрузки на ось штрафы выписывают и на них.
Во-вторых, исключения делаются для транспортных средств, задействованных при выполнении работ по государственным или муниципальным контрактам. Допустим, спецтехники предприятий и организаций, которые ремонтируют дороги, строят школу, детский сад или поликлинику, и так далее. Однако и они в случае проезда через пост весового контроля или под ограничивающий знак в городской черте попадают под штрафы. Которые потом вынуждены оспаривать вплоть до суда, доказывая своё законное право на проезд. Какое количество времени и сил тратится на этот, в общем-то, ненужный процесс, говорить не приходится.
В-третьих, перевозка отдельных типов грузов завязана на определённую технологию производства работ. Скажем, при строительстве тех или иных капитальных объектов требуется непрерывная заливка бетона в заданном количестве. А в соответствии с временными ограничениями провезти за рейс можно чуть ли не одну тонну. Которая, к тому же, ещё и не доедет до объекта – ввиду малого объёма её просто «размажет» по внутренним стенкам бетономешалки. То же самое касается асфальтобетонной смеси. Только в данном случае добавляется ещё необходимость соблюдения температурного режима.
А обязанность разделять инертные материалы или сыпучие грузы (песок, щебень, гравий и так далее) на малые партии (чтобы перевозить их небольшими транспортными средствами) непременно отражается на количестве рейсов и, в конечном счёте, на стоимости работ. Все эти моменты требуется учитывать, вводя ограничительные меры. Во всяком случае, однозначно необходимо облегчить жизнь тем, кто по закону не попадает под них. Механизмы и решения для этого есть. Одно из них озвучил заместитель председателя фракции КПРФ Валерий Байло:
— Для той техники, которая задействована на работах по государственным или муниципальным контрактам, необходимо предусмотреть оформление специальных пропусков. Чтобы владельцы транспортных средств после того, как предоставят необходимые документы, подготовят перечень машин, согласуют маршруты и оплатят соответствующую пошлину, могли беспрепятственно передвигаться хоть по городу, хоть по дорогам регионального значения. Не опасаясь, что всякий раз после проезда поста весового контроля или запрещающего знака им придёт штраф на круглую сумму. И у местных, и у областных властей такая возможность есть. Пропуск может быть традиционным, бумажным. Но лучше идти в ногу со временем и заносить реестр транспортных средств, имеющих право на беспрепятственный проезд, в специальную электронную базу данных. Чтобы те же АПВГК определяли такие машины автоматически. Это будет удобно и избавит владельцев транспортных средств от хождений по инстанциям и утомительной бюрократической волокиты. Предлагаю министерству дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области и мэрии Ярославля проработать этот вопрос!
Предложение депутата-коммуниста было поддержано. Кроме того, по итогам обсуждения представители парламентского корпуса и экспертного сообщества рекомендовали профильному региональному министерству проводить своевременную сертификацию АПВГК, содержать участки автомобильных дорог, на которых расположены указанные посты, в надлежащем состоянии, и в целях проверки показаний предусмотреть для транспортных средств возможность «контрольного взвешивания» на стационарных постах весового и габаритного контроля. А также осуществлять более широкое информирование граждан о введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования. Все рекомендации были отражены в протоколе заседания и направлены в органы исполнительной власти.
Иван ДЕНИСОВ.