События 9 (22 по старому стилю) января 1905 гг. навсегда вошли в историю, как “кровавое воскресенье”. Разгон мирного шествия петербургских рабочих правительственными войсками, сопровождавшийся стрельбой в мирных людей, повлекшей за собой гибель мужчин, женщин, детей несущих иконы и надеющихся на милосердие царя, сильнейшим образом взбудоражил все слои русского общества, явившись спусковым крючком к первой русской революции 1905–1907 х годов.
Но почему власть стреляет в своих граждан, если правительство говорит о любви к своему отечеству и соотечественникам? Выходит, что власть неискренне показывает свои чувства? Об этом говорил Владимир Ильич Ленин в 1918 году на объединенном заседании ВЦИК: “Мы всегда говорили, – и революции это подтверждают, – что, когда дело доходит до основ экономический власти, власти эксплуататоров, до их собственности, дающей в их распоряжение труд десятков миллионов рабочих и крестьян, дающей возможность наживаться помещикам и капиталистам, – когда, повторяю, дело доходит до частной собственности капиталистов и помещиков, они забывают все свои фразы о любви к отечеству и независимости… когда дело касается до классовых прибылей, буржуазия продает родину и вступает в торгашеские сделки против своего народа с какими угодно чужеземцами”. Пока у власти капиталисты, то будет литься кровь народа.
Перед тем, как подробнее остановиться на революционных событиях 1905 года, нужно понять причины и обстоятельства, которые побудили рабочих выйти на улицы Санкт-Петербурга.
Революции не случаются “просто так” и “вдруг”. На рубеже XX века царская Россия столкнулась с рядом неблагоприятных обстоятельств: экономический спад, увеличение госдолга, необходимость экономический и политической модернизации. Один из главных факторов, подорвавших доверие к царской власти — неудачная и позорная русско-японская война, которую Россия проиграла. На фоне всего этого в стране начинается политическое брожение. Оно началось среди верхов и интеллигенции, и данная прослойка сформировала кампанию борьбы за конституцию, чтобы ограничить самовольничество и абсолютизм Николая II. Вскоре в политическую жизнь оказались вовлечены и рабочие массы. В Петербурге в революционные события оказалась вовлечена крупнейшая легальная рабочая организация страны — «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга», во главе которой стоял священник Георгий Гапон. Именно организация Гапона сыграла ключевую роль в событиях 9 января 1905 года. «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга» изначально была организацией “зубатовского” стиля, т.е данную организацию курировала полиция, и ее основной задачей было снять революционную напряжённость с рабочих. Когда Гапон возглавил рабочих, он ограничил связь организации с “охранкой” и правительственными органами, пытаясь придать объединению более независимый формат. На одном из собраний Гапон представил свой план действий, который заключался в том, чтобы в первую очередь окончательно бросить “форму московской организации”, освободиться от администрации и обрести материальную независимость. В марте 1904 года “Собрание” заключило союз с группой рабочих — социал-демократов и приняла с ними совместную программу, предусматривающую как экономические, так и политические формы борьбы за права рабочего народа. Эта программа, получившая название «программа пяти», впоследствии легла в основу петиции 9 января 1905 года.
Такой была политическая обстановка в Российской империи в начале XX века.
Но какая причина побудила выйти людей на улицы столицы России ?
В декабре 1904 года на Путиловском заводе в Петербурге произошел инцидент с увольнением четырех рабочих, которые состояли в гапоновской организации. Мастер вагонного цеха А. Тетявкин глумился над их членством в рабочей организации, а одному из увольняемых сказал: «Идите в своё „Собрание“, оно вас поддержит и прокормит». Так указали рабочие в жалобе на своего мастера. Рабочих сразу же поддержала их организация, а лидер Герогий Гапон заявил, что видит в случившемся вызов, брошенный «Собранию» со стороны администрации завода. Если организация не вступится за своих членов, ее авторитет в рабочей среде упадет. Через пару дней после случившегося состоялось собрание рабочих, где обсудили ситуацию на Путиловского заводе и политическую обставноку в России, а по окончанию собрания была принята резолюция которая констатировала, что в России сложились ненормальные отношения труда и капитала, что проявляется, в частности, в отношении мастеров к рабочим. Самым главным требованием резолюции к администрации Путиловского завода стало восстановление уволенных рабочих на работе, и увольнение мастера Тетявкина. Директор завода и все инстанции отказали рабочим в их требованиях, и пригрозили увольнением всех протестующих работников. 3 января началась забастовка на заводе, 12500 рабочих оставили свои рабочие места. Забастовка постепенно приняла экономический характер. Рабочие предъявили ряд экономических требований, в том числе об участии рабочих в установлении расценок на изделия и в разборе трудовых конфликтов, а также восьмичасовой рабочий день. Забастовку Путиловского завода поддержали и другие предприятия Санкт-Петербурга.
Гапон и рабочие поняли, что их требования никто не собирается выполнять. Тогда они решили обратиться к царю. Было решено составить на имя царя петицию, излагающую основные нужды рабочего класса. Руководителям отделов было поручено агитировать за подачу петиции и собирать под ней подписи рабочих. В ночь с 6 на 7 января была написана петиция. 7 и 8 января этот текст петиции обсуждался в собрании рабочих и после внесения нескольких поправок был утвержден членами общества. Петиция начиналась с обращения к царю и описания бедственного положения рабочих, после чего следовало изложение их требований. Основным требованием петиции был созыв народного представительства в форме Учредительного собрания на условиях всеобщей, тайной и равной подачи голосов.
9 января 1905 года ранним утром рабочие пошли к Зимнему дворцу, где находился царь. Рабочие шли к нему целыми семьями – с женами, детьми и стариками, несли портреты и церковные хоругви. Всего собралось на улицах свыше 140 тысяч человек. С каждого района города шли колонны людей, который должны были соединиться на Дворцовой площади. Первые ряды шли плотной массой, взявшись за руки, с обнажёнными головами и с пением «Спаси, Господи, люди Твоя». Сзади несли транспарант с надписью «Солдаты! Не стреляйте в народ!» Рабочие даже не догадывались, что уже было решено заранее их расстрелять. Вечером 8 января по улицам города были расставлены войска для подавления шествия и недопущения их к дворцу. У Нарвских ворот начались первые жертвы шествия. Уланы и казаки бросились на толпу с холодным оружием, стреляя в безоружных людей, которые на коленях умоляли казаков, чтобы их пропустили к царю. По всему центру столицы звучали выстрелы, казаки били людей нагайками и рубили шашками, топтали лошадьми колонны людей. Всего за 9 января войсками были произведены залпы на Шлиссельбургском тракте, у Нарвских ворот, близ Троицкого моста, на 4-й линии и Малом проспекте Васильевского острова, у Александровского сада, на углу Невского проспекта и улицы Гоголя, у Полицейского моста и на Казанской площади. В этот день было убито более тысячи человек, более тысячи ранено.
После разгона шествия у Нарвской заставы священника Гапона увела с площади группа рабочих. Во дворе ему остригли волосы и переодели в штатскую одежду, а затем спрятали на квартире Максима Горького. Гапон был шокирован расстрелом манифестации. Он сидел, глядя в одну точку, нервно сжимал кулак и повторял: «Клянусь… Клянусь…» Придя в себя, он попросил бумагу и написал послание к рабочим. В послании говорилось: «Товарищи русские рабочие! У нас нет больше царя. Река крови протекла сегодня между ним и русским народом. Пора русским рабочим без него начать борьбу за народную свободу».
Такова общая картина 9(22) января 1905 года – «Кровавого воскресенья».
Этот день дал старт революции 1905-1907 годов. 12 (25) января редактор либерального журнала «Освобождение» П. Б. Струве поместил в нём статью «Палач народа», в которой писал: «Народ шёл к нему, народ ждал его. Царь встретил свой народ. Нагайками, саблями и пулями он отвечал на слова скорби и доверия. На улицах Петербурга пролилась кровь и разорвалась навсегда связь между народом и этим царём. Всё равно, кто он, надменный деспот, не желающий снизойти до народа, или презренный трус, боящийся стать лицом к лицу с той стихией, из которой он почерпал силу, — после событий 9/22 января 1905 г. царь Николай стал открыто врагом и палачом народа. Больше этого мы о нём не скажем. После этого мы не будем с ним говорить. Он сам себя уничтожил в наших глазах — и возврата к прошлому нет. Эта кровь не может быть прощена никем из нас. Она душит нас спазмами, она владеет нами, она ведет и приведет нас туда, куда мы должны идти и прийти».
До 9 января ряд политических лидеров считали, что в России еще нет революционного рабочего класса. Однако, в течение нескольких месяцев ситуация совершенно изменилась. Сотни социал-демократов “внезапно” выросли в тысячи, тысячи стали вождями от двух до трех миллионов пролетариев. Таким образом страна со 130 миллионами жителей вступила в революцию, таким образом дремлющая Россия превратилась в Россию революционного пролетариата и революционного народа.
И вот именно в этом пробуждении колоссальных народных масс к политическому сознанию и к революционной борьбе заключается историческое значение 9(22) января 1905 года.
Автор: СМИРНОВ Е.
горком кпрф Рыбинск
Под редакцией: СЕРЕДЫ И.