18 декабря в конференц-зале Ярославского ОК КПРФ прошла областная научно-практическая конференция «Сталинское наследие», организованная Ярославским региональным отделением общероссийской общественной организации РУСО («Российские ученые социалистической ориентации») и приуроченная к 145-й годовщине со дня рождения Иосифа Виссарионовича Сталина.
В свою очередь Владимир Ильич, предваряя свое выступление с докладом, поблагодарил Ярославский ОК КПРФ в лице его первого секретаря за всестороннюю поддержку и возможность проведения заседаний ЯРО РУСО на базе Ярославского обкома.
В своем выступлении Алексей Станиславович особо подчеркнул, что председателем Высшего совета Всероссийского Созидательного Движения «Русский Лад» является лидер российских коммунистов Геннадий Андреевич Зюганов, и многие секретари ЦК КПРФ также являются членами Высшего совета Движения. Он поздравил участников мероприятия с наступающим Новым годом, пожелал всем здоровья и благополучия в наступающем году и подарил руководителям ЯОО КПРФ и ЯРО РУСО календари, подготовленные руководством ВСД «Русский Лад», посвященные 165-летию со дня рождения А. П. Чехова и 115-летию со дня рождения А. Т. Твардовского.
От Кировского районного отделения КПРФ города Ярославля с докладами выступили Виктор Иванович Колосков, доцент, кандидат философских наук («Сталин о российской социал-демократии и ее задачах») и преподаватель, художник Елена Борисовна Войнова-Богородицкая («Образ Сталина в живописи социалистического реализма»).
Одним из первых художников социалистического реализма стал Митрофан Борисович Греков (1882 – 1934 годы).
В 1934 году Греков перенёс на полотно эскиз задуманной в 1920-е годы картины «Иосиф Виссарионович Сталин и Климент Ефремович Ворошилов в окопах под Царицыным», где изображены исторические события обороны Царицына от белогвардейцев.
Петр Васильевич Васильев (1899 – 1975годы) с 1932 года работал по заказам Музея Революции и издал альбомы рисунков «Владимир Ильич Ленин» (1937 год), «Ленин и Сталин» (1940 год). Пётр Васильевич в этих картинах следует Ленинскому требованию: «соединить глубину объективного познания с субъективной творческой активностью художника».
Принцип партийности литературы и искусства становится основополагающим в формировании социалистического реализма. Его понятие было озвучено Алексеем Максимовичем Горьким на I Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году:
«Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого – непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле».
Пожалуй, наиболее реалистичными можно считать портреты, выполненные художником Исааком Израилевичем Бродским (1883—1939 годы): «Портрет И.В. Сталина» (1933год), «Портрет И.В. Сталина» (1937 год). Выдающимся художником – портретистом был Герасимов Александр Михайлович, который создал ряд картин, где изображён И.В. Сталин: «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле», (1938 год), «И.В. Сталин у гроба А.А. Жданова» (1948-1949 годы), «Портрет И.В. Сталина» (1939 год), «Художники на даче у Сталина» (1951 год), «Тегеранская конференция руководителей трёх держав» (1945 год).
Монументальное полотно «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин» создал Федор Павлович Решетников в 1948 году. Исторический портрет Сталина на параде на Красной площади «Речь товарища Сталина 7 ноября 1941 года» создал художник Лактионов Александр Иванович (1910 – 1972) в 1942 году.
— Самым выразительным портретом Сталина, на мой взгляд, является картина художника Налбандяна Дмитрия Аркадьевича «Портрет И.В. Сталина», написанная в 1945 году и удостоенная Сталинской премии в 1946 году, — продолжила свое выступление докладчик. — Дмитрий Аркадьевич Налбандян (1906- 1993 годы) советский живописец, народный художник СССР 1969 года, Герой Социалистического Труда (1976 год), автор картин на историко-революционные темы.
После окончания 2-й мировой войны 1939 – 1945 годов и образования мировой социалистической системы позиции социалистического реализма как авангарда художественного процесса ещё более утвердились.
Завершить рассказ об образе Сталина в живописи социалистического реализма мне бы хотелось картиной Федора Семёновича Шурпина «Утро нашей Родины» 1948-го года, где вождь в белом кителе стоит на фоне весеннего поля, а за ним кипит работа. Будущее нашей страны звучит в розовеющих небесах, во взгляде Иосифа Виссарионовича, устремлённом в пространство необъятных просторов, где на благо Родины трудятся счастливые советские люди. Художник воплотил в этой картине надежду и оптимизм, веру в человека нового социалистического сознания.
Также с докладами выступили профессор, доктор экономических наук Валерий Александрович Гордеев («Актуальность опыта сталинской индустриализации»); кандидат экономических наук, член Международной Академии информации (Москва) Анатолий Сергеевич Дунаев («Сталин и преобразование природы»); доцент, кандидат технических наук, преподаватель Ярославского государственного технического университета Александр Михайлович Шапошников («Научно-техническая мысль в эпоху Сталина»); кандидат технических наук Альберт Николаевич Мусин («Роль Сталина в пропаганде отечественного туризма»).
Особенно приятно было увидеть в зале молодые лица — с докладом на тему: «Кадры решают всё» выступил студент ЯГТУ Даниил Ярош. Своими размышлениями по теме конференции с участниками поделился Егор Смирнов, студент МУБиНТ, член Рыбинского районного отделения КПРФ.
Подвел итоги научно-практической конференции, посвященной 145-летию со дня рождения И. В. Сталина, председатель ЯРО РУСО Владимир Ильич Корнилов. Он отметил, что настало время реабилитации имени Сталина. По итогам заседания собравшимися была принята резолюция.