На минувшей неделе в комитетах Ярославской областной Думы началось обсуждение проекта регионального бюджета на 2024 год в разрезе профильных государственных программ. И по отдельным статьям, и по целым направлениям расходов возникло немало вопросов. Активнее всех их задавали депутаты фракции КПРФ, внимательно изучившие параметры основного финансового документа.
Первым прошло заседание комитета по ЖКХ. По сравнению с первоначальной редакцией бюджета на 2023 год его главная «подведомственная» программа сокращается на 1 миллиард 252 миллиона рублей. По словам чиновников, это связано с изменением подходов к модернизации инфраструктуры: по отдельным направлениям данные мероприятия будут реализовывать не за счёт бюджета, а в рамках инвестиционных программ коммунальных организаций. Впрочем, экономия бюджета присутствует далеко не во всём.
Председатель фракции КПРФ Елена Кузнецова, сославшись на заключение Контрольно-счётной палаты, отметила, что по сравнению с 2023 годом значительно вырос размер субсидии на уставную деятельность Регионального фонда капитального ремонта. Общие расходы на неё составят 285,9 миллиона рублей, что на 74% больше текущего года. При этом, область не выделяет ни копейки на ремонт домов, которые являются памятниками архитектуры (на чём постоянно настаивают депутаты-коммунисты). Хотя софинансирование данных работ предусмотрено законодательством.
Также ничего не выделено на областную программу обеспечения энергоэффективности. И такая ситуация складывается уже на протяжении последних 5-6 лет. Между тем, реализация данных мероприятий не только полезна для жителей, но и выгодна для экономики. Показательно, что на федеральном уровне такая программа действует, и некоторые регионы получают по ней серьёзные средства.
— Раньше в этой программе закладывались средства на ремонты школ, детских садиков в плане замены окон, утепления фасадов и других мероприятий. Их софинансировал федеральный бюджет. Сейчас возможно заложить средства на эти цели по данной программе? – спросила Елена Кузнецова.
Заместитель областного министра ЖКХ Елена Роздова ответила, что пока такие мероприятия не предусмотрены. При этом, в министерстве всё-таки озаботились этим вопросом, проанализировали ситуацию и запланировали «оживить» программу энергоэффективности. Правда, конкретные сроки её возобновления чиновники не назвали.
Целый ряд вопросов возник и на заседании комитета по градостроительству, транспорту, безопасности и качеству автомобильных дорог. Например, по обеспечению жильём детей-сирот. На будущий год правительство выделяет на это 381 миллион рублей. Что, по словам губернаторских финансистов, на 30 миллионов больше, чем в нынешнем году. Хотя при утверждении бюджета в минувшем декабре сумма составляла 409 миллионов. Выходит, что сейчас, наоборот, закладывают почти на 30 миллионов меньше.
— Указанная цифра в любом случае недопустимо мала. У нас в очереди стоит более 1800 детей-сирот старше 18 лет, а на приобретение жилья для них добавляют какие-то крохи. Зато строят ледовые катки, сборно-разборные конструкции за сотни миллионов рублей. Когда программа начнёт исполняться более быстрыми темпами? – возмутилась Елена Кузнецова.
Напомним, что по плану нынешнего года детям-сиротам предоставят всего 33 квартиры (плюс ещё 3-4 планируется приобрести за счет экономии средств) и 72 жилищных сертификата. Исполняющий обязанности министра строительства Александр Баланцев заверил, что программа будет переработана с целью ликвидации накопившейся очереди до 2030 года. И пообещал представить её новый вариант на суд депутатов.
С другой стороны, отдельные направления расходов показались парламентариям завышенными. Коммунист Валерий Байло обратил внимание на выделение 200 миллионов рублей на остановочные комплексы, и особенно 733 миллионов на организацию работы системы фото и видеофиксации и 1 миллиарда 286 миллионов – на размещение постов весового и габаритного контроля на региональных трассах.
— Суммы здесь весьма приличные. Этих средств хватит, чтобы полностью обеспечить область средствам фото и видеофиксации и постами весового и габаритного контроля? Закрывается полная потребность? – поинтересовался Валерий Байло.
По словам министра дорожного хозяйства Романа Душко, камерами планируется закрыть порядка 300 мест концентрации ДТП и аварийных участков. Что позволит не только повысить безопасность, но и существенно пополнить бюджет за счёт поступлений от штрафов. Постов весового и габаритного контроля до конца будущей осени планируется установить 24. И они закроют все основные направления следования большегрузов. Впрочем, последние всегда ищут альтернативные пути объезда. Поэтому не исключено, что работу по установке постов придётся продолжить. Но больше всего депутата-коммуниста удивили расходы на транспорт.
— В начале 2021 года на развитие транспортного комплекса закладывалось всего лишь порядка 1 миллиарда 237 миллионов рублей. Включая все виды транспорта. На 2024 года расходы на программу составляют почти 14 миллиардов. Только на обеспечение регулярных перевозок автомобильным транспортом вы предлагаете заложить 8,7 миллиарда. При этом, собираемость доходов с продажи с билетов составит всего 2,4 миллиарда. Таким образом, мы практически на три четверти субсидируем частных перевозчиков из областного бюджета. В чем логика? Для чего выделяются столь значительные средства?
Конкретного ответа чиновники не дали, лишь повторив, что на повышение расходов существенно повлияла передача полномочий по транспортному обслуживанию населения Ярославля и Ярославского района на уровень области (хотя муниципалы тратили на эту сферу куда меньше). Главный же вопрос – почему работу частников оценивают так дорого (особенно с учётом того, что от граждан продолжают поступать сотни жалоб на качество обслуживания) так и остался без ответа. Активная дискуссия развернулась и на заседании комитета по здравоохранению. Елена Кузнецова спросила о причинах сокращения затрат сразу на несколько ключевых программ:
— Идёт снижение мероприятий по развитию паллиативной помощи, по борьбе с социально значимыми инфекционными заболеваниями, снижаются расходы на высокотехнологичную медицинскую помощь. И самое главное, что настораживает – идёт уменьшение финансирования региональных проектов по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями на 128 миллионов рублей и по борьбе с онкологическими заболеваниями почти на 200 миллионов.
Министр здравоохранения области Сергей Луганский пояснил, что ко второму чтению ожидаются дополнительные поступления из федерального бюджета – свыше полутора миллиардов рублей, за счёт которых, в том числе, повысят расходы на указанные проекты. В свою очередь, Валерий Байло вновь поинтересовался перспективами строительства поликлиники в посёлке Красный Бор:
— Не раз обсуждали этот вопрос, назывались конкретные сроки и по проектированию, и по государственной экспертизе. А сейчас, насколько я понимаю, приоритетом является строительство модульной поликлиники во Фрунзенском районе. Между тем, вы сами признали, что Заволга активно развивается, и потребность там не меньше. Что мешает рассмотреть сразу два объекта? Что мешает завершить подготовку проектно-сметной документации, без которой мы не можем даже подать заявку в федерацию? По сути, пока мы не можем решить даже предшествующие строительству вопросы!
К сожалению, ответ Сергея Луганского оказался не утешительным. Он напомнил о проблемах с проектировщиком, с которым пришлось расторгать контракт. Сейчас проектом занимается государственный институт Ярославской области. Работа продолжается, но нужен дополнительный источник финансирования. Для этого необходимо войти в Федеральную адресную инвестпрограмму (ФАИП).
Однако сейчас все федеральные программы пересматриваются, сроки строительства отодвигаются на 2026 и даже на 2027 год. Поэтому на 2024 год поликлинику точно не включат. Сегодня речь идёт о 2025-2026 годах. Так что в течение следующего сезона (и даже первых месяцев) однозначно нужно завершать все подготовительные процедуры. Несколько вопросов прозвучало и на заседании комитета по социальной и демографической политике. Наиболее острый касался повышения выплаты для «детей войны».
— Выплату этой категории граждан заложили на уровне текущего года. Считаю, что необходимо рассмотреть вопрос о её повышении. Сегодняшняя сумма выплаты – 1300 рублей, просто смехотворная. И «дети войны» высказывали справедливые обиды. Неужели они не заслужили большего? Это пожилые люди, их осталось не так много, и к ним нужно относиться бережно! – констатировала Елена Кузнецова.
По словам чиновников, в 2023 году на выплату потратили 72,5 миллиона рублей. Она коснулась 55 тысяч человек. Однако пока что повысить её пообещали только на 5,4% (уровень ожидаемой инфляции), как и все остальные выплаты по Социальному кодексу. Но, во-первых, уровень инфляции уже ожидается выше. А во-вторых, столь незначительное повышение вызывает лишь горькую усмешку. И выглядит недостойным по отношению к пожилым людям. Депутаты фракции КПРФ обязательно вернутся ко всем обозначенным вопросам в ходе дальнейшего рассмотрения проекта бюджета на заседании Думы. И постараются решить хотя бы часть из них с помощью своих поправок.
Иван ДЕНИСОВ.