Г.А. Зюганов: «С Днем Учителя!»

bcb05f_1-1

Вот уже сорок лет с нами этот праздник – День учителя. В Советском Союзе он был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1980 году и праздновался в первое воскресенье октября. Разумный выбор – прошёл первый месяц учебного года, преподаватели новых предметов и ученики познакомились ближе, праздник должен был задать тональность отношений на новый учебный год.

Только через 14 лет ЮНЕСКО по примеру СССР ввела Международный день учителя – с фиксированной датой 5 октября, и либеральная власть России, для которой международные законы выше отечественных, перенесла традиционное время праздника.

К сожалению, у Запада взяли не только новую дату праздника, но и отношение к учителю – стараясь превратить его из наставника и воспитателя в «поставщика образовательных услуг».

Сложна и ответственна работа учителя, но в современной России она стала ещё труднее – «образовательные холдинги», «дистационка», «удалёнка», ЕГЭ, отсутствие опоры на детские организации – пионерские дружины и комсомольские комитеты – резко увеличили и физическую, и психологическую нагрузку на учителя.

В народе российском всегда почётна была профессия учителя – и в этот праздничный день мне особо хотелось бы поздравить учителей сельских. В России дореволюционной, крестьянской, учитель просто не мог замыкаться в своей преподавательской работе. Он был не только источником знаний для детей, но и светочем культуры для взрослых. В барских усадьбах была своя среда и своя культура – французские библиотеки, утончённая музыка, изысканные правила этикета – но всё это было далеко, непонятно и чуждо. А вот учитель жил рядом с крестьянами, в такой же избе – но у него была чистота и порядок, к нему и за советом приходили, и новости о большом мире узнать, и ума набраться в беседе, и книжку взять прочитать. Ему подражали и брали в пример. Ведь главная задача культуры – показывать, как надо, что такое хорошо, а что – плохо. И учитель говорил об этом простым и понятным крестьянам языком.

На новую ступень подняла труд и значение сельского учителя Советская власть. Обновлённой стране нужно было создавать индустрию и науку, новые технологии – а начинать приходилось с обучения грамоте. Потому массовой стала профессия учителя, потому искались, разрабатывались и оттачивались новые методики и способы обучения. Крестьянские дети должны были приходить в армию, на производство, работать со сложной техникой – и к этому готовили их учителя. Это было очень непростой задачей – но сельские наши учителя в годы первых пятилеток вырастили и отважных солдат, и умелых рабочих, и талантливых военачальников и изобретателей.

Не зря говорят, что Великую Отечественную войну выиграл учитель, но я бы ещё добавил – сельский учитель, ведь в Рабоче-Крестьянской Красной Армии всё же больше было тех, кто родился и вырос в селе.

Тяжело было поднимать разорённую войной страну – но школы обязательно строились в каждом селе – и село оживало. Многих славных путь начинался в сельской школе, о первых своих учителях тепло вспоминали космонавты и учёные, герои труда и деятели искусства, и пусть не знаменитые и прославленные – но честные и достойные люди.

Десятки тысяч сёл, посёлков и малых городов исчезли с карты России после реставрации капитализма. И немаловажным инструментом в этом разрушении стала политика уничтожения сельских школ. Не зря же говорят: «есть школа – есть деревня, нет школы – нет деревни».

Но тем выше значение и важнее работа тех, кто и в эти лихие времена не оставил свою профессию и продолжает великое дело сельского учительства. И я уверен, что изменятся времена и возродится – уже на новом уровне – российское село. Ведь не зря Василий Шукшин – сам сельский учитель – устами одного из своих героев говорил, что скоро опять побегут во чисто поле люди, задохнувшиеся в больших городах. Экология есть экология – и природу не обманешь, человеку вольно дышится и живётся всё же в чистом поле, а не в каменном городе.

В День учителя я поздравляю всех, кто несмотря ни на что, отдаёт сердце детям – как учитель Сухомлинский, Герой Социалистического Труда, создаёт свою педагогическую поэму – как педагог Макаренко, мыслит государственными категориями в воспитании и образовании – как заместитель наркома просвещения Крупская!

С праздником, дорогие наши учителя, с праздником, коллеги!

Учитель Мымринской средней школы Хотынецкого района Орловской области, руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе РФ, Председатель ЦК КПРФ   Г.А. Зюганов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *