ДВА ГОДА ЕЗДЫ ПО КРУГУ

В начале апреля исполнилось два года со старта транспортной реформы в Ярославской области. За это время она собрала массу справедливой критики, не раз становилась объектом прокурорских проверок и даже народных шуток и интернет-мемов. Но так и не смогла решить главной задачи, заявленной властями – обеспечить пассажирам надёжность, безопасность и комфорт. На третьем году преобразований в полной мере не достигнуто ничего из перечисленного. А это значит, что «модернизация» зашла в тупик, и в регионе продолжается езда по кругу.

На сегодняшний день транспортная реформа непосредственно коснулась Ярославля, Ярославского района и, частично, Рыбинска. Если верить заявлениям властей, в этих муниципальных образованиях в общей сложности поменяли 740 автобусов. В конце прошлого года полномочия по организации перевозок пассажиров и багажа в муниципальном сообщении были переданы с местного на региональный уровень также в Даниловском, Ростовском, Переславском и Угличском районах. И с 1 апреля (в Данилове – с 1 мая) новые жёлтые автобусы в количестве ещё 129 единиц должны были начать работать и там.

О чём власти, разумеется, с помпой не раз сообщили по всем возможным каналам. Однако обещанного старта не случилось. 19 марта граждан проинформировали, что он откладывается на месяц. Причиной стали несостоявшиеся торги по выбору перевозчиков, из-за чего теперь необходимо проводить повторную процедуру. На это время будут заключены временные контракты с действующими транспортными компаниями. Показательно, что в прошлом году ровно то же самое произошло в Рыбинске. Там новые машины также обещали выпустить на линию ещё в феврале.

Но фактически старт состоялся лишь в мае. Притом, обновление коснулось только города, да и то не полностью (часть маршрутов продолжали обслуживать по старой схеме и старым транспортом, а количество новых автобусов оказалось в два с лишним раза меньше первоначально заявленной цифры). В свою очередь, про Рыбинский район и вовсе «забыли» (хотя ещё зимой упоминали его наравне с городом, да и полномочия по пассажирским перевозкам передали одним законом).

Таким образом, власти уже не раз срывают заявленные ими же сроки и не являются хозяевами своему слову. Что, безусловно, подрывает доверие и к ним самим, и непосредственно к транспортной реформе. Другим поводом для справедливого народного недовольства стала отмена возможности оплачивать проезд за наличный расчёт. Зачем это было сделано и какую цель преследовали «авторы» реформы – так и осталось непонятно. Тем более, что «новшество» касалось только Ярославля. В то же время, например, в Рыбинске, оплата «живыми деньгами» была сохранена.

Проблема вызвала широкий общественный резонанс. К решению вопроса подключились общественники, депутаты, уполномоченный по защите прав человека. Были написаны обращения в прокуратуру и суды. Однако чиновники упрямо продолжали стоять на своём. Пообещав лишь предоставить возможность для приобретения разовых проездных билетов. Правда, покупать их придётся не в салоне автобуса, троллейбуса и трамвая, а в специальных точках продаж, сеть которых власти запланировали расширить (в том числе разместить прямо на остановках).

Однако по состоянию на конец марта таких точек на весь город было только 32. А оператор по обслуживанию транспортных карт через сеть киосков «Универсальная касса» ООО «Призма» даже направил обращение к депутатам Ярославской областной Думы с жалобой на то, что мэрия не продлевает договоры аренды на размещение данных точек, из-за чего их число сокращается. Получается, что на словах власти заявляют одно, а на деле выходит совсем другое.

Кроме того, в середине марта жители Ярославля и вовсе обращали внимание на пропажу транспортных «Якарт» в универсальных кассах. В течение нескольких дней они попросту отсутствовали сразу в нескольких популярных точках продаж. А в конце месяца пассажиры столкнулись с другой проблемой – невозможностью оплаты проезда из-за сбоев в приложении «Ярославская область. Транспорт». Также в салонах не работали валидаторы, а куар-коды оказались заклеены или перечёркнуты.

Заходивших в автобусы контролёров всё это, правда, не останавливало, и штрафы людям готовы были выписывать на общих основаниях. Невзирая на то, что многих попросту лишили возможности оплатить проезд на законных основаниях. Одним словом, «передовые технологии» вместо обещанного удобства и комфорта принесли одно расстройство, а для кого-то обернулись ещё и финансовыми потерями.

В плане обеспечения безопасности к перевозчикам также остаётся немало претензий. Посмотрим свежую статистику ДТП с участием общественного транспорта. 4 марта авария с жёлтым автобусом произошла в районе ТЦ «Эстет» на перекрёстке проспекта Октября и улицы Чкалова. На следующий день ДТП было зафиксировано на проспекте Ленина недалеко от «Гиганта». 12 марта автобус, обгоняя трактор, задел фуру и протаранил несколько секций бетонного забора на проспекте Фрунзе. 16 марта на Октябрьском мосту столкнулись автобус 58-го маршрута и легковой автомобиль. Несмотря на небольшие повреждения, одна из полос оказалась перекрыта, что немедленно привело к образованию затора.

20 марта случилось ДТП с электробусом № 50 на Богоявленской площади. 21 марта авария с рейсовым автобусом произошла уже на улице Калинина, а 24 марта – на перекрёстке Юго-Западной окружной дороги и улицы Магистральной. Наконец, утром 2 апреля на площади Мира столкнулись легковой «Форд» и городской автобус. По данным пресс-службы УМВД, в аварии пострадала 12-летняя пассажирка «Форда». И это – всего за один месяц.

Понятно, что в каких-то случаях ДТП наверняка произошли не по вине водителей общественного транспорта. Однако и качество их работы до сих пор оставляет желать лучшего, что также подтверждается многочисленными отзывами пассажиров. Так, люди отмечают, что шофёры говорят по телефону во время езды, пропускают остановки, не открывают все двери, либо, напротив, закрывают их, не убедившись, что пассажиры покинули салон, а порой и откровенно хамят. Безусловно, такое поведение недопустимо.

При этом, в регионе по-прежнему сохраняется дефицит водителей (порядка 250-300 человек). Из-за чего вкупе с неисправностью части автопарка автобусы продолжают нарушать график движения и не соблюдать расписание. В результате люди вынуждены очень длительное время ожидать транспорт на остановках, в любое время года и при любых погодных условиях, опаздывая на работу или учёбу. В качестве наиболее проблемных граждане назвали маршруты № 1, 22, 49, 62, 65, 79, 90.

Ну и, разумеется, притчей воязыцех остаются автобусы «Газель» малого класса на маршрутах № 65, 84С и 94С, которые попросту не справляются с существующим пассажиропотоком. Пассажиры не раз обращали внимание властей на данную проблему. Однако последние так и остались глухи. Также подчеркнём, что «модернизация» общественного транспорта в понимании чиновников почему-то ограничивается только автобусами и трамваями (последние — в рамках концессии). В то время, как троллейбусный парк остаётся с колоссальным уровнем износа.

За последние два года в Ярославль пришли лишь 9 новых машин, 4 из которых город ждал чуть ли не 5 лет по инвестиционному договору. Притом, к техническому состоянию некоторых из них уже есть серьёзные претензии. Что касается маршрутной сети, то она в принципе не развивается. Скорее, наоборот – власти лишь прикрывают перспективные маршруты. И эта проблема также требует решения. В завершении добавим, что актуальность связанных с транспортной реформой вопросов подтверждает статистика обращений граждан, анализ которой еженедельно звучит в ходе открытых городских совещаний в мэрии.

Тема общественного транспорта традиционно входит в пятёрку самых злободневных. Только за последние 2 недели марта по ней было зафиксировано 30 обращений. И это касается только жалоб в социальных сетях. Притом, которые отслеживают только городские службы (хотя есть ещё областное министерство, несколько его подведомственных организаций, Центр управления регионом, многоканальный телефон и другие способы и инстанции). Одним словом, пока что ни одна из целей транспортной реформы не достигнута. И властям предстоит проделать ещё огромную работу над ошибками.

Иван ДЕНИСОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *