В условиях повсеместного роста цен в стране подорожал и главный социальный продукт. Его розничные цены из пшеничной и ржано-пшеничной муки в России с начала года увеличились на 1%, и по итогам года ценовая динамика в этом социально значимом сегменте, надеются в минпромторге, не превысит уровень общей инфляции. Об этом сообщили журналистам в пресс-службе ведомства.
По оценкам министерства, собственный рынок переработки в полном объёме обеспечен российским зерном и продуктами, получаемыми из него, включая муку хлебопекарную. При этом качество в нынешнем году находится на высоком уровне: порядка 75% пшеницы относится к продовольственным классам.
И всё же пекари заявили о подорожании производства хлеба: им всё сложнее сдерживать отпускные цены на фоне увеличения себестоимости производства. До конца года производители могут повысить отпускные цены на 7—10%, заявил РБК исполнительный директор Национального союза хлебопечения Рустам Айдиев.
В последний раз хлебозаводы повышали цены на свою продукцию весной 2022 года из-за «непрогнозируемого скачкообразного роста всех составляющих затрат». По словам Р. Айдиева, рост себестоимости производства связан в первую очередь с увеличением стержневых прямых затрат — подорожанием основного сырья (то есть муки), логистики и с ростом оплаты труда рабочих. В числе влияющих на ситуацию факторов он назвал следующие:
— рост цены на пшеничную муку высшего сорта за последний месяц: сейчас она превышает уровень прошлого года уже на 15—18%;
— аграрии на фоне роста цены на зерно стали придерживать продажи, а поступающий на рынок объём «по классу и качеству не удовлетворяет потребности хлебозаводов в гостовской хлебопекарной муке», из-за чего возможен негативный сценарий — временный переход на муку общего назначения вместо хлебопекарной;
— рост стоимости услуг и тарифов транспортных компаний уже достиг почти 30% год к году;
— дефицит персонала в отрасли, особенно производственных кадров: предприятия вынуждены сверхиндексационно увеличить расходы на персонал — к прошлому году повышение среднего уровня оплаты труда рабочих на предприятиях составило от 25 до 30%, причём зарплату им в текущем году повышали как минимум дважды (примерно на 10—15% в феврале и на 10—15% в июле — августе);
— производство недорогих массовых сортов хлеба (пшеничный белый и ржано-пшеничные серый батон и буханка) продолжает оставаться нерентабельным для предприятий: на начало августа цена реализации в торговлю таких сортов составляла примерно 20 руб. с НДС.
«Обычно повышение цен на хлеб происходило либо плавно два раза в год по 3—5%, либо единоразово на 7—10%. И сразу акцентирую внимание на главном — речь идёт не о цене на полке магазина, которую видит потребитель, а исключительно об отпускной цене изготовителей», — добавил руководитель.
В минсельхозе уверяют, что внутренний рынок в полном объёме обеспечен российским зерном и продуктами его переработки, включая хлебопекарную муку. По данным ведомства, стоимость пшеничной муки у производителей на 13,2% ниже, чем годом ранее, а цены на продовольственную пшеницу — «ниже либо на уровне прошлогодних значений» в зависимости от класса.
В министерстве при этом подтвердили, что значительная доля производственных затрат у хлебозаводов приходится на выплату зарплат, электроэнергию и логистику. «В настоящее время издержки по этим направлениям действительно имеют устойчивую тенденцию к росту», — признал представитель ведомства.
В Российском союзе пекарей жаловались, что принятая в марте 2022 года программа субсидирования производства хлеба не отвечает условиям кризиса, который привёл к резкому росту всех затрат предприятий.
Елена КРАСНОЛУЦКАЯ.