До Перестройки уже были предприняты шаги, которые нанесли серьезный удар по принципам советской экономики.
Сталин перед смертью указывал, что материальная база для перехода к коммунизму построена, и необходимо начать этот переход. Необходимо полностью отказаться от товарно-денежных отношений, которые уже стали тормозить развитие социализма. Важный шаг на пути к полному отказу от товарно-денежных отношений – превращение колхозов в совхозы, кооперативной колхозной собственности – в общенародную советскую собственность.
Однако хрущевская клика, представляющая интересы тех, кто был заинтересован в разрушении советского строя, поступила с точностью до наоборот.
Вместо отказа от товарно-денежных отношений она через реформу Косыгина-Либермана усилила их роль и расширила их сферу. Вместо того, чтобы превратить колхозы в совхозы – она упразднила МТС и отдала колхозам сельхозтехнику, тем самым усилив их частнический аспект.
Все это вызвало сбой в работе советской экономики, который проявился, в частности, дефицитом. (А на почве дефицита — ростом экономических преступлений и появлением теневой экономики).
Во время Перестройки все эти процессы находят свое продолжение, но уже в новом качестве.
В феврале 1987 года были приняты постановления Совета министров СССР №№ 160, 161 и 162 о создании кооперативов по бытовому обслуживанию населения, производству товаров народного потребления и в сфере общественного питания. Чтобы усыпить советских трудящихся, все это подавалось как «эксперимент». В результате этого «эксперимента» наплодилось сотни тысяч кооперативов по стране. В одной только Москве их было больше 500. А 26 мая 1988 года Верховный Совет одобрил закон N 8998-XI «О кооперации в СССР. Впервые с нэпа в Советском Союзе разрешено создание частных предприятий.
Для обмана советского народа буржуазия пока еще уверяет, что крупное производство останется в руках государства. А рыночные отношения распространятся только на мелкое производство и сферу услуг. Однако при этом приняты меры для того, чтобы и государственные предприятия перевести на рыночную основу. 30 июня 1987 года вступил в силу закон «О государственном предприятии». Он разрешал предприятиям самим определять свою экономическую деятельность и распоряжаться частью доходов по собственному усмотрению. То есть – по сути превращал их в капиталистические предприятия.
С первых дней своего существования рыночные отношения вступают в непримиримое противоречие с советской плановой экономикой. Кооперативам для работы требуется сырье. Но в советской экономике сырье не продается, а распределяется по фондам и затем идет в государственные предприятия. Снабжение сырьем частников, естественно, в задачи советской экономики не входило. Следовательно, сырье кооперативы могут получить только через махинации, через обкрадывание советских предприятий. За взятки «кооператоры» покупают сырье у директоров предприятий. Директора при своих заводах организуют кооперативы из доверенных лиц, выпускают продукцию из дешевых материалов, с использованием государственных производственных мощностей и электроэнергии, продают ее частникам по свободным ценам и присваивают сверхприбыль. Частники паразитируют на советской экономике, и в то же время ее ненавидят и стремятся ее разрушить, так как она ограничивает их грабительские аппетиты.
Капитализм и социализм, план и рынок – несовместимы. И долго рядом они существовать не могут. Между ними неизбежно начнется борьба, и окончательно победит либо одно, или другое. В Сталинском Советском Союзе какое-то время социализм соседствовал с капитализмом. Это было время нэпа. Но тогда страной правила революционная власть рабочего класса, которая стремилась к построению социализма. Поэтому там победил социализм. С капиталистическими отношениями было покончено, НЭП был отменен. А в перестроечном Советском Союзе от власти рабочего класса уже ничего не оставалось. Страной уже правили ставленники той самой новой буржуазии, которая всеми силами стремилась к реставрации капитализма. Поэтому в этой борьбе одержал верх капитализм.
В конце Перестройки побеждающая буржуазия уже не говорит о кооперативах только в сфере услуг и мелкого производства. Теперь она требует полного отказа от плановой экономики, полного перехода на рынок, передачи всех средств производства в частные руки. То есть – она требует реставрацию капитализма.
В августе 1991 буржуазия захватила государственную власть. Она открыто объявила об отказе от социализма и открыто провозгласила реставрацию капитализма. Реформами Ельцина-Гайдара она наконец осуществила свои многолетние чаяния. Она начала окончательный переход к рыночной экономике – приступила к полному разграблению собственности советского народа и порабощению советских трудящихся.
В. ЯНЕВА.