Как ярославские рабочие шли от Февраля к Октябрю

Август, сентябрь и первая половина октября семнадцатого года – это предгрозовое время для нашей страны. Это время подготовки новой революции, перехода от Февраля к Октябрю.

Трудовой народ многолетней жестокой борьбой и ценой огромных жертв наконец покончил с ненавистным самодержавием. Он надеялся получить свободу и счастье, достойную и справедливую жизнь. Но его мечты не сбылись. Ни свободы, ни справедливости народ не получил. Царского гнета не стало, но остался гнет помещиков и капиталистов. Буржуазия воспользовалась победой народа над самодержавием, чтобы прибрать к рукам государственную власть. При том, что сама она в эту победу ничего не вложила.

Хотя Февральская революция по своим задачам была буржуазно-демократической – совершала ее не буржуазия, а российские трудящиеся во главе с пролетариатом. Русская же буржуазия, наоборот, смертельно боялась и не хотела революции. Это была не та молодая революционная буржуазия, которая во время ранних буржуазных революций вела народные массы на штурм абсолютизма. Это были разжиревшие денежные мешки, тузы-плутократы, которые прекрасно устроились под крылышком самодержавия. К тому времени они получили немалое политическое влияние, добились важных постов в государстве. Самодержавие нисколько не мешало им эксплуатировать рабочих, наживаться и богатеть – наоборот, всячески им в этом помогало. Все трудовое законодательство было составлено исключительно в интересах капиталистов. При любой попытке рабочих дать отпор хищничеству буржуазии – самодержавие немедленно вставало на сторону капитала, безжалостно давило рабочих, натравливало на них солдат, жандармов, казаков, хлестало нагайками, топтало копытами коней, рубило шашками, расстреливало. Большинство буржуазии все это вполне устраивало. Правда, буржуазию либерального толка коробил варварский гнет русского самодержавия. Но самодержавный гнет для нее был гораздо менее страшен, чем народная революция. С самодержавием можно было торговаться, выцыганивать себе кое-какие уступки. А с разгневанным народом не сторгуешься – как показала Великая Французская революция. Поэтому либеральная буржуазия даже думать не хотела ни о какой революции, боялась ее пуще огня.

Однако буржуазно-демократическая революция все-таки грянула, вопреки воле буржуазии. И тогда она стала думать только об одном – как остановить революцию, как не дать народу взять власть в свои руки.

Пока народ проливал кровь на баррикадах, сражаясь с жандармерией и войсками, пока он ценой тысяч своих жизней рушил твердыню царизма – буржуазия пряталась за его спиной. Она сидела в Думе, вдалеке от сражений, порохового дыма и трупов — и строила планы – как присвоить себе плоды народной победы. Когда же народ уже побеждал, когда самодержавие висело на волоске и достаточно было еще одного народного натиска, чтобы оно окончательно рухнуло – буржуазия оказалась тут как тут. Она спешно добилась отречения царя и создала свое правительство, провозгласила свою власть.

Народу не стало лучше при власти буржуазного Временного правительства. Он по-прежнему был нищ и ограблен и должен был работать на богатых. Крестьяне не получили земли и по-прежнему оставались в кабале у помещиков. Рабочие по-прежнему гнули спину на фабрикантов. Буржуазия продолжала империалистическую политику царизма – гнала миллионы русских солдат проливать свою кровь за интересы английских, французских и русских капиталистов.

Вдобавок буржуазия, которая больше всего на свете боялась продолжения революции, стала «закручивать гайки» — отбирать назад те демократические свободы, которые народ завоевал в Феврале. Началась контрреволюция – откат назад, к старым порядкам, к жесткому политическому гнету над трудящимися.

Большевики не раз предупреждали рабочих, что дорвавшаяся до власти буржуазия готовит контрреволюцию, что она начнет душить трудящихся не менее свирепо, чем царь. Она уже вошла в сговор с самыми реакционными силами и вместе с ними готовится ввести военную диктатуру, безжалостно подавить рабочих, разгромить их революционные организации. Поэтому пролетариату нельзя складывать оружие, ему придется продолжать борьбу за свое освобождение. По-настоящему свободным он станет только тогда, когда установит свою собственную власть – диктатуру пролетариата – и через нее сломает сопротивление буржуазии, установит новый справедливый строй в интересах всех трудящихся.

После расстрела третьего июля и особенно после Корниловского мятежа в конце августа рабочие окончательно поняли, что большевики говорят правду — контрреволюция поднимает голову. Пролетариат стал готовиться к борьбе, к взятию государственной власти – к социалистической революции.

***

В Ярославском крае это время тоже было временем созревания новой революции, временем подготовки к решительной битве с буржуазией. Ярославские рабочие жили теми же настроениями, как и весь российский пролетариат – они готовились к защите революции. Контрреволюция подняла голову и здесь, на Ярославщине. В начале августа в Ярославле и Рыбинске были организованы офицерские союзы, шло усиленное формирование воинских частей, на которые контрреволюция могла бы опереться. Так возник ярославский «ударный батальон». В середине августа на улицах Ярославля было расклеено несколько листовок, написанных от руки, в которых содержались прямые угрозы революционным рабочим. 16 августа большая толпа контрреволюционно настроенных элементов стала громить магазины и квартиры рабочих. Толпу удалось разогнать с помощью вооруженных солдат. Кем-то был составлен список видных ярославских большевиков, и на их квартирах произведены обыски. Искали оружие, грозили большевикам, что их «скоро будут вешать на фонарных столбах». В связи с этим большевики поставили вопрос о создании Красной гвардии. Но засевшие в Совете соглашатели — меньшевики и эсеры – боялись вооружения рабочих и сумели отклонить это предложение.

После выступления Корнилова российский пролетариат всколыхнулся. В Ярославле о корниловском мятеже узнали 28 августа. Сразу же состоялось чрезвычайное заседание Ярославского Совета рабочих и солдатских депутатов, профсоюзов, фабзавкомов и полковых комитетов. Большевики на этом заседании заняли твердую и принципиальную позицию – они звали трудящихся к решительной расправе с контрреволюцией, предлагали немедленно идти на заводы и в казармы, чтобы сплотить массы на борьбу с корниловщиной. Соглашатели, меньшевики и эсеры, заняли свою обычную предательскую позицию – они предлагали для борьбы с корниловщиной дать диктаторские полномочия Керенскому. Вместо того, чтобы звать пролетариат к борьбе — они хотели укрепить власть буржуазии, помочь ей установить свою диктатуру.

Но рабочие уже не верили меньшевикам и эсерам. Они освистали соглашателей и по призыву большевиков стали готовиться к решительному отпору контрреволюции. На заседании была принята резолюция, в которой Корнилов был объявлен врагом революции и был потребован суд над ним. Ярославский Совет потребовал: Государственная Дума должна быть распущена, а временный комитет Государственной думы как центр контрреволюции должен быть арестован. Также Совет требовал немедленного введения рабочего контроля над производством, заключения мира без аннексий и контрибуций на основе самоопределения народов, опубликования тайных договоров, выборности командного состава армии, отмены смертной казни. Выдвигалось также требование созыва Всероссийского съезда Советов.

По всем фабрикам и заводам, по всем воинским частям прокатились митинги. Везде рабочие и солдаты единодушно выступали против контрреволюционного мятежа и требовали решительной борьбы с контрреволюцией.

В Ярославле был создан Комитет защиты революции. Его возглавил большевик П.А. Будкин. Большевики стали организовывать охрану предприятий, создавать из рабочих группы для охраны фабрик и заводов. На предприятиях создавались штаб-квартиры, где дежурили рабочие и о каждом подозрительном случае сообщали в Комитет защиты революции. В Ярославле была создана рота спасения революции, вооруженная винтовками, которая находилась в постоянной боевой готовности. Кроме того, каждый батальон выделял по роте для борьбы с выступлениями контрреволюции. Была усилена охрана железных дорог, станций, мостов.

Подобные меры по охране завоеваний революции предпринимались в Рыбинске, Романове-Борисоглебске, Ростове и в других городах губернии.

В эти дни были распущены все контрреволюционные организации. В Ярославле и Рыбинске по решению Совета прекратили свое существование союзы офицеров, созданные в период подготовки корниловщины. Солдатская секция Рыбинского Совета потребовала отчислить в резерв всех офицеров, записавшихся в союз.   В Ярославле был расформирован «ударный батальон».

Такое массовое сопротивление контрреволюции происходило по всей России. Корниловский мятеж захлебнулся. Корнилов и его ближайшие помощники были арестованы. Контрреволюционная авантюра потерпела крах.

В сентябре российский рабочий класс стал действовать еще более решительно.  Борьба с корниловщиной освободила Советы из плена соглашательской политики меньшевиков и эсеров. Возросло влияние большевиков в Советах. Под влиянием большевиков пролетариат поставил главный вопрос – вопрос о власти. Он выдвинул требование об изменении характера власти, о создании революционного правительства пролетариата.

Ярославские Советы также значительно большевизировались. Под влиянием большевиков они потребовали передачи власти в руки рабочих и крестьян, то есть – Советов. Остававшиеся в Советах меньшевики и эсеры продолжали гнуть свою предательскую линию, склоняли Советы к коалиции с буржуазией. Но они уже не имели прежнего влияния на трудящихся. В Ярославле, Ростове, Рыбинске Советы один за другим принимали большевистские резолюции о необходимости перехода власти в руки рабочих и крестьян.

На повестку дня встал вопрос о вооружении рабочих. В Ярославле и Рыбинске Советы признали необходимость создания и вооружения рабочих дружин и немедленно приступили к этой цели. В это время прошли перевыборы в местные Советы, которые дали решительное преимущество большевикам.

Буржуазия, напуганная ростом революционного движения, решила пойти ва-банк. Временное правительство начало собирать контрреволюционные силы и подготовлять новую корниловщину. Тогда партия большевиков стала готовить вооруженное восстание. Главной задачей стала вооруженная борьба за власть Советов. Иного путик победе пролетарской революции не было.

Алан Каримов

5 Комментарии “Как ярославские рабочие шли от Февраля к Октябрю

  1. Ну это старая песня «О Сталине мудром….» мне ее довелось слушать. Атак же и читать как он в это время пил чай у Аллилевых. Найдите прочитайте те воспоминания, которые были написаны в начале 20 годов. в частности А.С.Енукидзе. А в повторении задов после разных заславских много ума не надо.

    1. Что эта песня «старая», и что вам ее «довелось слушать» — это вообще не аргумент. Что Земля круглая — это тоже очень «старая песня», но тем не менее она от этого не перестает быть истиной.
      Вы хотите сказать, что Сталин не сыграл значительной роли в революционном движении, в подготовке Октябрьской революции и в строительстве социализма? Что он не поддержал одним из первых апрельские тезисы Ленина? Что он во время последнего подполья Ленина не являлся его главным связным с партией, его правой рукой? Что он не высказался резко против предложения Ленину явиться на суд Временного правительства? Что он не был одним из руководителей штаба по подготовке и проведению вооруженного восстания? Что он не был одним из выдающихся красных полководцев Гражданской войны? Что он впоследствии не осуществил планы Ленина по коллективизации сельского хозяйства и интустриализации страны?

    2. «Атак же и читать как он в это время пил чай у Аллилевых».
      Ну, конечно! Если человек пьет чай — на нем уже можно ставить крест! Какой же это революционер, черт подери — если он пьет чай?! Революционер должен питаться травой и носить вериги.
      Так, по-вашему, гражданин Алекс?

  2. Статья хорошая. Ее единственный недостаток в том , что мало фактов и только одна фамилия ярославца Будкина. Такое впечатление что она написана более 50 лет назад и нет исследований ярославских ученых — историков, насыщенных и тем и другим, которые были написаны после 20 съезда партии. По видимому ,образцом для уважаемого автора служит «Краткий курс истории ВКП(б)» Только недостает роли в ярославских событиях вождя всех народов. А так все нормально.Советую этому автору для начала хотя бы прочитать сборник статей об этом под названием «В сабельном походе» 1972 года издания ВВКИ.

    1. Автор статьи — марксист, ленинец, а значит — и сталинец. И высоко чтит заслуги товарища Сталина. Если Сталин и не принимал участие конкретно в ярославских событиях — то он сыграл большую роль в подготовке Октябрьской революции в целом. В частности, одним из первых поддержал апрельские тезисы Ленина, а затем играл руководящую роль в подготовке и проведении вооруженного восстания.
      Насчет недостатка фактического материала. Статья написана обобщенно, показана основная линия исторических событий, без упора на детали. Потому как нам теперь не хватает именно целостного взгляда на события, не хватает умения создать общую картину. Но если читатели инетересуются деталями, то редакиця пойдет им навстречу и будет публиковать более подробные материалы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *