КАТИМСЯ ПО НАКЛОННОЙ

С момента старта новой транспортной реформы прошло уже почти полгода. Однако обещанных властями «надёжности, безопасности и комфорта» ярославцы так и не увидели. Расходы бюджета бьют все рекорды. А количество жалоб на работу жёлтых автобусов всё равно исчисляется сотнями. Нет видимых изменений и по трамвайной концессии. Обещанная замена путей на улице Блюхера до сих пор не начата, а единственный поступивший в Ярославль вагон продолжает оставаться в депо. По-прежнему нет и новых троллейбусов, обещанных городу ещё в 2019 году в рамках инвестиционного соглашения. А власти, вместо исправления ситуации, строят очередные наполеоновские планы: ждут четыре десятка электробусов и готовятся к новой реконструкции аэропорта «Туношна».

1-3

Актуальную статистику по жалобам граждан озвучили в ходе общегородского совещания в мэрии Ярославля на минувшей неделе. Тройка главных проблем осталась без изменений. Больше всего нареканий поступает на несоблюдение графика движения (141). Если говорить о конкретных автобусах, то речь, в частности, о маршрутах № 19, 27, 62, 90 (их обслуживает ООО «Первая пассажирская компания») и № 85 (здесь работает ООО «Транспорт Ярославии»). Немало претензий от пассажиров поступает в связи с исчезновением утренних рейсов. А по вечерам последние автобусы нередко заканчивают работу уже в девять часов, из-за чего граждане не могут попасть домой, либо вынуждены добираться с пересадками.

На втором месте – жалобы на условия проезда (59). Это давка в салоне, неплавное движение, отражающееся на безопасности пассажиров, неудовлетворительная работа кондиционеров. В данном случае замечания касались, например, маршрутов № 1 (ООО «Ярославская транспортная компания — 2»), № 32 и 93 (ООО «СтарТранс»), № 66 (ООО «Транспорт Ярославии»). На третьем месте – обращения по поводу некорректного поведения водителей (46). К сожалению, последние по-прежнему нередко хамят, проезжают остановки, разговаривают по телефону во время движения, не выдают билеты и не знают маршрута. В список наиболее проблемных попали автобусы № 4, 93 (ООО «СтарТранс»), № 8 (ООО «Транспорт Ярославии»), № 65 (ООО «Ярославская транспортная компания — 2»). В общей сложности, за август было получено 428 жалоб на общественный транспорт в  областном центре.

Удручающей остаётся и статистика нарушений правил дорожного движения. Вот данные буквально за одну неделю. 26 августа произошло ДТП с автобусом № 56 на Московском проспекте. 28 августа врезались друг в друга автобусы 178-го и 7-го маршрутов. 31 августа автобус № 33 проехал на запрещающий сигнал светофора. 1 сентября водитель 11-го автобуса не пропустил пешеходов, также продолжив движение на красный свет, и въехал в автобус 58-го маршрута. А в центре города в автобусе № 4 пассажир получил травмы. Женщина не успела зайти в салон, водитель закрыл двери, результате ей зажало ногу, из-за чего пострадавшая упала на землю. Потребовался вызов «Скорой помощи». При этом, сам водитель, по словам очевидцев, просто уехал с места происшествия. А несколько дней спустя автобус того же маршрута нарушил ПДД, объехав пробку по пешеходному тротуару. Разумеется, это далеко не полный перечень происшествий. Мы указали лишь наиболее резонансные.

Не выполнили власти и своё обещание обеспечить полный выпуск машин на линию к 1 сентября. По сравнению с весной и летом ситуация улучшилась, однако к началу осени цифра всё равно не дотянула до 100%, составив только 96%. Между тем, в абсолютных цифрах даже 4-5% недовыпуска оборачиваются отсутствием свыше двух десятков автобусов. Притом, что общее количество транспорта с началом реформы в принципе сократилось. По данным СМИ и комментариям людей в сообществе «Общественный транспорт Ярославля», полный выпуск никак не могут обеспечить компании «Транспорт Ярославии», «СтарТранс» и «ППК» (последние две делят второе место).

Таким образом, основные замечания (по совокупности всех жалоб) главным образом по-прежнему касаются одних и тех же иногородних компаний. Между тем, именно они получили больше всего денег из бюджета за свою, с позволения сказать, работу. Так, ООО «Транспорт Ярославии» перечислили уже более 647 миллионов рублей. На втором месте ООО «Стартранс», получившее свыше 480 миллионов. Замыкает тройку «Первая пассажирская компания», заработавшая более 255 миллионов. В общей сложности, с 1 апреля в рамках новой транспортной реформы казна потратила на услуги перевозчиков 1,65 миллиарда рублей.

Сумма огромная, особенно в контексте колоссального количества жалоб пассажиров и замечаний надзорных органов. При этом, в ходе недавней пресс-конференции глава региона отметил, что экономически обоснованный тариф за одну поездку составляет 45-50 рублей. В то время, как реальная стоимость проезда – 32 рубля, и оставшуюся разницу приходится компенсировать из бюджета. Не являются ли эти слова плавной подводкой к новому повышению услуг общественного транспорта? Ведь аппетиты столичных компаний известны, и им наверняка хочется получать ещё больше денег. Хотя стоимость проезда в общественном транспорте Ярославля итак чуть ли не самая высокая в ЦФО.

Не радует и ситуация с электротранспортом. Выпуск здесь существенно хуже, чем у автобусов (ввиду высокого износа подвижного состава). 10 новых троллейбусов, положенных городу по инвестиционному соглашению взамен уничтоженного депо № 1, так и не пришли. Буксует и трамвайная концессия. Замены путей на улице Блюхера пока не видно, и когда её планируют начать – непонятно (обещали закончить в текущем году). А единственный новый трамвай модели 71-911ЕМ «Львенок» по-прежнему стоит «на приколе». Хотя представители кампании обещали выпустить его на линию в августе. Теперь власти ждут 38 новых электробусов, которые должны прийти в город до 30 ноября. Поставщик был определён в самом конце августа. Это компания «Современные транспортные технологии» из Нижнего Новгорода.

Стоимость контракта составила 1 миллиард 551 миллионов рублей. Финансирование пойдет в основном из федерального бюджета в рамках предоставленной региону субсидии. Электробусы планируют выпустить на линии в декабре. В настоящее время решается, по каким маршрутам они будут возить пассажиров. Идея с запуском нового вида транспорта уже вызвала немало сомнений у специалистов. Понятно, что федеральный транш является целевым. Однако за те же деньги можно было бы закупить порядка 50 троллейбусов (анализ открытых котировок свидетельствует о том, что один троллейбус стоит примерно на 7-8 миллионов дешевле). К тому же, они более надежны в плане эксплуатации. А для их работы можно использовать существующую контактную сеть, а не монтировать новые зарядные станции (которые ещё неизвестно как себя покажут в условиях нашей зимы).

Так что история больше похожа на очередное неприкрытое продвижение чьих-то интересов. Тем более, что в 2023 году электробусы вдруг обрели небывалую популярность, а  их закупку объявили сразу для нескольких крупных городов. Помимо Ярославля это Курск (10 машин), Пермь (16 машин), Волгоград, Красноярск и Ростов-на-Дону (по 20 машин каждый), Нижний Новгород (120 машин) и, конечно, Москва (1200 машин до конца 2024 года).  В свою очередь, репутацию поставщика техники трудно назвать безупречной. К компании, работающей всего 2 года, уже было несколько исков о ненадлежащем исполнении обязательств. Например, за нарушение сроков поставки и неоплату оказанных услуг. Часть из них удовлетворена, в части отказано, часть находится на рассмотрении в судах. Так что не исключено, что и на этом направлении ярославцев может ждать неприятный сюрприз.

Наконец, в ходе вышеупомянутой пресс-конференции губернатор озвучил планы по очередной модернизации аэропорта «Туношна». В соответствии с подписанным соглашением (о котором журналисты узнали пост-фактум), там планируется построить два новых терминала – пассажирский (на 800 тысяч человек в год) и грузовой (на 50 тысяч тонн грузов в год). При этом, на каких условиях инвестор будет вкладывать деньги, осталось неизвестным. Однако он точно не будет работать себе в убыток.

Похоже, что регион ввязался в очередную концессию. Чем это обернётся для имущественного комплекса аэропорта и областной казны – остаётся только гадать. Между тем, в аэропорту уже отменили популярные и крайне востребованные рейсы на Санкт-Петербург и Кавказские минеральные воды. Так что в плане заботы о пассажирах есть большие вопросы. Как и ко всему «транспортному цеху», который с приходом новой областной власти уже второй год продолжается оставаться едва ли не самым проблемным направлением.

Иван ДЕНИСОВ.

Комментарий “КАТИМСЯ ПО НАКЛОННОЙ

  1. При таких больших затратах из бюджета на поддержку московских и питерских транспортных предприятий вновь возникает вопрос: зачем угробили ПАТП-1? Почему уничтожаете ярославские предприятия и тратите огромные деньги на привлечение и поддержку бизнеса других регионов? Почему федеральные ведомства не дают деньги области на поддержку ярославских предприятий? Вся эта печальная история наводит на мысли о коррупционных сговорах. Транспортная реформа — это прикрытие беззакония, «распила» бюджетных средств. Есть все основания, чтобы компетентные органы провели тщательную проверку творимого в транспортной отрасли Ярославской области и деятельности присланных на правление варягов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *