На этой неделе состоялось очередное заседание Ярославской областной Думы. На сей раз повестка была не самой широкой, однако несколько вопросов вызвали бурное обсуждение депутатского корпуса. Их тематика была совершенно разной, но все объединяло одно начало – крайне непродуманные волюнтаристские решения регионального правительства, тяжёлые последствия которых уже не заставили себя ждать. Депутаты фракции КПРФ жёстко раскритиковали исполнительную власть, потребовав сделать кадровые выводы и предложив разобраться с создавшимися проблемами уже на федеральном уровне.
Малый бизнес: всё хорошо только в губернаторских отчётах
Первым вопросом, вызвавшим активную дискуссию, стал доклад регионального Уполномоченного по защите прав предпринимателей Альфира Бакирова о результатах деятельности и общем состоянии бизнес-климата за 2024 год. Его обсуждение растянулось на целый час. Омбудсмен отметил, что за отчётный период к нему поступило 756 обращений от предпринимателей. Наибольшее количество касалось изменений налоговой политики. Помимо принципиальных федеральных новшеств, в конце минувшего года с подачи губернатора Михаила Евраева ряд решений откровенно сомнительного свойства был принят и на уровне региона.
Так, одним росчерком пера в Ярославской области отменили все льготы для предпринимателей на упрощенной системе налогообложения (УСН) и существенно расширили перечень коммерческой недвижимости, облагающейся налогом на имущество. Отныне в списке помещений, налоговая стоимость для которых рассчитывается исходя из кадастровой, оказались более 13,9 тысячи объектов. И для 10 тысяч помещений налог повысился на 100%. По мнению Уполномоченного, всё это окажет самое негативное влияние на развитие бизнеса в регионе. Соответствующие предпосылки уже налицо.
За последние 3-4 года в регионе планомерно уменьшается количество юридических лиц. По данным УФНС, ежегодно свою деятельность прекращают 2-2,5 тысячи компаний. Рост новых субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) почти прекратился – за прошлый год их количество снизилось на 263 единицы по сравнению с аналогичным предыдущим периодом. Таким образом, эксперты констатируют снижение объёма бизнеса. Притом, это далеко не общероссийская тенденция. Есть регионы, которые за тот же период, напротив, сделали колоссальный скачок вперёд.
В большинстве из них стараются не только не рубить с плеча, но и, напротив, помогать своему бизнесу. К примеру, те же пониженные ставки по УСН в той или иной степени сохранили у себя 83 субъекта страны (почти все). А некоторые даже закрепили их решениями вплоть до 2028-2030 годов. У нас же, почему-то, пошли прямо противоположным путём, решив «выжать» МСП по полной. Ярославский бизнес-омбудсмен, представители предпринимательского сообщества и профильных общественных организаций не раз говорили губернатору и правительству обо всех рисках такого подхода. Но так и не были услышаны.
В итоге на заседании Думы Альфир Бакиров был вынужден констатировать, что в Ярославской области возобладал административно-командный подход в управлении экономикой без учёта мнения субъектов малого и среднего предпринимательства. С другой стороны, в тех вопросах, где, наоборот, требовалось проявить государственный подход и показать «твёрдую руку», исполнительная власть региона или скатывалась к двойным стандартам, или проявляла откровенную бесхребетность. Председатель фракции КПРФ Елена Кузнецова обратила внимание на две проблемы, наглядно подтверждающие этот нелицеприятный факт:
— Существует мнение, что у нас большинство управляющих компаний работают по «серым схемам». Зачем их защищать? Тем более, что со стороны жителей остаётся масса претензий. Второй момент касается граффити на фасадах зданий, в том числе небольших стационарных или нестационарных торговых объектов малого бизнеса. Вандалы рисуют, а предпринимателей штрафуют, притом безо всяких уведомлений. Какова ваша позиция по этим двум темам?
Говоря о работе управляющих компаний, Альфир Бакиров подчеркнул, что в данной отрасли давно нужно наводить порядок. И для этого есть все необходимые законы, в которых всё прописано. Главное – наконец, проявить политическую волю, применить власть, и заставить управдомы реально работать. В противном случае, они будут вести себя так, как им позволяется сейчас. Проблему граффити омбудсмен также связал с бездействием властных структур. Попеняв на то, что они не могут обеспечить порядок даже в двух шагах от здания областного правительства. В то время, как население и предприниматели, по сути, стали заложниками ситуации. Поэтому необходимо бороться с первопричиной и наказывать настоящих виновников, а не перекладывать ответственность на других!
К слову, здесь государственные инспекторы порой проявляют ещё и двойные стандарты, крайне охотно наказывая предпринимателей за нарушение правил благоустройства и выписывая им внушительные штрафы, но при этом обходя стороной муниципальные или областные структуры, допускающие те же нарушения. Хотя закон, вроде бы, един для всех. В результате после бурного обсуждения отчёта Уполномоченного депутаты рекомендовали правительству по итогам первого квартала 2025 года провести оценку влияния налоговой нагрузки на динамику развития малого и среднего бизнеса в регионе и рассмотреть возможность корректировки ранее принятых решений в части налогового бремени. А обозначенные в докладе проблемы более подробно рассмотрят в профильных думских комитетах.
Лишь бы продать
Другим вопросом, который вызвал целую гамму эмоций – от недоумения до справедливой критики, стали очередные изменения в план приватизации областного имущества. В него предлагается добавить ещё тридцать один объект. В обновленном списке – нежилые здания и отдельные помещения с разной степенью износа, расположенных практически во всех муниципальных округах области, а также в Рыбинске и Ярославле. Ожидаемые поступления от продажи оцениваются примерно в 500 миллионов рублей. При этом, целесообразность включения в перечень некоторых объектов вызвала вопросы со стороны парламентариев.
— В план приватизации в настоящий момент включены 58 объектов недвижимого имущества. Среди них – здания больничного городка в научном посёлке Борок Некоузского района. Какая судьба у этого комплекса? У вас нет опасений, что сейчас вы его продадите, и в итоге там вообще всё может затухнуть? – поинтересовалась Елена Кузнецова.
В ответ министр имущественных отношений Николай Здоров озвучил и без того известный факт о том, что комплекс был передан из федеральной в региональную собственность и в настоящий момент не используется по назначению. При этом, есть некий потенциальный инвестор, который планирует организовать там санаторную деятельность, и успешная реализация данной сделки позволит сохранить имеющиеся корпуса.
Рискнём предположить, что речь идёт, наверное, не о «классическом» санатории, а, скорее всего, о каком-нибудь «рекреационном центре» или очередной элитной гостинице на берегу Рыбинского водохранилища для избалованных столичных богатеев. Говоря по правде, крайне сомнительная альтернатива бывшей больнице научного городка. К слову, на фоне этих разговоров власти никак не могут продать две гостиницы в Ростове и Угличе, включённые в план приватизации ещё в прошлом году.
В итоге по ним было объявлено так называемое публичное предложение с возможностью получения скидки до 50%. Проще говоря, если здания всё-таки продадут, бюджет рискует получить за них уже не два миллиарда рублей, как предполагалось первоначально, а всего один. В этой связи к правительству остаётся масса вопросов относительно качества работы «имущественного блока» и реалистичности заявленных планов.
— Напомню, что нынешнюю программу приватизации с подачи исполнительной власти Дума принимала в начале декабря прошлого года. От реализации активов в правительстве намеревались получить 8,5 миллиарда рублей, о чём было открыло заявлено со всех трибун. При этом, действующий на тот момент план приватизации был исполнен всего лишь на 8,7%: из ожидаемых 2,5 миллиарда рублей объектов было продано всего на 240 миллионов. Тогда я спросил Николая Здорова, как за оставшийся месяц его министерство собирается выполнять заявленный план? Без тени сомнения мне было заявлено, что это сделают за счёт продажи гостиниц в Ростове и Угличе. Это притом, что на тот момент по ним не было подано ни одной заявки. Прошло 4 месяца. Гостиницы до сих пор не проданы. А сегодня их готовы пустить с молотка уже за куда меньшие деньги. И о каком качестве работы после этого мы можем говорить? Что это за планирование? Однако правительство продолжает проявлять непонятное упрямство. И, не сумев выполнить мероприятия на 2,5 миллиарда, замахивается на 8,5! Я уже отмечал, что предложенный вариант – это «мыльный пузырь», который будет только вредить в работе. И сегодня вновь повторю, что свои возможности и силы нужно рассчитывать объективно! – прокомментировал ситуацию заместитель председателя фракции КПРФ Валерий Байло.
Также депутаты подчеркнули необходимость более внимательной проработки вопроса приватизации зданий, которые ранее использовались как объекты социальной сферы. При продаже нужно искать все возможности для сохранения их профиля. И это – ещё одна задача для правительства.
Ни резервов, ни перспектив
В завершении заседания Думы Елена Кузнецова затронула ещё одну крайне важную тему. А именно – кадровую политику правительства региона. По итогам последних трёх лет она показала свою полную несостоятельность. И уже начинает оборачиваться множеством проблем буквально во всех сферах. И это неудивительно. Как известно, кадры решают всё. А когда их нет, либо их качество не выдерживает никакой критики – всё начинает рушиться.
— В 2022 году стартовал финал конкурса «Кадровый резерв». Изначально в нём приняли участие 14 тысяч человек из 84 регионов. В финал вышли 237 человек, конкуренция составила более 60 соискателей. Были потрачены немалые деньги. И вот, прошло три года. И мы дошли до того, что правительство ищет кадры на сайте «Хеадхантер»! А где резерв? Региональный, федеральный? Куда он подевался? Не могут найти даже заместителей министров на зарплату 225 тысяч рублей в месяц. Скажите, когда такое было, чтобы люди массово отказывались идти работать в исполнительную власть? У нас столько прекрасных кадров на Ярославской земле. Но почему-то практически никто не горит желанием устраиваться в правительство региона. Приходят только «гастролёры», которые работают всего ничего (иногда этот срок исчисляется считанными месяцами), и «сливаются». А всё потому, что кадровая политика не выдерживает никакой критики. За эти годы прошло уже не одно сокращение, и пагубные процессы «оптимизации» продолжаются по сей день, притом идут во всех сферах. Очень горько, что по живому «режут» социальные отрасли – образование, здравоохранение, соцподдержку населения. Уходят квалифицированные кадры. А эффекта от этой оптимизации мы не видим. Узнала, что не продлевают контракт с главным врачом 9-й больницы С.Ю. Белокуровым. Очень неожиданно. Высококвалифицированный профессионал и заслуженный управленец, который отдал не один десяток лет ярославскому здравоохранению. Кто придёт на его место? Не удивлюсь, если это будет очередной приезжий, которому придётся очень долго входить в курс дела. Да и не факт, что он надолго задержится у нас в области. Одним словом, бездумная политика продолжает бесчинствовать. И мы должны это спокойно созерцать? Сколько можно? Может, стоит убрать в правительстве человека, который занимается этими процессами, и остановить беспредел на Ярославской земле?
Председатель фракции КПРФ также предложила подготовить на профильном комитете обращение в Министерство здравоохранения России о нездоровой ситуации в медицинской отрасли нашего региона. Чтобы вопросом занялись уже на федеральном уровне. А заодно – сделали соответствующие выводы относительно работы региональной исполнительной власти с принятием соответствующих решений.
Иван ДЕНИСОВ.