Каково состояние атмосферного воздуха в Ярославле и области, и что делается для повышения его чистоты? Эти вопросы стали главными на заседании думского комитета по аграрной политике, экологии и природопользованию, прошедшем в конце января. Поднятые проблемы – отнюдь не тривиальные, особенно в контексте широкого общественного резонанса, связанного с работой ряда вредных предприятий на территории региона. После неоднократных жалоб граждан, выступлений депутатов-коммунистов и организованных КПРФ митингов по экологической проблематике в минувшем году были приняты определённые шаги по улучшению ситуации. Однако до окончательного решения вопроса ещё далеко, поэтому данная работа должна быть продолжена.
С докладом о состоянии атмосферного воздуха выступил исполняющий обязанности министра лесного хозяйства и природопользования Ярославской области Павел Макаров. Он отметил, что с 2023 года в рамках государственного задания Центром охраны окружающей среды осуществляется регулярный экологический мониторинг. За 2024 год состоялось 109 выездов передвижной лаборатории, и было выполнено 694 исследования. Проверка на содержание сероводорода, аммиака, формальдегида, бензола, сажи, меди, свинца, цинка и других вредных загрязняющих веществ проводился в пяти точках. Три из них расположены в Ярославле (во Фрунзенском районе, на улице Наумова в Красноперекопском районе и на Резинотехнике), и по одной – в Рыбинске и Тутаеве.
Само министерство также осуществляет региональный экологический контроль. Кроме того, ведется наблюдение за состоянием атмосферного воздуха на восьми стационарных постах в Ярославле, Рыбинске и Переславле-Залесском. Напомним, что один из автоматических постов в конце прошлого года был установлен на здании школы № 89 в ярославском микрорайоне Дядьково. На необходимости закупки устройства неоднократно настаивала председатель фракции КПРФ Елена Кузнецова. Причиной стали многочисленные обращения граждан по поводу неприятного химического запаха, волнами накрывавшего значительную часть Фрунзенского района.
По мнению людей, его источником могло быть АО «Регион-Склад», занимающееся пропаркой железнодорожных цистерн для перевозки нефтепродуктов. На предприятии прошло несколько проверок. А в середине декабря суд приостановил его деятельность на 30 суток. Компанию признали виновной в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения – было выявлено превышение предельно допустимой концентрации по содержанию углеводородов возле жилых домов. Аналогичное решение касалось и тутаевского ООО «Феникс», которое занимается литейным производством и механической обработкой. На особом контроле также находится ряд других производств.
— Вы уже сказали о предприятиях, которые загрязняют воздух в Ярославской области – «Регион-Склад», «Дугалак», «Феникс» и другие. Вблизи этих предприятий периодически ведутся исследования атмосферного воздуха. Рядом с АО «Регион-Склад» такое наблюдение стало непрерывным, а работа предприятия даже была приостановлена на месяц по решению суда. Но от населения продолжает поступать информация, что неприятный запах всё равно присутствует. Что сегодня делается для того, чтобы выяснить все обстоятельства происходящего? А также понять, от «Региона-Склада» или от какого-то другого предприятия исходит загрязнение? – обратилась Елена Кузнецова к исполняющему обязанности министра.
Павел Макаров ответил, что предприятия привлекают к ответственности за нарушение экологического законодательства и за выбросы в атмосферный воздух, а не за запах, поскольку методики оценки последнего не существует. И добавил, что министерство точечно анализирует работу всех предприятий, чтобы определить – у кого какие источники загрязнения, а также проводит выездные обследования и смотрит общую экологическую обстановку.
— Я задала вопрос конкретно по «Регион-Складу». Не нужно говорить обо всех. Территорию этого предприятия и примыкающие к ней производства вы проверяете на наличие вредных выбросов? – прервала пространную речь чиновника депутат-коммунист.
Макаров пояснил, что из-за действующего федерального моратория количество проверок существенно сокращено. Поэтому надзорные органы не могут взаимодействовать с контролируемым юридическим лицом без разрешения прокуратуры. По «Регион-Складу» такое разрешение было получено. Если они поступят по другим организациям, их также проверят.
— Скажите, а что должно произойти, чтобы вам выдали разрешение на проведение проверки? – уточнила Елена Дмитриевна.
Оказалось, что основанием является наличие сведений о возможном наступлении вреда здоровью. К примеру, тот же стационарный пост во Фрунзенском районе может просигнализировать о резком ухудшении экологической обстановки. Резонно предположить, что в других местах превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ может показать и дополнительный анализ состояния атмосферного воздуха, проведённый на основании большого количества обращений жителей. Поэтому бдительность со стороны граждан также никто не отменял.
Правда, ситуацию осложняет тот факт, что ряд предприятий подведомственны только федеральному экологическому надзору. В связи с чем, региональные структуры просто не могут их проверить. Эту проблему необходимо решать на общегосударственном уровне. В настоящий момент Министерством экономического развития РФ готовится проект федеральной информационной системы состояния окружающей среды, куда будут включены все исследования — как общероссийские, так и региональные. При этом, поставщиками информации могут быть любые органы и лица. В рамках указанной системы будет налажено взаимодействие между различными ведомствами, которые уже не смогут перекладывать ответственность друг на друга. А жители региона всегда смогут найти актуальные сведения о состоянии окружающей среды.
Иван ДЕНИСОВ.