Министр иностранных дел Сергей Лавров, едва вернувшись из столицы Саудовской Аравии Эр-Рияда после переговоров РФ и США, буквально на следующий день, 19 февраля, поспешил на Охотный Ряд, чтобы в рамках «правительственного часа» обсудить с парламентариями приоритеты внешней политики Российской Федерации.
О результатах состоявшихся российско-американских переговоров глава МИД сообщил в открытой части встречи с депутатами лишь в общих словах: «Мы начали отход от края пропасти, куда наши отношения завела администрация Байдена. Атмосфера позитивная, намерения правильные, будем смотреть, как ситуация сложится дальше, какие шаги будут предприняты».
Отвечая на вопросы парламентариев, он заметил: «…Команда Трампа исходит из того, что все международные отношения во всех своих аспектах должны опираться на признание факта наличия у каждого государства национальных интересов». Американская сторона признаёт, что в большей части национальные интересы расходятся. «Но там, где они совпадают, надо делать всё, чтобы извлечь из этого максимум взаимной выгоды, а там, где они расходятся, ответственные державы, включая, конечно, и Россию, и Соединённые Штаты, обязаны не допустить, чтобы эти расхождения сваливались в конфронтацию, тем более конфронтацию, которая пагубна для многих остальных стран мира», — донёс до российских депутатов позицию госсекретаря США Марко Рубио министр иностранных дел России Сергей Лавров. «Этот принципиальный подход отражает и размежевание между командой Трампа и брюссельской бюрократией… курс явно взят на развитие отношений с отдельными государствами, которые разделяют философию отстаивания национальных интересов. Я считаю, это очень полезная тенденция», — подчеркнул руководитель российского внешнеполитического ведомства.
Говоря о приоритетах России во внешней политике, глава МИД отметил, что на нынешнем этапе мирового развития ключевым «остаётся движение к многополярному миропорядку». Однако «страны коллективного Запада, хотя на словах уже начали соглашаться с многополярными реалиями, на деле по-прежнему стремятся обеспечить себе привилегированное положение, сохранить остатки былого доминирования», считает он. По словам Сергея Лаврова, «на Западе пока не готовы рассматривать и применять принципы Устава ООН во всей их совокупности и взаимосвязи, трактуют этот базовый документ международного права сугубо выборочно, выдёргивая из него нужные им на данный исторический момент элементы и игнорируя остальные».
«В числе наших региональных приоритетов — укрепление «пояса добрососедства» путём последовательной интеграции со странами ближайшего зарубежья, нашими соседями, и поддержания стабильности в Большой Евразии», — сказал Сергей Лавров. Он остановился на стратегической инициативе создания евразийской архитектуры, которую выдвинул 14 июня прошлого года в своём выступлении в МИД президент Владимир Путин. «Евразийская архитектура будет открыта для всех государств, объединений всего нашего континента — Большой Евразии, включая её европейскую часть… Мы считаем, что все должны иметь возможность внести свой вклад в благополучие нашего общего, единого континента, самого большого, самого населённого и, наверное, наиболее перспективного с точки зрения экономического развития», — пояснил глава МИД.
От имени комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками выступил его председатель коммунист Леонид Калашников. Он отметил плодотворное взаимодействие комитета с внешнеполитическим ведомством, будь то работа по линии ОДКБ, Евразийского экономического союза и Союзного государства России и Белоруссии. Накануне Госдумой был ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о гарантиях безопасности в рамках Союзного государства. Депутат поблагодарил Сергея Лаврова за оказанную в своё время поддержку в принятии законов о получении российского гражданства гражданами ДНР, ЛНР и Украины, о гражданстве детей от смешанных браков, о репатриации граждан. На очереди — закон о продолжении обучения в России детей наших соотечественников, окончивших школу за рубежом.
От фракции КПРФ вопросы Сергею Лаврову задали Дмитрий Новиков, Николай Харитонов и Казбек Тайсаев.
Обратив внимание на действия команды Трампа в миграционной сфере, когда, с одной стороны, внедряются запреты, а с другой — создаются благоприятные условия для привлечения из ЮАР белого населения, и вспомнив о преференциях властей США для кубинских мигрантов, с помощью которых Вашингтон десятки лет пытается возбуждать недовольство внутри Кубы, первый зампредседателя комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Новиков поинтересовался позицией МИД: «Не наступает ли и для России время гибче использовать миграционное регулирование для реализации наших национальных интересов?» Депутат также спросил о перспективах нормализации работы загранучреждений России в США и планов возможного расширения числа наших дипломатических работников в странах Азии, Африки и Латинской Америки, поскольку «козыревская линия привела к урезанию штатов и даже закрытию посольств в ряде стран».
По мнению главы МИД, надо ужесточать контроль за поведением мигрантов, но не ставить барьеры, тем более не вводить визовый режим. «Соответствующие органы должны понимать, где находятся эти люди, кто предоставляет им работу и отвечает, соответственно, за соблюдение ими законов Российской Федерации». — уточнил Сергей Лавров.
Относительно загранпредставительств министр сообщил, что создан второй африканский департамент, до 2026 года планируется открытие семи посольств: в Гамбии и Либерии, Коморах, Нигере, Сьерра-Леоне, Того, Южном Судане. Также с минэкономразвития и минпромторгом обсуждается вопрос увеличения количества торгпредств на африканской территории. «Сейчас их только пять, а надо больше», — заметил С. Лавров.
Председатель комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов выразил мнение, что демарш арктических государств во время председательства России в Арктическом совете и заявления ряда стран о территориальных притязаниях в этом регионе побуждают Россию занять более активную позицию здесь. Депутат спросил, что планирует предпринять МИД в качестве ответных действий, а также для расширения сотрудничества в Арктике с дружественными странами, в том числе с ключевыми наблюдателями Арктического совета — Китаем и Индией.
Сергей Лавров полагает, что «надо делать своё дело, и у наших партнёров по Арктическому совету не будет другого выхода, кроме как возобновить нормальное сотрудничество». Мы — самая крупная арктическая держава, у нас наиболее протяжённая береговая линия, наиболее развитая инфраструктура: «Это факт, который нам даёт очень сильные основания для продвижения своей позиции». Министр подтвердил намерение развивать сотрудничество с Китаем и Индией, которые, признавая ведущую роль России в Арктике, заинтересованы в том, чтобы содействовать развитию Северного морского пути.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Казбек Тайсаев перенёс разговор с Севера на Юг. «Изменения во внешнеполитическом курсе Грузии, которые происходят благодаря позиции нынешних грузинских властей, политических партий, таких как «Солидарность во имя мира», Коммунистическая партия Грузии, дают основания надеяться, что в будущем формат «3+3» заработает полноценно с участием Грузии», — подчеркнул депутат. Он предложил в качестве дополнительного механизма парламентской дипломатии для развития сотрудничества между Россией, Турцией, Ираном, Азербайджаном, Арменией и Грузией на платформе «3+3» создать межпарламентскую комиссию. Сергей Лавров согласился, что это было бы очень полезно, и выразил готовность поддержать эту инициативу по линии министерства иностранных дел.
По итогам «правительственного часа» было принято постановление Государственной думы, где парламентарии выразили единогласное одобрение деятельности министерства иностранных дел Российской Федерации по обеспечению национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов России. Затем разговор продолжился в закрытом режиме с участием председателя Госдумы и руководителей фракций. А весь остальной депутатский корпус приступил к законодательной работе.
На заседании Думы были рассмотрены два законопроекта, инициированные членами фракции КПРФ. Олег Смолин и Артём Прокофьев обратились к проблеме предоставления инвалидам права бесплатного пользования платными парковками
Нередко на платных парковках общего пользования места, выделенные для бесплатной парковки инвалидов, бывают заняты. В таком случае инвалидам приходится искать свободные места либо на других парковках, что перечёркивает саму идею беспрепятственного доступа их к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, заложенную в законе, либо оплачивать парковочное место по единому для всех автовладельцев тарифу. В противном случае в отношении инвалида или лица, перевозящего инвалида, будет применена мера административного воздействия. Её обжалование требует много и сил, и времени: надо предоставить фото- и видеодоказательства отсутствия свободных мест на парковке для инвалидов, а также доказать необходимость парковки транспортного средства именно здесь.
Депутаты обратили внимание, что Федеральным законом «Об организации дорожного движения…» установлен перечень транспортных средств, с которых взимание платы за пользование платной парковкой не допускается, и предложили дополнить его транспортными средствами, которыми управляют инвалиды I, II групп, а также инвалиды III группы в порядке, определяемом правительством, и транспортными средствами, перевозящими инвалидов. К сожалению, законопроект был заблокирован фракцией «Единой России».
Не поддержало парламентское большинство и другую инициативу коммунистов — об ограничении полномочий суда по уменьшению размера законной неустойки. Законопроектом, внесённым Михаилом Матвеевым, Сергеем Обуховым и Ренатом Сулеймановым, была предложена новая формулировка пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса РФ, учитывающая возможности суда уменьшать размер только неустойки, оговорённой соглашением сторон, до размера не ниже законной неустойки, имеющей характер штрафной санкции за нарушение должником закона или условий соглашения.
Татьяна ОФИЦЕРОВА.