НОВЫЙ ТРАНСПОРТ – НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

1-3

Как идёт обновление общественного транспорта в Ярославской области, с какими сложностями оно сопряжено, и какие проблемы продолжают испытывать граждане? Ответы на эти не праздные вопросы в минувший вторник искали депутаты комитета областной Думы по градостроительству и транспорту. Тему вынесли на рассмотрение по инициативе заместителя председателя фракции КПРФ Валерия Байло. Обсуждение показало, что оценка процесса со стороны официальных лиц и простых пассажиров значительно отличается, а порой и вовсе является диаметрально противоположной. А появление нового транспорта, увы, сопровождается и новыми проблемами. Впрочем, и старых пока тоже достаточно.

По данным профильного областного министерства, сегодня на территории нашего региона действует 454 регулярных маршрута, в том числе 195 – муниципальных и 259 – межмуниципальных (в большинстве своём, пригородных). Их обслуживают 1283 единицы техники, а именно – 1140 автобусов, 99 троллейбусов (в Ярославле и Рыбинске) и 44 трамвая (в областном центре). За прошлый год совокупный пассажиропоток составил почти 142 миллиона человек. По государственным контрактам в перевозках были задействованы 20 транспортных организаций.

Согласно информации чиновников, в ходе транспортной реформы обновили более 740 автобусов. Сейчас они работают в Ярославле, Рыбинске и Ярославском районе. Кроме того, закуплено ещё 39 новых машин для Рыбинска, Ростовского, Переславского и Угличского районов (в трёх последних муниципальных образованиях полномочия по организации транспортного обслуживания были переданы на уровень области с 1 января 2025 года). Ещё 90 будут поставлены до конца марта. В настоящее время объявлены торги на перевозки, контракты намерены заключить с 1 апреля сроком на 7 лет. Ещё 7 автобусов должны поступить в Даниловский район. Перевозки с их использованием должны начать с 1 мая.

В дальнейшем, обновление подвижного состава на городских и пригородных маршрутах планируется и в других муниципальных образованиях региона. Правда, рассказывая про новую технику, чиновники «деликатно» умолчали о значительном повышении стоимости проезда («Советская Ярославия» подробно писала об этом в январе). Притом, всего за один календарный год она поменялась трижды! Вместе с тем, обещанных «надёжности, безопасности и комфорта» пассажиры в полной мере так и не получили, поскольку перевозчики неоднократно нарушали условия контрактов.

В связи с чем, заместитель председателя фракции КПРФ, депутат Валерий Байло поинтересовался — какая сумма штрафов была начислена транспортным компаниям за прошлый год? По словам советника министра дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области Сергея Волканевского, в 2024 году с перевозчиков было удержано почти 70 миллионов рублей в рамках штрафных санкций, которые касались как транспортной работы, так и нарушений, выявленных в ходе линейного контроля. С одной стороны, сумма приличная. С другой – на фоне миллиардных контрактов она составляет менее 1%. В то время, как те или иные нарушения происходят практически ежедневно.

Показательно, что представленная информация правительства касалась практически одних автобусов. Рассказ про обновление электротранспорта почему-то свели исключительно к трамвайной концессии (сроки реализации которой, к слову, снова перенесли – на этот раз уже на 2027 год). Вместе с тем, про обновление троллейбусного парка прозвучали лишь самые общие фразы, а про новые маршруты и вовсе не было сказано ни слова. Что вызвало справедливое негодование Валерия Байло:

— Не единожды мы поднимали вопрос модернизации электротранспорта. Каждый раз представители исполнительной власти выходили на трибуну, выступали, обещали, говорили про документы на участие в той или иной федеральной программе. Но ничего до сих пор не реализовано и не решено! И сегодня я снова никаких перспектив не услышал. В докладе вновь одни автобусы. Сколько люди писали про 2-й маршрут троллейбуса, чтобы включить его в маршрутную сеть? Нет, его взяли и ликвидировали. А теперь жители толком не могут доехать до центра и вынуждены добираться через Пятёрку. Что это за модернизация? Экс-мэр Волков агитировал продать троллейбусное депо, обещал многочисленные блага. В итоге новые машины в обещанном количестве не завезли, цех обслуживания не построили, 8-й маршрут до 15 микрорайона не продлили. Считаю, что необходима полноценная программа по закупке троллейбусов. И не 4, не 9, а минимум 40 штук. Ещё раз настоятельно прошу исполнительную власть обратить внимание на необходимость развития электротранспорта!

Также Валерий Иванович поинтересовался перспективами обновления парка автобусов, работающих по межмуниципальным маршрутам на территории области. Здесь ситуация значительно сложнее, чем в городах, поскольку износ подвижного состава очень высокий. Сергей Волканевский сообщил, что регион нацелен на обновление всех автобусов по межмуниципальным маршрутам.

Всего их 173 единиц, в том числе порядка 150 приходится на государственное «Ярославское АТП». По словам чиновника, закупку планируют в 2025 – начале 2026 годов, технику намерены обновить через участие в федеральной программе. Хочется верить, что комфортным станет не только транспорт, но и оплата проезда в нём. Поскольку сейчас с этим есть проблемы, особенно для пожилых людей.

Нерешённым остаётся вопрос оплаты проезда в автобусах, работающих на межмуниципальных маршрутах, с помощью социальной транспортной карты непосредственно на автовокзалах и автостанциях. Условно говоря, пенсионер приходит с такой картой на автовокзал, хочет уехать в Ростов Великий, но возможности оплатить поездку на кассе у него нет. Что необходимо сделать, чтобы исправить эту ситуацию? – продолжил депутат-коммунист.

Представитель минтранса заявил, что подведомственному государственному учреждению «Яроблтранском» уже поставлена задача отработать механизм, чтобы в кассах автовокзалов был предусмотрен регламент оплаты билетов с помощью транспортных карт. Вопрос должны решить в течение месяца. О результатах обещали доложить отдельно. Вместе с тем, основной вопрос с оплатой остаётся в Ярославле – после того, как с начала года в городском сообщении был полностью отменён наличный расчёт. По этому поводу к депутатам продолжают поступать многочисленные обращения граждан. Заместитель председателя фракции КПРФ настойчиво потребовал решить эту проблему:

— Мне непонятно, почему правительство столь упрямо не идёт навстречу людям. Тем более, что этот вопрос задавали на протяжении довольно долгого времени. Оплата наличными востребована у людей! Зачем доводить их до точки кипения, чтобы пачками шли запросы вплоть до прокуратуры?

По всей вероятности, понимание проблемы, наконец, дошло и до руководителей областного правительства. Парламентария заверили: сейчас реализуется ряд мероприятий, чтобы вернуть возможность оплаты проезда наличным способом. В ближайшее время власти будут вводить разовые проездные билеты, которые можно будет купить по номиналу в различных точках продаж, в том числе непосредственно на остановочных пунктах. Правда, вопрос – зачем было убирать наличные деньги, чтобы потом лихорадочно «городить огород» и «изобретать велосипед» — так и остался открытым.

Тем более, что предложенная мера пока выглядит сырой. И ещё неясно, насколько эффективной она окажется. В связи с чем, Валерий Байло предложил включить в решение комитета рекомендацию в адрес правительства области об обеспечении оплаты проезда в общественном транспорте на всей территории региона за наличный расчёт. Кроме того, депутат-коммунист акцентировал внимание на необходимости продолжить мероприятия по обновлению троллейбусного парка, а также развитию маршрутной сети троллейбусного и трамвайного сообщения. Обе инициативы были поддержаны большинством голосов.

Иван ДЕНИСОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *