Образ Сталина в живописи Социалистического реализма

С установлением Советской власти рождается новое советское искусство – Социалистический реализм. В 30-е годы социалистический реализм окончательно утвердился как основополагающий магистральный метод советского многонационального искусства. Наряду с партийностью, искусство становится народным, отражая важные события; тема становления человека-творца и созидателя нового общества: жизнь и борьба, идеалы и чувства, интересы и устремления широких народных масс — это определило характер нового искусства как гуманистического, устремлённого в будущее советского народа. Принцип партийности литературы и искусства становится основополагающим в формировании Социалистического реализма, его понятие было озвучено Алексеем Максимовичем Горьким на 1 Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году: «Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого – непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле».

С 1919 года художники стремятся изображать жизнь молодой Советской страны: героев – борцов — революционеров, портреты вождей и деятелей революции. Одним из первых художников Социалистического реализма стал Митрофан Борисович Греков (1882 – 1934 гг.), выпускник Петербургской Академии художеств (1911г), участник 1-й мировой войны. В 1920 году вступил добровольцем в Красную армию. Служил в 1-й Конной армии, руководил кружками изобразительного искусства, рисовал карикатуры, плакаты, декорации к спектаклям и т.д. В 1925 — 29 гг. член Ассоциации художников революционной России (АХРР). Основоположник советской батальной живописи. Основной темой в живописи он избрал Героя Красной Армии. Всем известна его картина «Тачанка» 1925г. – динамичная композиция с яркими солнечными бликами на фоне мчащихся коней. В 1934 году Греков перенёс на полотно эскиз, задуманной в 1920-е годы, картины «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в окопах под Царицыным», где изображены исторические события обороны Царицына от белогвардейцев. В 1935 г. после смерти Митрофана Борисовича имя Грекова присвоено Студии военных художников.

1

Петр Васильевич Васильев (1899 – 1975 гг.) с 1932 года работал по заказам Музея Революции. Издал альбомы рисунков «Владимир Ильич Ленин» (1937 г.), «Ленин и Сталин» (1940 г.) Пётр Васильевич в этих картинах следует Ленинскому требованию: «соединить глубину объективного познания с субъективной творческой активностью художника». В рисунках чувствуется атмосфера доверительной беседы лидеров партии, теплота человеческих переживаний о будущем молодой страны.

2

Пожалуй, наиболее реалистичным можно считать портреты, выполненные художником Исааком Израилевичем Бродским (1883—1939 гг.) «Портрет И.В. Сталина» 1937 г. Этим произведением Бродский участвовал в закрытом конкурсе портретов Сталина, организованном в 1937 году среди наиболее авторитетных советских художников. Гравюра Литография «Портрет И.В. Сталина» 1938 г. Пермский музей.

3

Выдающимся художником – портретистом был Герасимов Александр Михайлович, который создал ряд картин, где изображён И.В. Сталин: «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле», 1938 г., «И.В. Сталин у гроба А.А. Жданова» 1948-1949 гг., «Портрет И.В. Сталина» 1939 г., «Художники на даче у Сталина» 1951 г., «Тегеранская конференция руководителей трёх держав» 1945 г.
4

Монументальное полотно «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин» (250 х 200см.) создал Федор Павлович Решетников в 1948 году. (Государственная Третьяковская галерея Москва) В фигуре бодрствующего Сталина воплощается образ «отца народов», который в тяжелую годину несет на своих плечах тяжелую ношу ответственности за судьбы каждого гражданина страны советов. Политическая дальновидность художника не могла оказаться незамеченной: «Генералиссимус» вместе с другой картиной Решетникова «Прибыл на каникулы» была удостоена в 1949 году Сталинской премии второй степени.

5

Исторический портрет Сталина на параде на Красной площади так и называется «Речь товарища Сталина 7 ноября 1941 года» (130х100см.) создал народный художник РСФСР Лактионов Александр Иванович (1910 – 1972) в 1942 г. 1969г. Кисти Лактионова свойственны точные и подробные изображения исторического времени, портрет написан с натуры, хранится в Севастопольском художественном музее. Лактионову принадлежит знаменитая картина «Письмо с фронта» 1947г.

6

Самым выразительным портретом Сталина, на мой взгляд, является картина Народного художника СССР Налбандяна Дмитрия Аркадьевича (1906- 1993гг.) «Портрет И.В. Сталина», написанная в 1945 году,- Сталинская премия 1946 г. Автор картин на историко-Революционные темы. Он сделал много этюдов с натуры, которые придали картине жизненную достоверность и живописную ценность! «В этом портрете художнику удалось образно воплотить черты человека, образ которого бесконечно дорог и близок советским людям. И. В. Сталин изображён стоящим во весь рост. Спокойная внушительная осанка, выражающая глубокую уверенность, придаёт монументальное величие образу вождя советского народа. Во всей фигуре И. В. Сталина столько естественной простоты, что зритель невольно чувствует на себе мягкий взгляд его живых глаз и ласковую теплоту его улыбки. Кажется, будто И.В. Сталин вышел из-за рабочего стола, привлечённый чем-то ему особенно дорогим и близким. Может быть, это соратники великого полководца и кормчего советской страны. Может быть, просто советские люди, пришедшие к своему любимому вождю, учителю и другу». Мы как бы присутствуем в рабочем кабинете и участвуем в диалоге с Иосифом Виссарионовичем, слушаем его высказывания в обычной рабочей обстановке Портрет передаёт не только исторические черты, но ощущается человеческий интерес художника к мыслям, идеям, духовным устремлениям вождя. Перед нами предстаёт цельный облик человека, Генерального секретаря партии, Генералиссимуса, Председателя Государственного комитета обороны во время Великой Отечественной войны.

7

Завершить рассказ об образе Сталина в живописи социалистического реализма мне бы хотелось картиной Федора Семёновича Шурпина «Утро нашей Родины» 1948-го года, где вождь в белом кителе стоит на фоне весеннего поля, а сзади кипит работа. Будущее нашей страны звучит в розовеющих небесах, во взгляде Иосифа Виссарионовича, устремлённом в пространство необъятных просторов, где на благо Родины трудятся счастливые советские люди. Художник воплотил в этой картине надежду и оптимизм, веру в человека нового социалистического сознания.

8

Художественное направление Социалистического реализма имеет продолжение, это исторически открытая система форм художественного творчества, основанная на достоверном и эстетически правдивом изображении жизни, вбирающая в себя все новые, подлинно художественные достижения человечества.

Преподаватель Е.Б. Богородицкая-Войнова,
член Ярославского отделения РУСО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *