Текущее исполнение и дальнейшую судьбу «трамвайной концессии» в Ярославле обсудили в прошедшую пятницу на заседании комитета областной Думы по градостроительству и транспорту. Инициатором рассмотрения вопроса стал заместитель председателя фракции КПРФ Валерий Байло. Подробный анализ работ со стороны парламентариев выявил многочисленные сложности в реализации соглашения. Исправить их должны помочь конкретные депутатские рекомендации.
Напомним, что соглашение о модернизации и развитии трамвайной сети в областном центре было подписано между правительством региона в лице департамента транспорта и компанией «Мовиста регионы Ярославль» ещё в конце декабря 2022 года. 28 февраля 2023-го его утвердила Дума. Само соглашение рассчитано на 20 лет, однако все объекты и необходимую инфраструктуру должны ввести в эксплуатацию в 2025 году. Речь о реконструкции трамвайного депо и двух путепроводов на проспекте Октября, строительстве 45,3 километра путей и 8 тяговых подстанций, а также закупке 47 односекционных трамвайных вагонов.
Как сообщила первый заместитель министра транспорта Ярославской области Ирина Домнина, все работы распределены на несколько этапов. Первые четыре предусматривают строительство трамвайных путей: три запланированы к реализации в 2024 году, один — в 2025-м. Пятый этап предусматривает реконструкцию зданий и сооружений трамвайного депо, шестой – строительство диспетчерского центра. Следующие два этапа — это строительство системы электроснабжения. Они планируются с октября 2024 года. Наконец, последние 9-й и 10-й этапы заключаются в реконструкции двух путепроводов, которая запланирована на 2025 год.
Генеральный директор ООО «Мовиста регионы Ярославль» Павел Копырин добавил, что в настоящее время в город поступило 14 новых трамваев (правда, в правительстве сказали только о четырёх, так что осталось до конца непонятным – какая же цифра правильная). Также идут работы на участке от Ленинградского проспекта до разворотного кольца на улице Блюхера, где собрано порядка 2 двух километров пути. А 7 июня начали ремонт на втором участке – от разворотного кольца рядом с больницей № 9 до улицы Волгоградской. По словам Копырина, здесь демонтировано 800 метров пути.
В свою очередь, в июле концессионер должен приступить к третьему этапу работ – от Волгоградской до трамвайного депо. Сейчас на двух участках работает порядка 65 человек и 20 единиц техники. В общей сложности, до конца текущего года в Ярославль должны поставить 26 трамваев, а также смонтировать 23,6 километра путей и построить 4 новые подстанции. Это – по плану. Однако реальная жизнь показывает не столь оптимистичную картину.
— Я всё-таки поправлю докладчика. Он говорит про обустройство пути в однопутном исполнении. Поэтому речь идёт не о двух километрах, а только об одном. В целом же, от общей протяжённости всех трамвайных маршрутов это составляет всего 1,5% рельсо-шпальной решетки, без замены контактной сети и замены опор контактного провода. Налицо – срыв сроков ремонтно-строительных работ со стороны концессионера. Каким образом вы намерены выполнять график реализации соглашения? Насколько ваши слова о том, что заявленные работы будут выполнены до конца года, соответствуют действительности? Исходя из тех объёмов, которые выполнены в течение предыдущих 1,5 лет, я в этом сильно сомневаюсь! – обратился к концессионеру депутат-коммунист Валерий Байло.
В ответ руководитель компании «Мовиста регионы Ярославль» признал, что подготовительный период оказался длиннее, чем планировался изначально. И отметил, что в течение полутора лет шла работа по оформлению земельных участков, получению технических условий, подготовке проектной документации и открытию кредитных линий. Словно всё это было какой-то неожиданностью для концессионера и не предусматривалось заранее, на стадии подписания соглашения. Откровенно говоря, такое объяснение было, как говорится, «в пользу бедных». Тогда Валерий Иванович уточнил, какое количество денег из многомиллиардной концессии уже перечислили «Мовисте»:
— Сколько средств за прошедшие полтора года вы получили в денежном эквиваленте? И, соответственно, в какую сумму оцениваются уже выполненные работы? Возможно, концессионер просто затягивает работы, чтобы ежеквартально получать выплаты?
Павел Копырин сказал, что сумма составляет чуть более 1 миллиарда рублей. А Ирина Домнина добавила, что соглашение находится на казначейском сопровождении, и все средства уходят только после документального подтверждения этапов. Вместе с тем, стоимость непосредственно выполненных работ так и не озвучили, пообещав предоставить соответствующие сведения дополнительно. Далее Валерий Байло поднял кадровый вопрос:
— Мы общаемся мы с вагоновожатыми, с другими сотрудниками АО «Яргорэлектротранс». Скажите, сколько работников попали под сокращение? Они трудоустроены или уволились? Нас беспокоит вопрос обеспечения кадрами для выполнения транспортной работы, в том числе после того, как все объекты по концессионному соглашению будут введены. Не столкнемся мы с тем, что вагоновожатые в итоге будут вынуждены трудиться по 24 часа в сутки 7 дней в неделю?
Руководитель компании-концессионера подчеркнул, что они заинтересованы в этих сотрудниках, поскольку других брать просто не откуда. В свою очередь, присутствовавший в зале директор АО «ЯрГЭТ» Денис Пырлог официально заявил, что сокращения на предприятии не планируется. До будущего года никто не останется без работы. Далее часть трамваев временно окажется не задействована в связи с дальшейшей реконструкцией путей. В связи с чем, сейчас на предприятии ведут работу по поиску альтернативных вариантов трудоустройства сотрудников. Набирается группа по обучению на троллейбусах и электробусах. В свою очередь, председатель фракции КПРФ Елена Кузнецова поинтересовалась перспективами работ в 2025 году.
— В той информации, которую нам предоставили, речь идёт только о 2024 годе и только об этапах работ в Дзержинском районе. Меня интересует, когда конкретно вы начнёте реконструкцию путей на «Пятёрке», сколько человек будут там работать и как будет обеспечена транспортная доступность для населения на период выполнения работ?
Павел Копырин рассказал, что в текущем году должны быть завершены все работы до путепровода у «Лакокраски». Там будут запущены трамваи, а «ЯрГЭТ» начнёт эксплуатировать инфраструктуру. С нового года концессионер намерен приступить к остальным работам, в том числе в промышленной зоне, в Ленинском районе и в центральной части города. Копырин отметил, что на «Пятёрке» есть много нюансов, и большая проблема заключается в том, что пути идут посередине дороги. Сейчас обсуждаются варианты организации движения. На текущий момент конкретное решение ещё дорабатывается.
Также генеральный директор ООО «Мовиста регионы Ярославль» заявил, что срок ввода объектов соглашения в эксплуатацию будет перенесён со второго квартала (как было указано изначально) до конца 2025 года — сейчас решение находится в процессе технического оформления. Откровенно говоря, это не удивительно: концессионер объективно не успевает выполнить все работы по заявленному графику. Так, к реконструкции трамвайного депо намерены приступить только в сентябре-октябре нынешнего года, а пока что идёт проектирование этих работ. Проектно-сметная документация по путепроводам также будет готова лишь к сентябрю. Странно только, что депутаты и жители Ярославля узнают об этом последними.
— Все мы прекрасно помним, как концессионное соглашение утверждали в стенах Ярославской областной Думы. Складывается впечатление, что на тот момент концессионер любыми путями пытался нарисовать картину, которая не соответствовала сегодняшним реалиям. Прежде всего, это касалось сроков строительно-монтажных работ – второй квартал 2025 года. При этом, депутаты не согласовывали выполнение работ до конца 2025 года. Нужно было об этом хотя бы сообщить. Почему сроки работ срываются? Вряд ли из-за того, что не были оформлены земельные участки или не проведены мероприятия по инженерным коммуникациям. Все прекрасно знают, сколько времени требуется каждой структуре на подобные согласования. Я считаю, что нас ввели в заблуждение со сроками. И мы сейчас это прекрасно видим. Более того, я буду очень счастлив, если до конца года все ремонтно-строительные работы будут завершены. Я и сейчас не верю, что концессионер сможет уложиться в график. Потому что объём работ огромный. Одни путепроводы чего стоят! Для того, чтобы реализовывать проект, должно быть не 40, не 60, не 80 работников, а 800! А лучше – 2000! Способен концессионер обеспечить такие ресурсы? Предлагаю, чтобы в комитет был предоставлен конкретный план-график производства работ, — подвёл итог обсуждению Валерий Байло.
В итоге решением комитета депутаты рекомендовали предоставить указанный график с разбивкой на конкретные этапы и указанием количества работников, задействованных в реализации соглашения. Также парламентарии потребовали обеспечить ввод объектов соглашения до конца 2025 года, организовать мероприятия по обеспечению транспортной доступности и не допустить транспортного коллапса на период временного ограничения движения, а также наладить информирование населения о проведении работ.
Иван ДЕНИСОВ.
Передача в концессию москвичам трамвайного хозяйства Ярославля на 20 лет — это способ распила солидных бюджетных средств, а не благо в интересах ярославцев. Не может организация, имеющая стаж работы чуть более года, качественно выполнять столь сложные работы, поэтому происходят срывы сроков, определенных соглашением. Но самое интересное нас ожидает впереди. На сколько увеличится стоимость проезда в новых трамваях по новым путям? Частник во всём добивается прибыли, ожидать щедрот от бюджета не приходится. Значит по-московски нагло будут потрошить кошельки ярославцев. Это то благо, которое обещают «засланцы» жителям области?