С момента инициированной губернатором Михаилом Евраевым транспортной реформы в Ярославской области прошло уже больше полутора лет. Однако власти по-прежнему не могут наладить работу «Яавтобусов». А лозунг «Надёжность. Безопасность. Комфорт» до сих пор остаётся лишь надписью на борту. В то время, как в жизни пассажиры видят диаметрально противоположную картину. Что наглядно продемонстрировала нынешняя осень с очередным «транспортным обострением». Если так пойдёт и дальше, отрасль имеет все шансы стать самой проблемной в регионе, потеснив даже дороги.
Согласно проекту регионального бюджета на 2025 год, принятому в первом чтении, расходы на государственную программу «Развитие транспортного комплекса в Ярославской области» увеличиваются на 1,7 миллиарда рублей. В частности, затраты на осуществление регулярных перевозок автомобильным транспортом по регулируемым тарифам возрастают на 1 миллиард 360 миллионов. Вместе с тем, простые пассажиры, к сожалению, так и не почувствовали эффект от столь существенных финансовых вливаний. О чём наглядно свидетельствуют непрекращающиеся жалобы на работу общественного транспорта в Ярославле.
Согласно данным, озвученным в ходе открытого городского совещания в мэрии, только в период с 25 по 31 октября их количество увеличилось на 21%. И эта тенденция продолжалась уже две недели подряд. Так, граждане обращали внимание на то, что автобусы переполнены и регулярно не соблюдают расписание. В группе «Общественный транспорт Ярославля» в социальной сети «Вконтакте» действительно полно таких примеров. Скажем, днём 20 ноября 62-й автобус в районе улицы Володарского пришлось ждать 1 час 15 минут, хотя за это время должно было быть минимум три рейса. При этом, остановка была демонтирована, а погода оставляла желать лучшего. На следующий день тот же автобус пришлось ждать уже полтора часа. Три машины вновь не приехали, а одна просто проследовала мимо остановки.
Ранее ярославцы также пожаловались на увеличенные интервалы движения транспорта по маршруту № 57, который осенью также стал пропадать. Среди других автобусов, не соблюдающих расписание, упоминались 13, 17 и 25 маршруты. В свою очередь, жители Дзержинского района отмечали, что в утренние часы порой невозможно попасть в автобусы, идущие в центр или за Волгу – салоны переполнены до отказа. Это касается маршрутов № 1, 6, 66, 23, 90. Им вторят и жители «Пятёрки», сетующие на невозможность уехать по маршрутам № 59, 67, 94с. Не хватает как самого транспорта, так и мест в салоне ввиду неправильно выбранного класса подвижного состава и неверно рассчитанного пассажиропотока.
Видимо, чтобы хоть как-то отреагировать на ситуацию, 11 ноября в региональном правительстве заявили о намерении прекратить сотрудничество с двумя фирмами-перевозчиками – «Стартранс» и «Первая пассажирская компания». Правда, речь шла о том, чтобы расторгнуть только по одному контракту – на те маршруты, по которым поступает больше всего нареканий. В частности, это маршруты № 13, 23, 39, 57 («Стартранс») и № 41, 62, 79 («Первая пассажирская компания»). На исправление ситуации транспортникам дали десять дней. В настоящее время этот срок вышел. Однако договоры, судя по всему, ни с кем не разорвали.
Между тем, в той же группе «Общественный транспорт Ярославля» решили проверить – изменилась ли картина. Выводы оказались неутешительными. Авторы пишут, что 21 ноября на линию не вышло 102 единицы транспорта или 15% от планового показателя. При этом, у «Первой пассажирской компании» отсутствовали почти 50 автобусов (40% от выпуска). У «Стартранс» и «ЯрГЭТ» недовыпуск оценили в 15% (впрочем, в случае «Яргорэлектротранса» он объяснялся состоянием троллейбусов – большая часть машин изношена до предела, а парк практически не обновляется). У оставшихся 4 перевозчиков невыход на линию составил от 0% до 5%.
Добавим, что и в октябре выпуск также был отнюдь не 100%. На линии еженедельно отсутствовали по 70-80 автобусов (12-14% от планового количества). Так что срывы рейсов, к сожалению, превратились уже в обычную практику. Понятно, что ни о какой надёжности и ни о каком комфорте в таких условиях говорить не приходится. Впрочем, как и о безопасности. Сводки ДТП с участием общественного транспорта продолжают поступать регулярно.
Так, 6 ноября автобус № 57 врезался в ларёк на остановке «Фабрика «Красный перевал». 12 ноября случилась авария с двумя жёлтыми автобусами рядом с остановкой «Улица «Большая Фёдоровская». День 15 ноября был отмечен ДТП на площади Волкова. Вечером 16 ноября на остановке «Улица «Пионерская» «Яавтобус» 8-го маршрута сбил пешехода. А 20 ноября произошла авария с жёлтой «Газелью» на Московском проспекте. И это – всего за две недели. Какая уж тут безопасность! При этом, суммы штрафов, собранных с перевозчиков за нарушение условий контрактов, исчисляются парой-тройкой десятков миллионов рублей. Что на фоне миллиардных бюджетных расходов на отрасль выглядит просто смешно. Точнее, было бы смешно, если бы не было так грустно.
Впрочем, повод для грусти есть не только в сфере автобусных перевозок. Серьёзное беспокойство вызывает реализация трамвайной концессии. На днях некоторые ярославские СМИ распространили буквально-таки елейную статью о работах, выполняемых на данном фронте. Сообщив, что уложено «уже порядка 8 километров путей», а реконструкция на участке от разворотного кольца на улице Волгоградской до депо выполнена на 31%. Однако общая протяжённость сети – более 45 километров. К тому же непонятно, в однопутном или двухпутном варианте указан новый участок. По сути, относительно завершённой сегодня выглядит лишь дистанция на улице Блюхера. Где недавно началась обкатка. Один трамвай, при этом, сошёл с рельсов.
Что касается других объектов инфраструктуры, то ни к модернизации тяговых подстанций, ни тем более к реконструкции путепроводов концессионер даже не приступал. Так что гордиться тут пока нечем. К тому же, на этой неделе прошли тревожные слухи о том, что государственная корпорация «ВЭБ.РФ» вообще может приостановить финансирование концессии в Ярославле по причине грубого нарушения сроков работ. Напомним, что общая стоимость проекта составляет 19,7 миллиарда рублей, а объем участия «ВЭБ.РФ» – 12,7 милиларда (данные указаны на сайте самой госкорпорации).
Если соответствующее решение всё же будет принято, о дальнейшей судьбе концессионного соглашения остаётся только гадать. И в плане достройки путей, и в смысле эксплуатации закупленных новых трамваев. О том, сколько тысяч ярославцев при этом рискуют остаться без удобного и экологически чистого транспорта, и говорить не приходится. Одним словом, так и хочется воскликнуть вслед за древними китайцами: не дай вам Бог жить в эпоху перемен. Во всяком случае, таких.
Иван ДЕНИСОВ.
Транспортная «реформа» с первых шагов была обречена на провал, так как опиралась не на имеющиеся в области ресурсы, а на федеральное финансирование, услуги сторонних транспортных организаций. Не добавило устойчивости системе пассажирских транспортных перевозок первоочередное обеспечение новыми автобусами Ярославля и Рыбинска в ущерб другим городам и районам, ухудшение ремонтной базы, понижение уровня подготовки водительского состава. Серьезные изъяны видны в системе управления отраслью. Областная и городская власть скидывает на частников заботу о нормальной работе пассажирского транспорта, эффективность таких мер не подтверждается на практике других регионов. В результате, бюджетные расходы на поддержание отрасли остаются высокими. Очковтирательством выглядит областная транспортная «реформа» и за это должна быть ответственность.