5 февраля 2024 года исполнилось 100 лет со дня рождения Александра Матросова, гвардии рядового Красной Рабоче-Крестьянской армии, который 27 февраля 1943 года совершил героический поступок — закрыл амбразуру дзота своим телом, чем обеспечил продвижение наших стрелков вперед.
Он стал первым из всех воинов РККА, которых навечно зачислили в списки воинской части. Сегодня руководство страны много говорит о формировании патриотизма у подрастающего поколения. Как надо не уважать советское прошлое, чтобы не вспомнить о героическом подвиге А. Матросова. Ни один телевизионный канал, в том числе и «Звезда», не организовали передачу о нем. Описанный в советские годы его подвиг чуть ли не во всех изданиях, посвящённых Великой Отечественной войне, ныне пытаются преподнести его действие и многих других героев той войны, как совков. Они якобы по недоразумению оказались жертвами своих поступков, а официальная власть представила их как героев. Не в этом ли заключена причина, почему самопожертвование кого-то не вызывает ничего, кроме кривой ухмылки. Теперь героизмом считается самообогащение любым способом.
У каждого поколения свои герои и кумиры. У первого послевоенного поколения в качестве примера для подражания были, прежде всего, фронтовики, прошедшие горнило Великой Отечественной войны, герои Гражданской войны, первых пятилеток, а, начиная с 60-х годов ХХ столетия, космонавты. В каждой школе висели портреты героев ВОВ, и описание их подвигов. Советскую молодежь государство ориентировало брать с них пример. Сегодня пальма первенства принадлежит в общественном сознании, особенно у молодежи, расхристанным «звездам» кино и шоу-индустрии, скандальным представителям богемы, всевозможным разнузданным нравственно блогерам. Немалая часть молодежи, стремясь походить на них, живет теми идеалами, в результате которых невооруженным глазом видна деградация в нравственно-политическом отношении российского общества. Проходящая с февраля специальная военная операция на Украине наглядно высветила одну важнейшую очевидность: без коренного изменения информационно-воспитательной и социальной политики в стране невозможно реализовать ее цели, поставленные руководством страны. В пространстве интернета распространяется видеоролик со стихами поэта Олега Кашицина, в котором поэт с болью в сердце говорит об определенной политической и социально-экономической шизофрении в российском обществе.
«Я, вернувшись с войны, ничего не пойму
Кто-то слышит в России еще про войну.
Сплошь концерты, эстрада, фанфары гудят,
Под Донецком – бои, будто громом набат.
Стойки барные – водка, коктейль, вино.
И понять никому, здесь совсем не дано.
Вечер томный, над речкой виден салют.
Веселится элита: ведь здесь не убьют…»
Настало время во весь голос вспомнить имена тех, кто остался на века в памяти народа и истории российского государства, кто своими делами или поступками явится для новых поколений страны нравственно-политическим ориентиром в любви к Родине. Один из таких героев – Александр Матросов, чье имя навсегда вписано золотыми буквами в летопись Великой Отечественной войны. Подвиг Матросова совершили многие бойцы (по последним данным – около 50 до «подвига А. Матросова» и 352 — после), жертвуя своей жизнью во имя светлого будущего Родины, во имя полного разгрома германского агрессора на нашей земле и в логове, откуда он пришел.
Александр Матвеевич Матросов родился 5 февраля 1924 года в городе Екатеринослав (Днепропетровск). Согласно имеющимся документам, прошлое у А. Матросова было вовсе не героическим. Живя ребенком вне семьи (мать у него умерла, когда ему было 7 лет, а с мачехой он не ужился), оказался замешанным в краже чужого имущества и подростком был направлен в режимный детский дом в Ульяновской области. В 1939 году его послали в Куйбышев (ныне Самара) учиться на формовщика на вагоноремонтный завод, который самовольно покинул и уехал в Саратов. Приговором народного суда города Саратова от 8 октября 1940 года А. Матросов был осужден по статье 192 Уголовного кодекса РСФСР к двум годам лишения свободы «за нарушение паспортного режима» и отправлен отбывать в Уфимскую детскую трудовую колонию. Там он стал учеником слесаря, завершил семилетнее образование, а благодаря авторитету среди подростков и образцовому поведению становится помощником воспитателя. Для сверстников Александр был примером: одним из лучших боксеров и лыжников города. Друзья по детской трудовой колонии отзывались о нем, как о бойком и веселом парне, который любил играть на гитаре и балалайке, умел отбивать чечетку, писал стихи. Вспоминали с его слов напутствие родной матери, говорившей ему в свое время: из-за своей ловкости и излишней активности он будет либо справным молодцом, либо преступником.
Когда началась Великая Отечественная война, А. Матросов, как и десятки тысяч его сверстников, оббивая пороги военкомата, просился на фронт. В 1942 году, когда ему исполнилось 18 лет, был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной армии (РККА). В октябре 1942-го его направили на учебу в Краснохолмское пехотное училище возле Оренбурга. Молодых курсантов готовили по окончании училища стать младшими командирами взводов и рот. Но фронт требовал срочно нового пополнения и в начале января 1943-го года Александр вместе со служивцами, не доучившись, был направлен простым бойцом на Калининский фронт. 12 февраля 1943 года зачислен стрелком-автоматчиком во 2-й отдельный стрелковый батальон 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады им. Сталина. Для него это большая честь: тогда лишь каждый пятый пехотинец на фронте получал автомат, остальных по-прежнему вооружали винтовками. Здесь его избрали групкомсоргом и назначили агитатором взвода в роте автоматчиков 2-го стрелкового батальона. 26 февраля при свете коптилки после своего первого и предпоследнего боевого крещения огнем под деревней Чернушкой он пишет письмо знакомой девушке. «Вот и сейчас хочется поговорить с тобой обо всем, что чувствую, что переживаю. Да, Лида, и я видел, как умирали мои товарищи. А сегодня комбат рассказал случай, как погиб один генерал, погиб, стоя лицом на запад. Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт такая штука, что вот живешь-живешь, и вдруг пуля или осколок ставят точку в конце твоей жизни. Но если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот наш генерал: в бою и лицом на запад. Твой Сашок». (Выделено нами – В.К.). Обратил внимание на последнее предложение из письма не случайно. Показать, насколько он стремился воевать осознанно и уж, если придется умереть на поле боя, то упасть лицом на Запад, откуда пришли гитлеровские полчища. Продемонстрировать своей смертью, куда должны идти красноармейцы, не щадя своей жизни.
27 февраля 1943-го года командованием бригады перед батальоном была поставлена боевая задача: выбить из опорного пункта немецких фашистов, который располагался рядом с деревней Плетень Локнянского района Калининской области (с октября 1957-го года территория Псковской области). Оказавшись на опушке леса, красноармейцы мгновенно попали под шквальный огонь немцев, окопавшихся в трех дзотах. Двум штурмовым бригадам удалось подавить фланговые ДЗОТы, но немецкий пулеметчик центрального ДЗОТа продолжал обстреливать лощину на подступах к деревне. Первая штурмовая группа, отправившаяся на подавление огневой точки, не вернулась. Тогда на уничтожение дзота двинулась группа в составе Петра Огурцова и Александра Матросова. Не дойдя несколько шагов до дзота, П. Огурцов получил тяжелое ранение. Теперь А. Матросову предстояло выполнить поставленную задачу в одиночку. Он сумел подобраться к амбразуре с фланга и с расстояния примерно 30 метров бросил одну за другой две гранаты. Пулемет умолк, но стоило красноармейцам подняться в атаку, как вновь раздалась оттуда пулеметная очередь. И тогда он бросился на амбразуру дзота, что, считаю, не от акта отчаяния, а вполне обдуманного выбора, если вспомнить содержание предсмертного письма: пусть на несколько секунд, но подавить огонь из дзота. Эти секунды и решили исход боя. Немецкий пулеметчик испытал сильнейший психологический шок от происшедшего. Ему в силу тевтонского менталитета было неведомо, почему русский солдат, не жалея жизни, бросается на амбразуру. В немецкой военной традиции, как и в англо-саксонской, отсутствуют акты такого самопожертвования. К тому же у пулеметчика прекратился на несколько мгновений сектор обзора, поскольку тело А. Матросова мешало вести прицельную стрельбу. Это позволило выполнить поставленную перед ними боевую задачу: путь на деревню Плетень был открыт. Старший лейтенант П. Волков, 36-летний старший лейтенант, уроженец Нижнего Тагила, работник политического отдела, на комсомольском билете № 17251590, залитый кровью А. Матросова, написал: «Лег на боевую точку противника и заглушил её. Проявил геройство».
Комсомольский билет А. Матросова.
Похоронили героя в той же деревне. На вырванном листке из тетради написал донесение в политический отдел о подвиге А. Матросова: «Начальнику политотдела 91-й бригады добровольцев-сибиряков… Нахожусь во втором батальоне. Наступаем… В бою за д. Чернушки комсомолец Матросов, 1924 года рождения, совершил героический поступок — закрыл амбразуру дзота своим телом, чем и обеспечил продвижение наших стрелков вперед. Чернушки взяты. Наступление продолжается. Подробности доложу по возвращении. Агитатор политотдела ст. л-нт П. Волков». Вернуться, к сожалению, офицеру не довелось: в тот же день, 27 февраля, Волков погибает. Деревня Чернушка войдет в наградной лист Александра Матросова, вместо деревни Плетень (на самом деле там место его героической гибели – В.К.), и в историю Великой Отечественной войны. Назначенный в апреле 1943 года командующим Калининским фронтом генерал-полковник А.И. Ерёменко узнал в штабе фронта о подвиге А. Матросова. Изучив документы о героическом поступке и личности красноармейца, особенно о его прошлом : прибыл в армию из колонии, где отбывал наказание за совершённые им уголовное преступление и такой патриотический поступок, — направил на имя Наркома обороны СССР Сталина ходатайство о присвоении А. Матросову звания Героя Советского Союза. 19 июня 1943 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил А. Матросову звание Герой Советского Союза. Народный комиссар обороны СССР, маршал Сталин подписал Приказ N 269 от 8 сентября 1943 года о зачислении А. Матросова (навечно) в 1-ю роту 254-го гвардейского стрелкового полка и присвоении этому полку имени погибшего героя. А. Матросов стал первым из всех воинов РККА, которых навечно зачислили в списки части.
В Приказе подчеркивалось, что подвиг красноармейца Матросова – это пример мужества и героизма всем воинам Красной Армии. «…Приказ прочесть во всех ротах, батареях и эскадронах». В 1948-м году прах А. Матросова перезахоронили в Великих Луках (Псковская область). В память о его подвиге сняты художественная картина «Рядовой Александр Матросов» и документальный проект «Александр Матросов. Правда о подвиге».
Начиная с момента горбачевской Перестройки (2-половина 80-х годов ХХ века) по настоящее время, особенно после распада СССР, когда информационное пространство оказалось в руках либерально настроенных публицистов и историков и просто конъюктурщиков из числа обласканных советским государством деятелей культуры, наступил период дискредитации советской эпохи. В публицистике и научной печати появилось настоящее половодье самых разных точек зрения, авторы которых, зачастую, исходили из желания не столько улучшить, сколько очернить сложившуюся советскую систему вплоть до ее на руку Западу ниспровержения. Либерального толка ученые, публицисты, писатели, кинорежиссеры при поддержке Секретаря ЦК КПСС по идеологии А.Н. Яковлева осуществили массированно информационное переформатирование общественного сознания в сторону неприятия советских ценностей. Широким потоком пошли публикации на грани политического и научного жульничества, некомпетентности и даже государственной измены тех лиц, от кого зависела будущая судьба СССР (речь идет, прежде всего, о деятельности А.Н. Яковлева). В этот период возникло своеобразное соревнование по «оплевыванию» советских ценностей: кто изощрённее проявит ненависть к СССР. Например, до Перестройки песни Б. Окуджавы, прославляя советскую эпоху прямо и косвенно, звучали в известных кинофильмах и на концертах («Нам нужна одна победа», «Ваше благородие, госпожа удачи», о Лёньке Королёве, про маленького трубача и др.). Пластинки с его записями продавались огромными тиражами. Началась Перестройка и Б. Окуджава вмиг «переобулся» в яростного ненавистника всего советского. «Я Родину свою люблю, но государство ненавижу. Патриотизм — чувство несложное, он есть и у кошки», т.е. рассматривал «патриотизм» на уровне биологического поведения. В интервью М. Эпельзафту (Израиль, 1995 г.) на его вопросы «Вы читали книгу Суворова «Аквариум»? И как вы к ней относитесь?» — Б. Окуджава ответил: «Читал. Очень положительно отношусь, хотя я не специалист в этой области, но я чувствую, что там есть много объективно. СССР, как и Германия. Отличия чисто внешние — у тех свастика, у этих — серп и молот. Там был мерзавец Гитлер, у нас — «гений» Сталин. А суть была одинакова. Две тоталитарные системы схватились выяснять отношения..». По поводу политического предательства Б. Окуджавы известный киноартист и режиссер В. Гостюхин писал: «Я на весь свет прошумел тогда, когда раздолбал пластинку этого кумира либерастической республики Окуджавы. Которого я, кстати, любил и знал все его песни наизусть. Ну, потому, что мне казался он фронтовиком, у него есть такие пронзительные фронтовые песни. Но вот это предательство, которое внутри в нем сидело».
Ярославский ученый-публицист либерального толка Е. Ермолин убеждал ярославских студентов до 2022 года (выехал на постоянное место жительство в Европу): «…Советский путь в светлое будущее оказался путем в тупик, в мрачный и кровавый чулан истории, — и в конце концов жить в этом чулане не захотелось уже никому. Но можно согласиться: к этому моменту подошло общество, разрушенное и нравственно опустошенное 70-летним тоталитарным господством».
По мнению ниспровергателей всего русского и советского в России, одним из якобы «лакированных мифов», выдуманных советской пропагандой среди множества других (речь идет о подвигах З. Космодемьянской, З. Портновой, Н. Гастелло, М. Казей, В. Дубинина, молодогвардейцев и многих др.), является история героической гибели Матросова.
В перестроечные и нулевые годы появились публикации, в которых доказывалось, что А. Матросов совершил свой подвиг случайно, просто оступился и упал на амбразуру, закрыв обзор фашистскому пулеметчику. В интервью Н. Михалкову (2018 г.) писатель-фронтовик В. Астафьев, ссылаясь на письма свидетелей события, голословно утверждал, что А. Матросов скатился на амбразуру сверху, стремясь пригнуть вниз длинный ствол пулемёта на короткое время, которое было бы достаточно его однополчанам для броска, но немцы дёрнули ствол, и А. Матросов был убит. Дискредитация героических подвигов бойцов и офицеров Красной Армии дошла до того, что, по мнению либералов, в годы Великой Отечественной войны, если и было немало случаев самопожертвования, то воины шли на свои подвиги под дулами винтовок и автоматов заградотрядов. Известно, что в боях Красной Армии на территориях восточноевропейских государств, освобождаемых от фашистского рабства, заградительные отряды вообще не использовались. Тем не менее, «подвиг Матросова» совершили 96 воинов Красной Армии. Стоит отметить, хотя советские бойцы, погибая, бросались на амбразуры дзотов и до 1943-го, то есть до «подвига Матросова», но массово о них начали сообщать и печатать только после его героической гибели. Следовательно, героический поступок Александра нашел отклик в сердцах бойцов Красной Армии. К сожалению, чем дальше от нас уходит в историю героический период Великой Отечественной войны, тем меньше остается свидетелей того времени. Историю переписывать в научном и мемуарном отношении недругам России становится все легче, если не бороться на государственном и общественном уровнях за сохранение исторической памяти. Кем был А. Матросов на самом деле по национальности – русский или башкир — ряд башкирских исследователей жизненного пути А. Матросова подняли этот вопрос. Думается, стоит ли об этом ломать копья? Он был, в первую очередь, советский человек. С того дня, когда он шагнул в бессмертие, дотоле никому не известный 19-летний красноармеец А. Матросов стал Героем на все времена в истории нашей Родины.
Корнилов В.И. Первый секретарь ЯО КПРФ (1993-2000 гг.), Лауреат премии газеты «Советская Россия» за 2023 год.