16 апреля состоялось внеочередное заседание областной Думы, в ходе которого губернатор Михаил Евраев представил отчёт о деятельности регионального правительства за прошедший 2024 год. Доклад ожидаемо прошёл «в духе победных речей». И, слушая его, у непосвящённого человека могло сложиться впечатление, будто в Ярославской области вообще нет никаких проблем. Что, разумеется, абсолютно не соответствует действительности. Но нынешний глава региона словно не замечает этого. В результате единственным моментом за всё заседание, сумевшим разбавить елейное выступление «о победах и успехах», стали вопросы фракции КПРФ.
«Сольное выступление» губернатора продолжалось больше часа. Впрочем, перед журналистами в середине марта он выступал ещё дольше – почти полтора часа. И лишь после этого последние смогли перейти к вопросам. Примерно тот же порядок был и в Думе. По регламенту слово для фракций предоставлялось в алфавитном порядке, и они могли задать только по три вопроса. В связи с чем, «Единая Россия» сразу оказалась в привилегированном положении. Её представители выступали первыми.
Кроме того, право задать свои вопросы им предоставил депутат от «Партии пенсионеров» Андрей Бурьяноватый. Очевидно, в его понимании все проблемы пожилых людей давно решены и спрашивать здесь не о чем. К слову, подобный кульбит в очередной раз продемонстрировал, что вышеуказанная партия – ни что иное, как очередная помощница «единороссов» и спойлер, созданный для того, чтобы сбить избирателей с толку и отнять голоса у настоящей оппозиции.
Таким образом, «партия власти» получила возможность задать вдвое больше вопросов, чем все остальные. В результате перехватила ряд важных тем, на которых была намерена сделать акцент фракция КПРФ. В частности, о реализации программы «Чистая вода». Как известно, её выполнение было сопряжено с рядом достаточно серьёзных проблем. Кроме того, соответствующая федеральная программа с этого года прекратила своё существование. Теперь регион вынужден решать проблемы надлежащего водоснабжения за счёт собственных средств.
Говоря о мероприятиях по «Чистой воде» за прошлый год, Михаил Евраев привёл только два населённых пункта – Любим и деревню Кушляево Рыбинского района. В нынешнем году запланированы мероприятия по четырём объектам. При этом, губернатор отметил, что сейчас областные власти проводят инвентаризацию по всем населенным пунктам, где нет чистой воды. А данное направление будет одним из приоритетов региональной политики.
Правда, стоит напомнить, что полномочия по водоснабжению и водоотведению регион забрал у муниципалов ещё в конце 2016 года. Так что их реализация должна быть не приоритетом, а обычной ежедневной работой. А почему за восемь лет ещё только проводят инвентаризацию – вообще большой вопрос. Увы, оставшийся без ответа. После «Единой России» подошла очередь для вопросов депутатов-коммунистов. Их задал заместитель председателя фракции КПРФ Валерий Байло. Первый касался одной из самых злободневных тем – перспектив развития электротранспорта. В частности, троллейбуса. Тем более, что буквально накануне заседания вышла новость о сокращении троллейбусного движения в Ярославле с 1 мая сразу на 25%. Так, на маршруте № 1 вместо 12 машин останется 8, на маршруте № 9 – 11 (ранее было 13), а на маршруте № 8 (самом популярном и востребованном) – вообще 2 (вместо 10), да и то лишь в будние дни.
— Позавчера прошла информация об очередном сокращении выпуска троллейбусов. Могу прямо сказать, что был ошеломлён этой ситуацией. Не хотелось бы, чтобы вы акцентировали внимание на нехватке водителей и износе подвижного состава, который просто пришёл в негодность. Вместо этого дайте оценку работы органов исполнительной власти по сохранению и развитию троллейбусного движения в городе Ярославле — попросил Валерий Байло.
Однако губернатор не вполне внял просьбе. И в ответ озвучил очевидный факт, что транспортный парк физически и морально устарел. И там, где троллейбусы выходят из строя, их заменяют автобусами. Поэтому ничего критического, по мнению Евраева, не произошло. Далее глава региона в очередной раз повторил про 9 новых машин. И анонсировал приобретение техники в лизинг. В данном случае, речь идёт о троллейбусах с автономным ходом, которые частично могут ходить без использования контактной сети. В завершении губернатор категорично заявил, что провода в центре нужно снимать. И современные троллейбусы как раз впишутся в это решение.
Вместе с тем, на каждый тезис Михаила Яковлевича есть контраргумент. Начнём с того, что 9 новых машин за 5 лет – это чуть больше 10% от общего состава парка. Так что принципиально ситуацию они не меняют. К тому же, 4 из них пришли в город в рамках инвестиционного соглашения после ликвидации депо на Городском валу, которое заключили ещё при мэре Волкове. И поступить они должны были ещё в 2019 году. Кроме того, к данным машинам уже имеются замечания технического характера, по которым сейчас усиленно пытаются разобраться с производителем.
В свою очередь, автобусы вряд ли правомерно считать полноценной альтернативой троллейбусам. Они также не соблюдают график движения, а их маршруты зачастую неудобны. Хвалёные электробусы и вовсе выходят из строя даже при незначительных отрицательных температурах, и требуют длительной зарядки. Не говоря уже о других сложностях их эксплуатации и технического обслуживания. Наконец, идея убрать провода в центре города тоже представляется спорной.
Во-первых, зачем делать это ради пары двухэтажных туристических автобусов, которые, видите ли, не могут под ними пройти? Во-вторых, как быть, если троллейбус попадёт в пробку? Заряда автономного хода может попросту не хватить, и машина встанет. А полноценная контактная сеть в принципе избавляет от этих проблем. Однако губернатор, судя по всему, не готов разбираться в тонкостях вопроса и слушать альтернативное мнение. И пока мы, к сожалению, имеем то, что имеем. Далее Валерий Иванович продолжил вопросы, затронув важную социальную тему:
— В Ярославскую областную Думу в марте фракцией КПРФ был внесён законопроект о социальной поддержке ветеранов труда Ярославской области. Он предусматривает компенсацию 50% стоимости проезда в пригородном железнодорожном транспорте и внутреннем водном транспорте. Что, и на наш взгляд, как авторов инициативы, и по мнению жителей региона, позволит повысить мобильность данной категории граждан, обеспечить хотя бы небольшую экономию их средств и, в перспективе, даже способствовать увеличению внутреннего туристического потока. Правительство Ярославской области поддержит данный законопроект, затрагивающий более 70 тысяч ярославцев?
В ответ глава региона снисходительно заметил, что можно выходить с огромным количеством инициатив. Но областной социальный кодекс итак находится на достойном уровне, а меры поддержки «серьёзно увеличиваются» каждый год. И подытожил, что «помимо социальной повестки у нас есть ещё повестка развития», и поэтому «нужно исходить из тех финансовых возможностей, которые у нас имеются». Подход главы региона понятен. Вот только выплаты социального кодекса на 2025 год были проиндексированы всего на 5,1%. Это вдвое меньше официального уровня инфляции. И подобные цифры вряд ли можно считать «серьёзным увеличением».
Кроме того, разве социальная политика и развитие идут параллельными курсами? И разве одно не подразумевает другое? Тем более, что цена вопроса финансового обеспечения предложенной депутатами-коммунистами меры составляет всего 5,6 миллиона рублей в год! Да у нас один каток на Советской площади стоит почти в 20 раз больше. А общие доходы казны составляют 145 миллиардов! И, наверное, 5,6 миллиона – это явно не та сумма, о которую следует ломать копья.
Тем более, что в правительстве сами разрабатывали аналогичный законопроект. О чём представители власти не раз заявляли публично. Но, очевидно, инициатива так и застряла в бюрократических недрах. Как бы то ни было, фракция КПРФ вернётся к вопросу поддержки областных ветеранов труда уже на ближайшей неделе. Третий вопрос, озвученный Валерием Байло, касался развития спорта и соответствующей инфраструктуры:
— В Дзержинском районе Ярославля есть уникальное сооружение – велодром. В ЦФО таких всего три. Кроме нас, есть ещё в Москве и в Туле. Первый действовал всегда, второй был реконструирован. Мы знаем, что определённая работа в отношении нашего ярославского объекта ведётся. Но, на мой взгляд, её стоит усилить. С тем, чтобы это прекрасное сооружение привести в порядок, запустить и нормально развивать!
Однако и здесь губернатор ответил примерно в том же ключе, что и в случае с законопроектом: мы не можем решить все вопросы сразу и должны эффективно расходовать деньги. Велодром обсуждали. Объект важный. Но в приоритете находится стадион «Шинник». Однако здесь сразу возникает вопрос: если правительство так рачительно подходит к деньгам, то, может быть, не стоит тратить их на сомнительные (или, как минимум, не первоочередные) затеи типа тех же одноразовых катков или благоустройства и без того вполне благоустроенных территорий? К примеру, на установку экранов на площади Труда или бесконечное «усовершенствование» Юбилейного парка, на которое уже нельзя смотреть без слёз? А на «Шиннике» вроде бы и без всякой реконструкции регулярно проходят матчи. Даже при полупустых трибунах. Но, видимо, приоритеты у всех разные.
В целом, выступление губернатора так и не дало внятных ответов на поставленные вопросы, а многие серьёзные темы вообще остались за его рамками. Несмотря на это, отчёт был принят к сведению большинством голосов. И это означает лишь то, что у депутатов-коммунистов в Ярославской области по-прежнему остаётся масса работы для решения по-настоящему волнующих людей острых проблем. Которые действующая власть, увы, не замечает.
Иван ДЕНИСОВ.