Половина осени осталась позади. Пришло время подводить итоги ремонтных работ, что и было сделано в ходе состоявшегося на прошедшей неделе заседания комитета Ярославской областной Думы по градостроительству и транспорту применительно к благоустройству общественных территорий. К сожалению, вопреки заявленным властями срокам, до полного завершения здесь ещё далеко. А сам процесс сопряжён с довольно многочисленными проблемами. Которые, к тому же, усугубляются трудностями крупных подрядных организаций. Разрубить этот «гордиев узел» и попытались парламентарии.
В самом начале заседания заместитель председателя фракции КПРФ Валерий Байло предложил расширить повестку, включив в неё вопрос о ситуации, связанной с предстоящим сокращением работников АО «Яргорэлектротранс». Это ещё одна серьёзная проблема, обострившаяся после 1 октября. С этого дня начался очередной этап работ по реконструкции трамвайной инфраструктуры, из-за чего была временно остановлена работа практически всех маршрутов данного вида транспорта. В результате на предприятии столкнулись с вынужденным сокращением работников.
— Мы помним ситуацию, которая была несколько лет назад с ПАТП-1. Организация, по сути, перестала выполнять свою основную функцию по перевозке пассажиров. В итоге это привело к фактическому уничтожению предприятия. Полагаю, что «ЯрГЭТ» находится в похожей ситуации. 75 человек предлагают сократить, из них 45 – вагоновожатых, 25 рабочих и 5 мойщиков. Что дальше? Наверное, в связи с сокращением троллейбусного движения по проспекту Октября из-за работ в рамках концессии будут сокращать и водителей троллейбусов? По большому счёту, наше родное предприятие, которое десятилетиями добросовестно выполняло работу по перевозке пассажиров, в будущем может прекратить существование. В зале присутствуют представители правительства и мэрии. Думаю, у них определённая информация есть. И мы можем спокойно заслушать этот вопрос, — предложил Валерий Байло.
Однако заместитель председателя правительства региона Роман Душко сразу свернул обсуждение. Сказав лишь то, что определённый план действий есть, но он пока не утверждён, и окончательного решения губернатором не принято. Поэтому публичное обсуждение преждевременно. Откровенно говоря, такая позиция выглядела, как минимум, странно. Работы по реконструкции путей идут. Маршруты сокращены. Проблемы предприятия налицо. Когда же власти намерены их решать? И не будет ли поздно? Увы, пока эти вопросы остаются риторическими. Очевидно, сейчас в правительстве сосредоточены на исправлении ситуации, в которой оказалось его собственное предприятие – «Ярдормост». Это одна из крупнейших организаций дорожной отрасли со 100% долей государственной собственности в уставном капитале. Она имеет 12 филиалов, собственные асфальтобетонные заводы, парк из почти 800 единиц спецтехники и штат из более чем 1300 сотрудников.
Основное направление работы АО «Ярдормост» — ремонт и содержание дорог. Однако последнее время оно вынуждено заниматься совершенно иными видами работ, включая благоустройство дворов, парков и иных общественных пространств, а также строительство жилых домов и социальных учреждений. Притом, во многих случаях власти буквально «затыкают дыры» с помощью предприятия, бросая его на «неприкрытые» участки. И куда по конкурсу не заявляется ни один частный подрядчик, приходится выходить «Ярдормосту». В результате, сегодня у акционерного общества, по словам его руководителя Артёма Малышкина, уже 43 объекта.
А силы и возможности не бесконечны. К тому же, часть работ в рамках так называемого «опережающего развития» приходится делать фактически в долг. При этом, расчёты с предприятием производят далеко не оперативно. В результате, на текущий момент кредиторская задолженность «Ярдормоста» составляет порядка 1,2 миллиарда рублей. А кассовый разрыв на конец года может достигнуть 700 миллионов рублей. Обеспокоенность по поводу сложнейшей финансовой ситуации была высказана ещё на прошлом заседании комитета в сентябре. В результате в связи с особой значимостью вопроса правительству пришлось срочно проводить меры финансового оздоровления АО «Ярдормост».
В качестве одной из таких мер была предусмотрена субсидия на оказание финансовой помощи для обеспечения затрат предприятия на погашение задолженностей, оплату государственных пошлин, а также платежей по налогам и сборам, договорам лизинга, поставки электроэнергии, горюче – смазочных материалов, природного газа и коммунальных услуг в сумме 476 миллионов рублей. Кроме того, за счет средств областного бюджета были предоставлены инвестиции в сумме 360 миллионов рублей в виде взноса Ярославской области в уставной капитал.
По итогам обсуждения вопроса комитет рекомендовал правительству области продолжить меры по финансовому оздоровлению АО «Ярдормост», включая погашение кредиторской задолженности и восстановление его платежеспособности, а также проработать стратегию участия предприятия в конкурсных процедурах с учетом его материально-технических возможностей (дабы не взваливать на организацию непосильную ношу). В свою очередь, сам «Ярдормост» призвали постараться своевременно завершить все работы по заключенных контрактам. Решение было принято единогласно.
— Целиком и полностью выступаю за то, чтобы государственная собственность была сохранена и развивалась. И чтобы наше государственное предприятие работало качественно, и было устойчиво в финансовом плане. Поэтому поддерживаю усилия депутатского корпуса по исправлению создавшейся сложной ситуации в АО «Ярдормост»! – подчеркнул Валерий Байло.
Далее депутаты подвели предварительные итоги благоустройства дворовых и общественных территорий. К сожалению, они оказались неутешительны. Так, из 27 общественных пространств, которые приводят в порядок в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды», по состоянию на 10 октября были готовы лишь 15. Притом, кое-где работы начали лишь в сентябре. В свою очередь, из более чем 130 объектов программы «Наши дворы» к середине второго осеннего месяца завершили только 91. Работы продолжаются почти в половине муниципальных образований.
Самая тяжёлая ситуация – в Ярославле и Рыбинске, где не завершены 10 и 12 объектов соответственно. В ходе обсуждения Валерий Байло привёл негативные примеры в областном центре, отметил низкое качество проектной документации, а также самих работ на отдельных площадках, обратил внимание на недопустимость исключения дворовых территорий из ранее утверждённых планов ремонта, призвал власти строже спрашивать с заказчиков, лучше контролировать процесс и проработать вопрос увеличения сроков гарантии:
— Решения, которые принимаются на Координационных советах районов, должны строго исполняться. Если было принято решение по дворовой территории на Архангельском проезде, 4-а – она должна быть отремонтирована. В прошлом году сделали двор на Труфанова, 9, в этом – на Архангельском, 2 и 4. В результате люди по отремонтированной части выезжают 50 метров по ямам и кочкам через неблагоустроенный участок. Та же история – с двором на Пионерской, 7. Включили-исключили. Почему? Второй момент – проектно-сметная документация. Конечно, вся она утверждается. Но бывает, когда 2 человека – за то, чтобы выпилить деревья, а 102 – за то, чтобы их сохранить. Если у нас в таком количестве вырубаются зелёные насаждения – предлагаю в обязательном порядке предусмотреть их восстановление. Спилили деревья – посадите новые! Мэрия должна подумать над этим вопросом. Третье – качество работ и гарантийные обязательства. На прошлой неделе были на приёмке одной из дворовых территорий – на улице Панина, 31 и 33. Там такое чувство, что асфальт весной сойдёт. Сделали вырубку – как будто крошкой засыпали. Хочу сказать, что в таких условиях 3 года гарантии на дорожные работы – это мало. Данный срок пройдёт – и с подрядчика «взятки гладки». Считаю, что его необходимо увеличить. Чтобы любая организация знала, что и через 4 года, и через 5 лет служба заказчика может прийти и заставить по гарантии отремонтировать! Предлагаю добавить этот пункт в решение комитета.
Предложение заместителя председателя фракции КПРФ было поддержано. Правительству и органам местного самоуправления рекомендовали проработать вопрос увеличения гарантийных обязательств по выполненным проектам, а также потребовали ускорить оставшиеся работы по благоустройству дворовых и общественных территорий в Ярославской области по контрактам, заключенным в 2025 году.
Иван ДЕНИСОВ.