Пламенный оратор-трибун и организатор идеологической работы

Шувалов
Действительно, для всех коммунистов и ярославцев, кто вместе с Евгением Григорьевичем Шуваловым рука об руку защищал идеалы социализма в борьбе с политикой дикой капитализации губернатора Лисицына на Ярославской земле, был кумиром.
Он обладал определенной харизмой как оратор-трибуна, яркий полемист в дискуссиях и организатор идейно-политической работы в областной организации КПРФ. Он очень ответственно относился к своим обязанностям, как секретарь обкома по идеологии. Коммунисты, которые прибывали на конференции, пленумы обкома или семинары, всегда уезжали с ворохом документов, лично им написанных или умело подобранных публикаций на злободневные темы из разных газет. К тому же, он был обаятельным, всегда лучезарным и скромным в общении с людьми человеком.
Он стоял у истоков учреждения печатного органа областной организации «Советская Ярославия», являясь первым главным редактором газеты. До этого он редактировал вместе с Евгением Лобачевым, журналистом, «Вестник Ярославского обкома КПРФ» в виде вкладыша очередного номера газеты «Голос профсоюза». Именно этим можно объяснить, почему в течение 9 лет он был сначала секретарем Ярославского обкома РКРП по идеологии с 1991-1993 г. г., а затем секретарем Ярославского обкома КПРФ по идеологии в 1993-2000 гг.
С ним лично познакомился в 1990 году после очередного информационного дня, которые проводились еженедельно для ярославцев в Доме политпроса (сегодня там располагается юридический факультет ЯрГУ им. П.Г. Демидова) по линии Ярославского отделения ОФТ «Возрождение». Во время своего выступления обратил на него внимание не просто как на нового посетителя, а как слушателя, очень внимательного и время от времени подававшего остроумные реплики в поддержку критики политики местных и центральных властей. Он подошел ко мне и с обаятельной улыбкой представился: «Евгений Григорьевич Шувалов». В свою очередь, поддерживая его несколько игривый настрой, поинтересовался: «Уж не из славного дворянского рода Шуваловых?». Он отпарировал довольно серьезно: «Да-да, именно из числа потомков графа Шувалова». Увидев некоторое изумление на моем лице, он задорно засмеялся, сказав: «Из тех самых шуваловских холопьев».
В его жизненной судьбе, как в капле воды, отразилась вся история советского государства с середины 30-х годов по настоящее время. Родившись в 1935 году в Мологском уезде Ивановской области (Ярославская область появилась в 1936 году), он ребенком вместе с родителями и тысячами мологжан в 1940 году был переселен в пригород Ярославля (ныне территория «Резинотехники»). Тогда советское руководство во главе со Сталиным приняло решение о строительстве Рыбинской ГЭС на Волге. Территория Мологского уезда подлежала затоплению под Рыбинское водохранилище. Ностальгия по «малой родине» всегда преследовала его на протяжении всей жизни. И это вполне естественно для любого нормального человека. Тем не менее, он, как человек масштабно мыслящий, понимал необходимость свершения этого грандиозного проекта в целях электрификации Центральной части России. В годы перестройки он не поддался политически бестактной, доходящей до хамства, критики Сталина по данному вопросу со стороны тех, кто на волне страданий и перенесенного горя выселенных мологжан пытался очернить советскую власть.
Помню на заре «перестройки» мне приходилось не раз встречаться с участниками общественной организации «Молога», руководство которой исключительно стояло на антикоммунистических позициях. К тому же я с ними много раз общался, когда был депутатом от Рыбинска, именно от того округа, где жило много бывших мологжан. Тогда, благодаря раскачке общественного сознания с помощью так называемой демократически настроенной интеллигенции, перед руководством региона ставился вопрос о демонтаже Рыбинской ГЭС и ликвидации Рыбинского водохранилища. В защиту этой безумной идеи выступил известный тогда ленинградский писатель Даниил Гранин, написав повесть «Картина». Что говорить, даже такой выдающийся писатель-патриот, который защищал идеалы социализма в эпоху ельцинизма, и то поддался в этом вопросе искушению. Он оказался в числе сторонников ликвидации Рыбинского водохранилища, демонтировав Рыбинскую ГЭС. Чтобы делали сегодня ярославцы, если бы они прислушались к такому предложению «демократов». Сегодня Рыбинская ГЭС на 65% обеспечивает потребности области в электроэнергии: сидели бы с лучиной. То, что они не обходятся сейчас лучиной, то огромная заслуга в этом таких граждан страны в полном смысле слова, как Е.Г. Шувалов. Именно такие бывшие мологжане, их потомки, поняв историческую значимость Рыбинской ГЭС, отдали мне, как кандидату в депутаты Областной Думы, а не сопернику демократу. Я шел тогда на выборах как Первый секретарь ЯО КПРФ. Конечно, без рыбинских коммунистов, тогда первым секретарем Рыбинского ГК был П.П. Савичев, вряд ли одержал победу.
Закончив Ленинградское военно-политическое училище им. А.А. Жданова и заочно юридический факультет Ленинградского университета, Е.Г. на протяжении 25 лет достойно защищал северные морские рубежи нашей страны. Об этом свидетельствовали многочисленные военные награды и высокий его офицерский чин – капитан 1-го ранга. Работая в штабе Северного флота, он отвечал за морально-психологический и политический дух среди моряков и офицеров. Следующие 10 лет, до выхода в отставку, он служил в Киевском военном округе начальником политотдела особого отряда, в котором проходили стажировку офицеры со всех флотов Советского Союза.
Начавшаяся горбачевская «перестройка» поломала жизненную судьбу семьи Шуваловых, как и многих миллионов советских граждан. В подъезде дома, где она жила, появились подметные письма с угрозами физического насилия, а на двери квартиры — надписи типа «Иван – чемодан – вокзал». Ему вместе с семьей фактически пришлось бежать из Киева в 1990 году. Так он оказался на склоне лет снова в родном городе и первым делом решил восстановить членство в коммунистической партии. С того момента в областную организацию коммунистов, как оказалось, влился один из талантливейших организаторов возрождаемого коммунистического движения в Ярославской области. Он не чурался никакой черновой работы. Кабинетный стиль работы с людьми ему совершенно претил. Он всегда был в гуще ярославского люда: раздавал листовки и газеты, стоял в пикетах, выступал на площадях, улицах и у проходных многих ярославских предприятий с мегафоном в руках (он в шутку называл его «матюгальником»). Личным примером показывал, как следует клеить листовки на информационной тумбе коммунистов возле гостиницы «Медведь». Кстати, в изготовлении клейстера из крахмала или муки ему всегда помогала супруга Нина Григорьевна Шувалова, в любви и согласии с которой, если взять период их дружбы со школьной скамьи в старших классах, он прожил более 60 лет, нажив двух прекрасных детей и, не менее, замечательных нескольких внуков. Здесь следует отметить, что без ее понимания, чем занимался муж во время службы на флоте и, особенно на поприще протестного движения, тем более без ее безоговорочной поддержки, вряд ли Евгений Григорьевич состоялся как великолепный общественный деятель областного уровня. К сожалению, можно привести немало примеров, когда из-за разлада в семье на бытовой и, прежде всего, на политической основе в период «перестройки» ломались судьбы людей, распадались браки и людям было не до участия в общественных делах.
Я не случайно сказал, что Евгений Григорьевич не чурался черновой работы. Среди членов восстановленной областной организации КПРФ из числа тех, кто в советские годы занимали высокие посты в государственных и партийных органах Ярославской области, очень стеснялись таких видов деятельности, считая для себя зазорным заниматься таким делом.
Если бы во главе партии в Центре и на местах по эрудиции, преданности коммунистическим идеалам, бескорыстности в делах, стояли такие личности, как Е.Г. Шувалов, то из антикоммунистических деятелей никто бы не посмел не только посягнуть на устои Советского Союза, но и пикнуть нечто плохое в его адрес.
Память о Е. Г. Шувалове, как замечательном первопроходце в период восстановления областной организации КПРФ, навсегда вошла в летопись коммунистического движения России. Она о нем будет передаваться от одного поколения коммунистов к другому.
Владимир Корнилов,
Первый секретарь Ярославского обкома КПРФ (1993 – 2000 гг.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *