Крайне насыщенной оказалась повестка мартовского заседания комитета областной Думы по социально-демографической политике, труду и занятости, состоявшегося на минувшей неделе. Однако наибольший резонанс вызвали две темы: поддержка отдельных категорий граждан, нуждающихся в технических средствах реабилитации (ТСР) и санаторно-курортном лечении, и реализация в нашем регионе национального проекта «Кадры». На обоих направлениях остаётся немало проблем, решение которых должно носить первоочередной характер и оставаться на особом контроле.
Информацию о мерах социальной поддержки инвалидов, ветеранов и других льготных категорий граждан в обеспечении техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением депутатам представил управляющий Отделением Социального фонда России по Ярославской области Сергей Русов. Он отметил, что в 2024 году в регионе выдали более 1 900 350 средств реабилитации, на что было направлено 476,6 миллиона рублей. В общей сложности, ТСР обеспечили свыше 12 тысяч получателей.
Также разработан особый порядок предоставления ТСР для ветеранов СВО. С апреля 2024 года для демобилизованных участников Специальной военной операции, признанных инвалидами, формируются электронные сертификаты на всю номенклатуру ТСР, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации. При этом, людям, которые получили военную травму, не требуется подавать заявление на оформление сертификата – за них это сделает сам фонд.
На услуги санаторно-курортного лечения в 2024 году было потрачено почти 48 миллионов рублей, за счёт которых было приобретено 1579 путевок в 11 учреждений в Ярославской и Костромской областях, Ставропольском и Краснодарском краях, Кабардино-Балкарии и Республике Крым. Правда, потребность почти в 3 раза больше – в очереди стоит порядка 4500 граждан. В 2025 году по состоянию на сегодняшний день на санаторные услуги предусмотрено свыше 40 миллионов рублей, пока приобретено 1223 путевки в 13 здравниц. Однако всё это – общие цифры. В то время, как у депутатов возникли конкретные вопросы, затрагивающие отдельные особенности обеспечения ТСР.
— Ежегодно мы задаем вопросы по закупке подгузников. Был период, когда жалобы регулярно поступали в течение трёх лет. В частности, претензии касались качества изделий, фиксирующих элементов. Вы также отметили, что есть недобросовестные поставщики. Какое сейчас качество данных изделий? И как идёт обеспечение данными средствами реабилитации? – спросила председатель фракции КПРФ, заместитель председателя комитета Елена Кузнецова.
Сергей Русов пояснил, что в настоящее время проводится централизованная закупка всех абсорбирующих изделий (подгузники, пеленки и т.д.) в Башкирии на всю страну, которые доставляет Почта России. Отдельные партии действительно вызывают сомнения, и случаи поставок таких изделий в некоторые регионы страны имели место быть. Но в Ярославскую область они не поступали. Управляющий ОФСР также добавил, что все поставки находятся под пристальным контролем надзорных органов. В течение года прокуратура постоянно запрашивала документы и проводила проверки. Нарушений выявлено не было. Далее Елена Кузнецова обратила внимание на соотношение расходов на обеспечение инвалидов ТСР по группам. Так, 43% приходится на натуральное обеспечение, а 57% — на электронные сертификаты.
— Доля сертификатов была больше, чем у натурального обеспечения. Вместе с тем, когда ещё только начали выдавать сертификаты, с ними были проблемы. Например, сложности при покупке, сбои на портале «Госуслуг» и так далее. Сейчас всё урегулировано? – уточнила Елена Дмитриевна.
Сергей Русов не стал отрицать, что локальные сбои ещё остаются. И отметил, что цена сертификата определяется исходя из стоимости последних проведённых закупок. Есть отдельные средства реабилитации, реальная цена которых выше той, что определена официально. В связи с чем, вся номенклатура ТСР разделена на группы. Одни полностью покрываются с помощью сертификата. Для получения других, которые стоят дороже, также можно воспользоваться сертификатом, но какую-то сумму придётся доплатить самостоятельно.
В результате человек сам вправе принять решение. И, возможно, сделать выбор в пользу натурального обеспечения. Вместе с тем, с нового года нуждающимся гражданам будет отменена компенсация при самостоятельном приобретении ТСР. Сергей Русов подчеркнул, что в 2025 году фонд будет возмещать стоимость тех средств, которые граждане приобретали до 1 января. После этого срока останутся только сертификаты и только натуральное обеспечение, выбор в пользу которых и предстоит сделать людям.
— В связи с этим возникает вопрос. Раньше граждане покупали средства реабилитации за свои деньги, а потом вы компенсировали эту стоимость. Происходило это потому, что были задержки с выдачей средств реабилитации. Сейчас этих задержек у вас нет? Если есть – то как быть людям? В том случае, когда они ещё не получили необходимые изделия, а компенсацию вы уже отменили? – продолжила председатель фракции КПРФ.
К сожалению, сложности со своевременным обеспечением по отдельным изделиям или аппаратам по-прежнему остаются. Во избежание накладок, гражданин вправе обратиться за заменой того или иного средства реабилитации за 60 дней до окончания периода его использования. Например, если срок использования, допустим, опорной трости истекает 1 января, заявление о её замене можно подать 1 ноября. Это несколько нивелирует проблему. Вместе с тем, каждый отдельный случай должен рассматриваться в особом порядке, чтобы не допустить ущемления законных прав нуждающихся граждан. В связи с чем, вопрос останется на контроле фракции КПРФ, куда ярославцы всегда могут обратиться в случае возникновения проблем.
Далее парламентарии заслушали информацию руководителя государственной службы занятости населения Ярославской области Лауры Зудиной о реализации в нашем регионе национального проекта «Кадры». Вопрос вынесли на обсуждение по инициативе Елены Кузнецовой. Работа идёт по нескольким направлениям. В частности, предусмотрено профессиональное обучение и дополнительное образование не менее 753 граждан отдельных категорий по наиболее востребованным профессиям. Организованы конкурсы профессионального мастерства для представителей рабочих специальностей по 20 номинациям. Победитель федерального этапа в каждой из них получит 1 миллион рублей.
Продуманы меры поддержки для работодателей, в том числе предоставление субсидий в целях создания (оборудования) рабочих мест для трудоустройства инвалида, включая участников СВО (до 200 тысяч рублей). Отдельно предусмотрена модернизация самих центров занятости населения в каждом муниципальном округе. Основной же целью национального проекта к 2030 году является сокращение дефицита кадров за счёт увеличения занятости населения.
Правда, в Ярославской области по целому ряду направлений из-за странной позиции региональных властей всё происходит с точностью до наоборот. Инициированные губернатором массовые сокращения сами провоцируют кадровый голод. Затронули они и непосредственно службу занятости, на что уже неоднократно обращала внимание председатель фракции КПРФ:
— Если раньше вы боролись с безработицей, то теперь вы сосредоточены на преодолении дефицита кадров. Задач у вас не уменьшилось, а осталось на том же уровне, если не больше. Потому что добавилось сопровождение участников СВО, проводятся дополнительные мероприятия по обучению, работа со студентами, с предприятиями и так далее. В связи с чем, меня волнует сокращение, которое у вас произошло. Вы уже месяц работаете в новых условиях. В районах осталось по 2-3 человека. Какие имеются риски? И как вы справляетесь с поставленными задачами?
Лаура Зудина подчеркнула, что разработанный Министерством труда России норматив штатной численности сотрудников рассчитывается не от количества безработных, а от числа трудоспособного населения на конкретной территории. Согласно этому нормативу у нас должно быть от 231 до 371 работников. Однако с 14 февраля в службе занятости населения Ярославской области осталось всего 70 человек. Показательно, что в других регионах никакого массового сокращения не было – все плюс-минус придерживаются норматива.
Таким образом, ни о каких «указаниях сверху» речи не было. Инициатива прошла исключительно на уровне региона. Из плюсов пока видится лишь повышение зарплаты – в два раза по сравнению с нормативом. В остальном остаются существенные риски. К примеру, прямо по ходу заседания комитета пришла жалоба, что в одном из отделений собралась очередь. Также необходимо понимать, что в случае болезни одного сотрудника и отпуска другого в отдельных кадровых центрах просто некому будет выходить на работу. Их придётся подменять специалистами из Ярославля. Правда, как они будут добираться куда-нибудь в Брейтово – большой вопрос: водитель в штате теперь только один на всю область. Одним словом, проблем пока видится куда больше, чем плюсов. А решать задачи, поставленные в рамках национального проекта руководством страны, в таких условиях крайне непросто. И в Правительстве области, проводя свои сомнительные эксперименты, однозначно стоит об этом задуматься.
Иван ДЕНИСОВ.