В Ярославской области осень окончательно вступила в свои права. На улице заметно похолодало. Зарядили дожди. Пора завершать ремонтно-строительный сезон (благо, в сентябре природа и так преподнесла настоящий сюрприз, подарив четыре недели тёплой солнечной погоды). К сожалению, этого никак не могут понять власти и подрядчики. Похоже, что у них совершенно другие планы. Во всяком случае, в Ярославле работы активно продолжаются. «Проспав» погожие деньки, чиновники и горе-дорожники изо всех сил стараются наверстать упущенное. Хотя все сроки уже давно вышли. И теперь главный вопрос – какой результат и какое качество ждут улицы областного центра после такого ремонта.
Избитая истина: чтобы дороги были качественными и простояли долго, работы нужно проводить в строго отведённые сроки. В нашей полосе по погодным условиям завершать их следует максимум в сентябре. И то, если повезёт. Дальше ремонт в любом случае будет осложнён большим количеством осадков и перепадами температур (что бы ни говорили про современные технологии, которые якобы позволяют проводить работы чуть ли не в снег). По целому ряду объектов в Ярославле в нынешнем году контракты и вовсе предусматривали окончание всех мероприятий до 31 августа. Увы, в значительном количестве случаев уложиться в график не удалось.
Косвенно это признали в самой мэрии областного центра. В ходе открытого городского совещания на последней рабочей неделе сентября там подвели предварительные итоги исполнения работ в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» (БКД). Правда, разобраться в расчётах чиновников сходу было не так-то просто. Дело в том, что в статистику текущего сезона включили объекты прошлого и будущего годов. Те, которые делали (или продолжают делать) в рамках двухлетних контрактов или так называемого «опережающего развития» (за счёт финансовых лимитов предстоящих периодов).
К чему приводит такая практика, ярославцы могли наглядно убедиться на примере некоторых центральных улиц. Прошлой осенью там вскрыли тротуары и срезали асфальт на проезжей части, да так и оставили. В результате всю зиму и часть весны автомобилисты портили подвеску своих «железных коней», а пешеходы сталкивались с ежедневным риском переломать ноги на обледеневших надолбах из песка, грязи и старой плитки. Претензии к тротуарам были и на небольших улицах в «спальных районах». Например – улице Карла Либкнехта, на которую не раз обращала внимание председатель фракции КПРФ в областной Думе Елена Кузнецова.
Тем не менее, даже с поправкой на странности подсчёта, статистика работ выглядит далеко не оптимистичной. По словам директора ДГХ мэрии областного центра Ярослава Овчарова, всего в план ремонта по «БКД» было включено 30 объектов улично-дорожной сети. 13 ввели в эксплуатацию (притом, 10 из них – дороги 2023 года). 16 продолжали оставаться в работе. А последнюю дорогу (улицу Кузнецова на «Пятёрке») лишь готовили к предстоящему ремонту. Документация по ней ещё только вышла из экспертизы, и до конца сентября власти планировали объявить торги по определению подрядчика. Таким образом, в лучшем случае техника и рабочие выйдут туда в середине – второй половине октября. То есть основные работы придётся проводить уже поздней осенью. Каким будет их качество – огромный вопрос.
Из 16 объектов «в работе» некоторые были лишь на стадии подготовки. Например, перемычка от проспекта Октября до Полушкиной рощи, ремонт которой ещё только планировали на октябрь. Или улица Советская (на участке от Советской до Красной площади), где и вовсе продолжались работы с сетями: ПАО «ТГК-2» готовилась к выходу на перекрёсток с улицей Трефолева для замены инженерных коммуникаций. Лишь 7 сентября начался ремонт проспекта Фрунзе от улицы Академика Колмогорова до улицы Светлой. Три недели спустя там выполняли монтаж бортового камня, фрезерование и частичную укладку выравнивающего слоя покрытия.
По словам Ярослава Овчарова, завершить все работы с асфальтом на Фрунзе запланировано до конца нынешнего года, а вот ремонт тротуаров перенесут на следующий. И здесь вновь возникает вопрос к организации и качеству работ. Что мешало приступить к ним летом, когда стояла отличная погода, а центральная магистраль крупного жилого района не была такой загруженной ввиду сезона отпусков и каникул? Сейчас условия для работ значительно хуже, а движение – гораздо интенсивней. Отсюда – многочисленные неудобства для жителей.
То же самое касается и Московского проспекта. К концу сентября там продолжалось обустройство тротуара на отдельных участках, шла укладка выравнивающего и верхнего слоя покрытия на проезжей части. Директор ДГХ отметил, что завершение работ с асфальтом планируется до 10-15 октября. Хотя недавно в мэрии говорили, что к середине второго осеннего месяца на проспекте должны закончить все работы. Сейчас абсолютно понятно, что эти сроки не будут выдержаны. По графику не удалось завершить и ремонт центральных магистралей, которые делали в рамках двухлетних контрактов – улиц Свободы, Победы и проспекта Октября.
Все три должны были сдать ещё до 31 августа. Потом этот срок перенесли на месяц. Но и к 1 октября в эксплуатацию не ввели ни один из перечисленных объектов. На последней рабочей неделе сентября готовность улицы Свободы оценивали в 97%, проспекта Октября – в 86%, а улицы Победы – в 84%. Везде продолжались те или иные работы разной степени сложности, больше всего – на последней площадке. При этом, дорожникам предстояло также исправить довольно многочисленные замечания. По всей вероятности, эта история затянется до ноября.
Таким образом, несмотря на выделенные миллиарды рублей, многие дороги Ярославля пока что не могут порадовать автомобилистов и пешеходов. Между тем, в городе уже определяются с перечнем работ на будущий сезон. В августе — сентябре 2024 года сотрудники муниципального «Института развития стратегических инициатив» провели онлайн-голосование среди жителей города по выбору участков улично-дорожной сети, требующих ремонта в 2025 году. В опросе приняли участие 7895 ярославцев.
Респондентам было предложено выбрать из представленного списка дорог, состоящего из 28 пунктов, не более 2 вариантов ответов, или предложить свой вариант. Интересно, что в десятке самых востребованных вариантов оказались 4 улицы Заволжского района областного центра – Университетская, Сосновая, Кавказская и 3-я Яковлевская с разворотным кольцом. Первое место среди объектов улично-дорожной сети, требующих первоочередного ремонта по мнению граждан, стала улица Университетская. За этот вариант проголосовали 15% респондентов или 1148 человек.
Напомним, что первый секретарь Заволжского районного комитета КПРФ и главный редактор газеты «Советская Ярославия» Эльхан Мардалиев уже несколько лет проводит собственные опросы жителей на ту же тему. Вся собранная информация анализируется и направляется в мэрию. Показательно, что все вышеперечисленные заволжские дороги не раз называли и респонденты Эльхана Яваровича. Хочется верить, что в следующем году их, наконец, услышат, и указанные улицы отремонтируют. Тем более, что большинство из них уже были в плане нынешнего сезона, но впоследствии почему-то оказались исключены из него.
Среди других дорог-лидеров были названы улицы Собинова, Большая Октябрьская, Панина (от Ленинградского проспекта до улицы Труфанова), Московский проспект (от проспекта Фрунзе до улицы Калинина), Первомайский и 5-й Луговой переулки.
Иван ДЕНИСОВ.