«Страшно проснуться утром и понять, что ты не живёшь своей жизнью!» Вам не страшно? Значит — вы не клиент Елены Блиновской, суперуспешной блогерши, о которой недавно узнала вся страна благодаря бдительности налоговиков. А те, кому «страшно проснуться», перевели ей столько денег, что одних только налогов она недоплатила государству почти на миллиард рублей.
Блогерша умудряется зарабатывать в качестве «инфоцыганки» (этим термином теперь называют такого рода интернет-бизнес) десятки, если не сотни миллионов рублей в месяц. И речь отнюдь не об отмывании денег мафии. Блиновская действительно оказывает информационные услуги, консультирует, продаёт видеоролики, книги, сувениры, псевдорелигиозную атрибутику и даже одежду для рыбалки.
С точки зрения Уголовного и Гражданского кодексов в занятиях Блиновской ничего предосудительного найти не удастся. Формально, кроме налоговых правил, она закон не нарушает. Ну продаёт, к примеру, красиво оформленный блокнотик с некими текстами, футляром и ручкой (чему красная цена рублей 200, не больше) за 1320 рублей. И называет это не «блокнотик» или «ежедневник», а «Блокнот Желаний».
И клиенты платят. Потому что под видом канцелярской продукции они покупают не бумагу и картон с пружинным переплётом, а мечту о лучшей жизни, об успехе и о любви. Отсюда такой грандиозный доход от её бизнеса. В описании к блокнотику она пишет: «Блокнот Желаний «Всегда сочиняй Мечты»… Он содержит в себе весь пошаговый алгоритм проработки желаний, подсказки и инструменты, которые напомнят тебе основные правила выполнения упражнений. Блокнот не является заменой Марафона. Но он поможет тебе осознать, загадать и проработать свои желания, сделать это более комфортно и структурированно».
Если перевести с придуманного Блиновской «птичьего» языка на русский, то получается вот что: она продаёт некоему (чаще всё-таки женского пола) Емеле из сказки «По щучьему веленью» печь, благодаря которой можно исполнять разные желания. А совсем не блокнот. Вернее, блокнот — это маленькая дешёвая «печка», большая же «печь» — это многочисленные дорогостоящие «марафоны желаний», а также «печки» поменьше и подешевше — «полумарафоны». Разного рода «марафоны» и «полумарафоны» Блиновская продаёт по ценам до 300 тыс. руб. за экземпляр и выше. Эти магические, придуманные ею штуковины она рассылает заказчикам в форме видеороликов. Купишь такой вот магический блокнотик или видеоролик с рекомендациями на каждый день — и ты уже почти что миллионер! Или жена миллионера! Ну на худой конец — любовница олигарха.
Да простит нас выдающийся поэт Арсений Тарковский, вдохновивший своего гениального сына Андрея на фильм «Зеркало»… Но почему-то вспомнились его величественные, вещие и вместе с тем загадочные стихи, звучащие в этом фильме: «Мы все уже на берегу морском, / И я из тех, кто выбирает сети, / Когда идёт бессмертье косяком…» О чём это или о ком?.. Не догадались ещё? О Блиновской и её успешном бизнесе во Всемирной интернет-паутине. По-английски WWW (World Wide Web) — это «Всемирная паутина», или «Всемирная сеть».
А. Тарковский, вероятно, всё же имел в виду «богочеловека», равного богу нравственного человека, претендующего на бессмертие. Поскольку следовал поэтической русской традиции Серебряного века — традиции богоискательства и богостроительства. А выходит, что поэт пророчествовал о Блиновской и ей подобных… Она и её «коллеги» ныне делают деньги в качестве «ловцов человеческих душ», затягивая многих недовольных собой, неустроенных, несчастненьких в тенеты своего бизнеса, используя при этом Всемирную интернет-сеть. Ну и понятно, что фраза «когда идёт бессмертье косяком» — это о блогерских миллиардах.
Деньги тут настолько большие «навариваются», что обзоры подобного рода «бизнеса» публикуют такие весьма солидные профильные издания, как «Форбс». Для себя этот журнал о сверхбогатых нуворишах «открыл» Блиновскую ещё в 2021 году. Как написал тогда «Форбс», виной всему — пандемия ковида, которая «подсадила россиян» на разного рода онлайн-проекты, обещающие быстрое достижение результатов. Кому-то надо было срочно похудеть — и тут появился проект «Бешеная сушка» Василия Смольного, предлагающий методику похудения. Кто-то «запал» на многочисленные онлайн-консультации финансовых «гуру», обещающих сделать всех миллионерами, а кто-то попался в сети Блиновской.
«Сейчас такое ощущение, что прорвало плотину и все рванули сюда», — цитирует «Форбс» Елену Блиновскую, которая ещё в 2015 году запустила свои «Марафоны желаний» — лекции и практические занятия по личностному росту. За первые пять лет в проекте приняли участие 150 тыс. человек, что принесло Блиновской несколько сотен миллионов рублей выручки.
С ростом бизнеса Блиновская наняла себе многочисленных помощников-«кураторов», кто реально занимается «консультациями» за деньги. Помимо, так сказать, «флагманского» проекта «Марафон желаний», Блиновская запустила десятки псевдотренингов про финансовое благополучие, отношения и предназначение. Наладила торговлю разного рода псевдомагической атрибутикой. И всё это производится с использованием самых передовых технологий: продажи происходят на интернет-сайтах для компьютеров и смартфонов с подтверждением данных и запросов по СМС. Сайты выглядят очень нарядно и по-дизайнерски «круто». Словом, всё чинно, благородно, ультрасовременно, высокотехнологично.
Ну а какие результаты от подобных денежных трат получают не Блиновская, а сами граждане? В интернет-сети очень много хвалебных откликов на «марафоны желаний», большая часть из которых, вероятно, размещена сотрудниками Блиновской. В принципе, это стандартная практика для любой маркетинговой стратегии. Однако встречаются и реальные отзывы граждан и гражданок, которые жалуются на то, что, дескать, «не сбылись» обещания. Другие же недоумевают по поводу того, что дорогостоящие советы нередко весьма банальны и понятны даже ребёнку. Типа, будь упорным в достижении цели, верь в себя, настойчиво добивайся выполнения поставленных для себя задач, и так далее в том же духе. На самом деле подобные советы гроша ломаного не стоят, пишут недовольные тем, как их обслужили.
Ясно, что советами о том, что, образно говоря, надо мыть руки перед едой, миллиардов не заработаешь. Блиновская и ей подобные сочиняют свой манипулятивный язык, когда обычным и понятным вещам придаётся ореол загадочности, мистичности, псевдонаучности. Обычные, казалось бы, слова сочетаются таким образом, что неуравновешенные люди тут же проявляют готовность перевести деньги Блиновской. И это действительно похоже на некую цыганщину.
Ну вот, к примеру, как вам такой анонс на сайте Блиновской (здесь и далее орфография и пунктуация оригинала сохранены. — Авт.): «Программа «Мечта другу» Создай окружение осознанных людей! Приглашай на тренинги Елены Блиновской и получай денежное вознаграждение».
Как вам — «окружение осознанных людей»?.. Или вот такое откровение: «Твой шанс обрести себя в своих самых гармоничных отношениях со всеми вокруг — с партнёром, детьми, родителями, друзьями и любыми другими людьми. Снять все маски и стать наконец собой». Предложение «снять все маски и стать наконец собой» — столь же абсурдно, если его попытаться рассмотреть логически, сколь и действенно по отношению к людям малограмотным и неспособным критически мыслить.
И вся эта псевдонаучная, псевдомистическая бодяга называется «психотерапевтическое шоу Елены Блиновской». После приведённого выше названия на сайте следует: «Для оплаты записи шоу (доступ на месяц) оставьте свой номер телефона. Я согласен с Пользовательским соглашением и Политикой конфиденциальности. СТОИМОСТЬ 2500 РУБЛЕЙ Кнопка ОПЛАТИТЬ».
Темы «вебинаров», за которые предлагается тоже заплатить, такие: «Астрология», «Про секс», «Материнство».
Или вот ещё что предлагается купить: «Игра Путь Желаний. Игра, как инструмент возвращения к себе и удивительный способ проложить маршрут к самым смелым желаниям в игровом формате».
Темы «марафонов» (это самые дорогие артефакты, которыми торгует Блиновская, цена может доходить до 300 тысяч рублей и выше за штуку) названы так: «Марафон желаний», «Расширение финансового сознания», «Предназначение», «Отношения», «Свидание с телом», «Про дружбу». Темы «полумарафонов» (они подешевле. — Авт.): «Муж на диване», «Гордыня», «Дерзость быть собой», «Сепарация», «Тревога. Стресс. Атаки. Страх», «Про зависть и ревность».
Не знаю, как вас, уважаемый читатель, а меня заинтриговали темы «Свидание с телом» и «Сепарация». Полагаю, что тут без голливудской фантастики в качестве отправной точки для креатива не обошлось. А «Расширение финансового сознания» — это, видимо, оговорка по Фрейду самой Блиновской о целях её бурной деятельности.
Ну а теперь попробуем ответить на вопрос: что такое Блиновская и её «Марафоны желаний» и остальная подобного рода цифровая цыганщина? Откуда это берётся и куда мы вообще катимся?
Одними лишь последствиями ковида происходящее объяснить невозможно.
Следует наконец ответственно признать, что интернет — весьма мощная и эффективная сетевая платформа, которая имеет огромные организационные возможности, в том числе и политические. Ковид обнажил и обострил запрос людей на общение, коммуникацию. Человек ведь существо, как известно, прежде всего общественное. Интернет удовлетворяет эту потребность как ни одна другая техническая новинка последних десятилетий.
Капитализм, при котором мы теперь живём, обострил до крайности атомизацию общества. Реклама и СМИ насаждают культ успеха, денег, наживы, конкуренции. Всё это ещё больше углубляет пропасть между людьми, создаёт помехи для искреннего бескорыстного человеческого общения. Помните, как в рассказе Чехова «Тонкий и толстый» встретились два однокашника: один — успешный сановник, а другой — «лузер», как сказали бы сейчас. Разумеется, никакого подлинного товарищеского общения в подобных ситуациях возникнуть не может.
Нечто подобное происходит и теперь в гигантских масштабах. Людям не с кем поделиться своими проблемами, не к кому подчас обратиться за помощью и советом. И тут перед их глазами мелькают сверкающие великолепным дизайном сайты «цифровых цыган», предлагающие решить все ваши проблемы за небольшую плату. Даже если какой-то небольшой процент узнавших о таких услугах клюнет на эту удочку, то в сумме набегают миллиарды для организаторов подобного рода бизнеса, граничащего с мошенничеством.
Но дело ведь не только в финансовых потерях тех, кто платит инфоцыганам. На самом деле существует немалый запрос на сетевые сообщества. Люди хотят чувствовать себя в большой «банде», в многотысячной компании себе подобных. Число зрителей, «лайков», подписчиков притягивает, будто магнитом, на интернет-ресурсы в соцсетях. И на примере Блиновской можно видеть, что такое сообщество начинает постепенно приобретать черты сетевой секты — со своим «птичьим языком», со своей идеологией, со своими целями и задачами, которые могут противоречить интересам как самих участников этих сетей, так и общества в целом.
То, что Блиновская недоплатила налоги, — это самый малый из тех ущербов, которые она уже нанесла. В том числе ущерб психике тысяч людей, которые ей доверились. На самом деле Блиновская и ей подобные с целью коммерческой наживы создают и развивают неформальные сетевые сообщества, которые в принципе можно использовать во вред обществу и государству.
Особенно опасными могут быть последствия в нашей стране, где образовательный и культурный уровень за последние десятилетия резко снизился. А тем временем государство эти сетевые коммерческие секты как бы не замечает. Так, может, пора уже открыть глаза?
Александр ДЬЯЧЕНКО.