«ПОЙ, РЕВОЛЮЦИЯ!» К 60-ЛЕТИЮ ЕГОРА ЛЕТОВА

scale_1200

В минувшем сентябре исполнилось 60 лет со дня рождения известного рок-музыканта, основателя и лидера рок-группы «Гражданская Оборона» Егора Летова, известного не только уникальным творчеством, но и в своём роде уникальной общественно-политической позицией, ярче всего проявившейся в 1990-е годы. Это время тоже было уникальным для всей истории рок-движения, ибо лишь в России люди, называвшие себя рокерами, в массовом порядке отметились в поддержку действовавшей на тот момент власти. А против оказался лишь один Летов.

Несмотря на то, что в 1980-е «Гражданская Оборона» и её лидер, как и почти всё рок-движение в СССР, пользовались репутацией «противников системы», последующее десятилетие всё же показало, что к чему. Уже в памятном 1993 году Летов публично выступил в поддержку Верховного Совета в его противостоянии с Ельциным. Впоследствии он даже в сердцах сожалел о дом, что «не сгорел в Белом Доме», а тяжёлые переживания по октябрьской трагедии переросли в два альбома «Гражданской Обороны» с такими известными песнями, как «Пой, Революция!», «Родина», «Победа» и «Новый день», которые были призваны вдохновить молодёжь на борьбу с установившимся режимом. И это возымело эффект, о котором мы скажем позже.

Ссылаясь на тексты песен «Гражданской Обороны» 1980-х, некоторые люди пытаются доказать, что Егор Летов, был, дескать, как все порядочные люди, антисоветчиком. Но это неверно. Тогдашнее мировоззрение музыканта было скорее анархическим, о чём свидетельствуют как слова его самого, так и слова его брата Сергея. Нет никакого сомнения в том, что бандитский рынок и обнищание трудящихся при мнимой «свободе», никоим образом не могли обрадовать Летова.

«Идеи коммунизма для меня были самоочевидны с детства как понятия добра, справедливости, равенства, братства. Мне говорил о них мой отец, участник Великой Отечественной войны, майор, военный, сейчас секретарь райкома Компартии Российской Федерации. Сам я сын рабочего класса: начинал трудовой путь штукатуром на стройке, работал на Омском шинном заводе, заводе имени Баранова <…>» «Раньше я называл свой идеал «Анархией», сейчас, думаю, что его лучше всего назвать «Коммунизмом».

Если ситуация с поддержкой Верховного Совета Летовым не нашла серьёзного отражения в прессе, то в 1996 году, когда в России проходили президентские выборы, прокоммунистическая позиция музыканта взбудоражила многих прежних поклонников, в лучших традициях царской «охранки» обвинивших его в «порочных связях». Между тем, Летов, оказавшись единственным в своём музыкальном жанре, кто поддержал Геннадия Зюганова, поступил, как истинный борец и бунтарь. Чего не скажешь обо всей остальной армии отечественных рокеров, массово записавшихся агитировать за Ельцина. Причём, в отличии от «Гражданской Обороны», пели они за немалые деньги, не погнушавшись даже оказаться в одной компании с низкопробной «попсой». А сам Летов впоследствии был награждён Зюгановым медалью.

Зная «Гражданскую Оборону» с юности, я часто думал о том, в чём же феномен творчества Летова, что же всё-таки обусловило его активную прокоммунистическую позицию на протяжении целого десятилетия, тогда как лидеры рок-сцены от Макаревича до Бутусова поддерживали Ельцина? И со временем мне стало ясно, что Летов совершенно иначе подходил к творчеству и иначе себя позиционировал. Хотя рок и считается «свободолюбивой» музыкой, его лидеры подчиняются тем же законам буржуазного общества, как и все другие певцы, как режиссёры, художники и писатели. Те рокеры, кто за большие деньги призывал спасать демократию от Зюганова, выросли в Советском Союзе, но формировались с типичным для творческой интеллигенции осознанием себя, как «носителей культуры».

Разумеется, нет ничего плохого в том, чтобы быть культурным и нести культуру своим слушателям. Но сам по себе статус «носителя культуры» является приметой классового общества, такие люди существуют там, где трудящиеся массы не имеют ни времени, ни желания приобщаться к культуре, довольствуясь её суррогатами. В таких условиях популярный музыкант (режиссёр, художник, писатель и др.) сильно рискует стать высоколобым эстетом и формалистом, стремящимся лишь к тому, чтобы сочинять прекрасную с его точки зрения, и с точки зрения таких же эстетов- критиков из числа интеллектуальной элиты, музыку. От общества ему будет нужно, чтобы никто не мешал сочинять музыку, и он без колебаний встанет на сторону буржуазии. И хотя песни известных отечественных рок-групп широко любимы массами, большинство лидеров этих групп себя с массами не очень-то ассоциирует.

А вот к Летову трудно отнести хотя бы одну из перечисленных примет. Он не стремился достичь некой совершенной формы в музыке, потому что музыка была для него в первую очередь выражением определённой идеи. Никакого эстетства, только борьба. Отсюда и подчёркнутая эгалитарность (от французского egalite – равенство) творчества и образа жизни самого Летова. Чтобы избежать коммерциализации, ему даже пришлось на несколько лет распустить «Гражданскую Оборону». В итоге он остался в народной памяти не богемной рок-звездой, а своего рода партизаном, который шёл рука об руку со своими слушателями. Причём, сотрудничество с коммунистическими организациями на протяжении десятка лет делало «партизанщину» осознанной и конкретной. В связи с этим можно вспомнить пример из Англии: в конце 1970-х британский панк-рок, изначально возникший на почве недовольства местной молодёжи патриархальной политикой властей, стал очень хорошо продаваться и приносить прибыль своим продюсерам. В ответ на это рабочий класс Англии стал создавать новые группы, призванные вернуть панк к своим пролетарским корням. Наиболее известной такой группой стали «Angelic Upstarts», которые активно сотрудничали с Социалистической рабочей партией Великобритании и жёстко обличали идеологических оппонентов от английских нацистских группировок до Маргарет Тэтчер. Успех группы был тесно связан с ходом классовой борьбы и с вниманием к партии. Так же было и с «Гражданской Обороной» — своим непосредственным участием в политике Летов выступал не просто как критик нового русского капитализма, а показывал, как можно с ним бороться, и в каких организациях искать соратников для борьбы.

Конечно, Летова не назовёшь в полной мере коммунистом. Он, к сожалению, не получил серьёзного образования, заменив его самостоятельным чтением книг, в результате чего мировоззрение Игоря (настоящее имя музыканта) было во многом эклектичным и нетвёрдым. Так, в первой половине 1990-х, на первой волне протестов против ельцинского режима, он на некоторое время примкнул к Национал-большевистской партии, которая в 2007 году была запрещена Мосгорсудом. Впрочем, даже там Летов ратовал за то, чтобы в партии было «больше красного», что не
очень нравилось её одиозному лидеру Эдуарду Лимонову, и их сотрудничество быстро закончилось уже в 1996-м. Тем не менее, понимание коммунизма у музыканта было своеобразным, во многом верным, но чересчур чувственным, эмоциональным и далёким от марксистской науки: «Я — советский националист, и об этом я уже неоднократно заявлял. За 70 лет правления советской власти возник удивительный, ранее небывалый народ, — советский. Но он является потомком, естественным наследником великого русского народа, который — первый и единственный в мире — путем революции героически воплотил в реальность идеал, мечту, надежду всего человечества — построение Царствия Божьего на земле. Отказавшись от изможденной, пережившей себя религии, он возвел на вселенский престол не раба божьего — но человека, труженика. Хозяина собственной судьбы».

maxresdefault

Через 1990-е Летов прошёл вместе с коммунистической оппозицией, выступая в поддержку КПРФ и движения «Трудовая Россия» Виктора Анпилова, а чуть позже, в начале 2000-х, сотрудничал с «Авангардом красной молодёжи», чем привлёк туда немало молодых людей. Бывший активист АКМ Василий Кузьмин даже написал об этом книгу «Комсомол имени Летова». В 2002 году «Гражданская Оборона» выпустила альбом «Звездопад», где исполнила известные советские песни, такие, как «На дальней станции сойду», «Песня красноармейца», музыку из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». Альбом советских песен планировался к выпуску порядка восьми лет, и также стал в оппозицию насаждённому буржуазной властью масскульту. В силу ухудшающегося здоровья и перехода страны к пресловутой «стабильности», Летов постепенно отходил от активной политической борьбы, и во взглядах стал склоняться к своему исходному анархизму. Тем не менее, и в этот период его волновало происходящее в мире. Под впечатлением от новостей от операции США в Ираке им была написана песня «Собаки». В 2005 году он резко критиковал нацистские группировки в России. Впрочем, как уже говорилось, для основной массы трудящихся 2000-е годы стали временем «политического сна», пробуждения от которого Летов уже не застал, скончавшись в 2008 году в возрасте 43 лет.

Подводя итоги, можно уверенно сказать, что, не будучи сам коммунистом, Егор Летов, так или иначе, был сторонником коммунизма в смысле бесклассового общества без эксплуатации человека человеком, как он сам его ощущал. И, между прочим, таких сторонников нам сегодня очень не хватает. Несмотря на многие нюансы своей позиции, Летов заслуживает доброй памяти всех коммунистов, как едва ли не единственный в стране рок-музыкант, который в чрезвычайно трудное для нашего движения время выразил ему искреннюю поддержку, вызывая бурю негодования наших противников. История сохранит его искреннее стремление противостоять реставрации капитализма. Он был, и остаётся с нами!

6337336696

«Я верю, верую во Всемирную, Вселенскую революцию и готов воевать за нее и словом, и делом, как это делали мои доблестные предшественники, учителя и соратники, от Достоевского до Маяковского, все те, кто всегда был против лжи, равнодушия, упадка, смерти. В 1917 году наша страна сделала первый шаг на пути к истине — не бывать ему последним!»

ИЛЬЯ СЕРЕДА, Рыбинский городской комитет КПРФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *