В воскресенье, 28 июля, в конференц-зале Ярославского обкома КПРФ состоялась очередная, пятнадцатая, встреча авторского киноклуба режиссера Геннадия Ершова «По краю экрана», организованная Ярославским региональным отделением Всероссийского Созидательного Движения «Русский Лад» в содружестве с Обществом Читателей Письма. По традиции ее открыл автор проекта. Поприветствовав гостей, он выразил благодарность Ярославскому областному отделению КПРФ в лице первого секретаря Михаила Парамонова и председателя ЯРО ВСД «Русский Лад», первого секретаря Кировского РК КПРФ города Ярославля Алексея Филиппова за предоставленную возможность проведения этих встреч и озвучил тему встречи: на этот раз она была посвящена космическим инсценировкам в кино — проблеме имитации космических полетов с применением кинотехнологий и ее отражении в мировом кинематографе.
— Название «По краю экрана» неслучайно: главное — не то, что находится в центре, что тебе пытается внушить манипулятор, — а каждый режиссер является таковым в той или иной степени, со своими выразительными средствами, например, монтажом, не дающим времени зрителю задуматься, – определил смысл названия проекта Геннадий Леонидович. — Главной является тема того, как экран граничит с реальностью, и какие цели ставят те, кто за этим экраном стоит.
Известный писатель, историк, культуролог и киновед Андрей Васильченко , один из основных спикеров киноклуба, на примере таких фильмов как «Отпечатки», «Козерог-1», «Первые люди на луне» и сериала «Вознесение» поставил проблему имитации космических полетов с применением кинотехнологий.
— Триллер «Отпечатки», снятый в 1975 году итальянскими режиссерами Луиджи Баццони и Марио Фанелли, несет первое упоминание о «лунной афере» и затрагивает тему мистификации полета на Луну, — начал свое выступление Андрей Вячеславович. — В фильме рассказывается о судьбе переводчицы, обнаружившей, что из ее памяти пропало четыре дня, и пытающейся разобраться, что же происходило с ней в эти дни. Амнезия — довольно стандартная ситуация для мрачного криминального кино. Рефреном здесь проходит лунная тематика, нам намекают, что в 1975 году проводилась инсценировка высадки на Луну, которая была связана с некими трагическими событиями, с гибелью одного из людей, а главная героиня стала обладательницей этой информации.
— Еще более ярко и мощно тема фальсификации космических полетов прозвучала в фильме «Козерог-1», снятом режиссером Питером Хайамсом в 1978 году,– продолжил свой рассказ Андрей Васильченко. – Здесь речь идет о полете американских астронавтов на Марс. Боясь потерять правительственное финансирование, руководство НАСА не хочет отказаться от запуска корабля — правительство должно считать, что полет прошел успешно, и ради этого замышляет грандиозный обман — спектакль, пока один дотошный журналист не обнаруживает это. Автор в первую очередь сосредотачивается на том, как можно принудить астронавтов участвовать в этой афере: угрозами семьям, давлением и моральном террором.
Россия подхватила эту конспирологическую идею о том, что американцы не были на Луне в начале нулевых годов, и в этом плане интересен проект режиссера Алексея Федорченко «Первые на Луне»: если американцы сфальсифицировали документальную съемку, то в таком случае можно сфальсифицировать и другую документальную съемку, создав псевдодокументальный фильм. И в 2004 году такой фильм был создан: в нем утверждается, что первый полет человека в космос был организован в СССР задолго до полета Юрия Гагарина. В ряде стран его даже приняли за чистую монету, а на Венецианском кинофестивале 2005 года он был удостоен премии как лучший документальный фильм.
Андрей Вячеславович в своем выступлении коснулся и мини-сериала «Вознесение», снятого в США в 2014 году, где речь идет об имитации космического полета астронавтов к Проксиме Центавра, о чем они стали догадываться.
— Постановка, инсценировка и симуляция — термины, всё чаще звучащие в наших выступлениях. Не мы первые заявили о том, что полета на Луну не было, а наши кинематографисты в свою очередь уже подхватили эту тенденцию. Это очень краткий экскурс — обзор четырех ситуаций, которые характеризуют имитацию космических полетов в мировом кинематографе, — завершил свое выступление спикер.
«Роль фильма Федерико Феллини «Восемь с половиной» 1963 года в лунной гонке» — так обозначил тему своего выступления Геннадий Ершов, обратив внимание на параллели в сюжетных коллизиях легендарного фильма и американской лунной программы, поворотным пунктом которой стало убийство в Далласе президента США Джона Кеннеди.
— Кинематограф в двадцатом веке стал парарелигиозным общественным ритуалом, храмом будущего, а кинорежиссер — оракулом коллективной судьбы, — начал свое выступление Геннадий Леонидович. — Этот фильм был задуман Феллини еще в 1961 году на фоне эпохального космического рывка СССР, запуска спутника и полета в космос Юрия Гагарина. Замысел режиссера отражал истрическую растерянность Запада перед лицом этого великого вызова. Вот откуда и появляется главный герой, этот европейский неврастеник Гвидо Ансельми, буржуазный художник со своими метаниями — это скорее метафора смятения, охватившего западный мир, западного человека перед серьезным экзистенциальным вызовом СССР, когда под угрозой оказался весь строй жизни западной цивилизации. На всех важнейших этапах освоения космоса СССР опережал США, положение было близким к критическому, необходим был срочный ответ на советский вызов. И в 1961 году президент США Джон Кеннеди заявил, что к концу 60-х годов США осуществят высадку человека на Луне, для чего под руководством НАСА была развернута специальная программа «Аполлон» — дерзкая лунная авантюра была ответом на вызов русских. «Американцы должны победить любыми средствами,» — писала «Нью-Йорк таймс».
— «Восемь с половиной» стал киногрезой Запада о космическом реванше, — продолжил спикер, — но и невольным признанием того, что этот реванш возможен лишь как мистификация, большое кино, игра, где на карту поставлена историческая судьба старого мира. Космос как предчувствие, спейс как симулякр. Тема смятения, кризиса, космической постановки пронизывает собою весь фильм: полет на Луну возможен только как мистификация. Фильм — шифровка, фильм — подсказка сильным мира сего, фильм — заклинание, — закончил свое выступление Геннадий Ершов.
В процессе обсуждения прозвучавших выступлений слово взял гость киноклуба — член ЯО РУСО, выпускник Национального Исследовательского Ядерного Университета «Московский инженерно-физический институт», член союза журналистов Виктор Байтулин, рассказавший о некоторых технических аспектах полетов в космос и прочитавший свое философское стихотворение «Нечто», в котором попытался осмыслить проблемы и угрозы человечеству, пораженному вирусом безудержного потребления, что в конце концов грозит ему гибелью:
Златой телец сознанья заразил
Маниакально-массовым стремленьем
Урвать себе, насколько хватит сил,
Как можно больше в сфере потребленья…
В завершение вечера Геннадий Ершов передал привет участникам киноклуба от Ярославского художественного музея, поблагодарив всех, кто принял участие в днях музейных встреч «Дом в разрезе» принимает друзей», посвященных 10-летию этого образовательного проекта, направленного на «видение и понимание» истории и культуры XX века сквозь оптику картины Татьяны Глебовой и Алисы Порет «Дом в разрезе», и передал Алексею Филиппову книгу, посвященную этой теме, с дарственной надписью участницы проекта, известной петербургской писательницы Елены Колиной.
заместитель председателя ЯРО ВСД «Русский Лад», секретарь по оргпартработе Кировского РК КПРФ г.Ярославля.