Приплыли

ria_8656385hr_3e9

Лето 2020 года. Из-за сильных дождей Россию накрыла серия наводнений: Владивосток, Геленджик, Красноярск, Тува, Крымск, Ростов-на-Дону, Иркутск и, наконец, Москва, где залило даже метро. Июнь — июль 2021 года — рекордное наводнение в Благовещенске из-за паводка. Август 2022 года — снова наводнение в Благовещенске во время циклона. Август 2023 года — наводнение в Уссурийске из-за прорыва дамбы во время тайфуна. Весна 2024 года — снова тонем, причём несчастный Орск стал, судя по всему, только началом.

Природа любит напомнить человеку, что её царём он именуется самозванно. Порой она показывает свой характер во всей красе, будто бы спрашивая: «Ну и что ты, «царь», с этим сделаешь?» Среднестатистический чиновник в РФ такой подход горячо бы одобрил и посоветовал бы гражданам, чьё имущество погибло, руководствоваться словами: «Бог дал — бог и взял». Тогда, кстати, и компенсацию можно не платить, даже копеечную.

И всё же есть разница. Падение метеорита или катастрофическое извержение вулкана сегодня, и правда, предсказать практически невозможно. А вот с наводнением дело обстоит несколько иначе. И само событие можно спрогнозировать, и его предполагаемые последствия вполне реально минимизировать. Что для этого требуется? Навскидку приведём несколько очевидных мер. Не осуществлять застройку в опасной местности. Регулярно чистить русла рек и проводить дноуглубительные работы. Содержать в порядке имеющиеся гидротехнические сооружения и строить новые. И не просто строить, но и — сейчас мы скажем крамолу для чиновников и строительного бизнеса — не воровать на строительстве и строго следить за соблюдением технологии.

Как у нас с этими позициями обстоит дело? Да, в общем-то, мы знаем, как. После того как рыночные реформы убили речное судоходство, на поддержание русел рек в нормальном состоянии власти смачно плюнули. Любой житель речной прибрежной полосы может привести свой пример. Автор этих строк знаком с ситуацией на Верхней Волге. Когда-то пассажирское судоходство здесь осуществлялось до самого Ржева. Пристани были и в Зубцове, и в Старице. Курсировали теплоходики «Заря», фотографии с которыми можно отыскать в интернете. Сейчас выше Твери уже не ходит ничего. Там и на моторке-то не везде можно пройти. Каждый год паводок выносит в русло огромное количество грунта и известняка, которые там и остаются. На великой русской реке Волге образовались перекаты!

С дамбами дело тоже обстоит печально. Многие пришли в негодность по возрасту. Но прорывает-то отнюдь не только старые дамбы!

Можно вспомнить прорыв воды из канала имени Москвы в Тушинский тоннель в столице в январе 2019 года. Ремонтные работы тогда заняли более полугода, в течение которых знаменитый канал не действовал. Виноват Сталин, плохо построил в 1930-е? Нет, сталинские дамбы на месте. А прорвало дамбу 2001 года постройки, которую соорудили при мэре Лужкове в период реконструкции Тушинского тоннеля. Прорвало же её потому, что нарушили технологию строительства: при ликвидации последствий аварии в глиняной подушке, которая выполняет функцию гидроизоляции, обнаружили кучи строительного мусора, который там зарыли, чтобы не вывозить и на этом сэкономить.

Вернёмся к затопленному Орску. Дамбу для защиты города от наводнений начали строить в 2010 году. Обошлась она в 932 млн рублей. В 2013 году управлением Финнадзора были установлены факты нарушений: завышение объёма работ, которое привело к растрате бюджетных средств. Эрозия тела дамбы началась 11 лет назад: это видно на спутниковых снимках.

«Единоросс» Денис Паслер в Оренбургской области губернаторствует пятый год. На встрече с пострадавшими от наводнения он хамит: «Телефоны все убрали!» Видать, забыл, что не с клерками своими общается. А про состояние дамбы Паслер не знал? Он окончил, кстати, Уральский горный университет, имеет опыт работы в строительной отрасли (Североуральский завод ЖБИ) и должен, по идее, понимать проблему лучше многих. Или он не столько строил, сколько «осваивал»? Вот с такими руководителями мы и «приплыли».

Михаил КОСТРИКОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *