ПРОЕКТ БЮДЖЕТА-2023: НА СТАРТ, ВНИМАНИЕ, МАРШ!

Поздно вечером 31 октября в Ярославскую областную Думу был внесен проект регионального бюджета на 2023 год. Теперь основной финансовый документ станет главным объектом приложения сил для депутатов практически до конца года. Впереди — изучение более 2500 страниц информации, анализ основных параметров и ключевых статей расходов казны, рассмотрение в первом чтении, подготовка и защита поправок и, наконец, окончательное принятие в середине декабря. Депутаты фракции КПРФ активно включились в этот процесс, дабы продумать и внести свои предложения в интересах ярославцев.

На старте бюджетной кампании, прежде всего, необходимо дать общую оценку главного финансового документа, в том числе найти его слабые стороны и недостатки. Ведь от того, как будет определён первоначальный «вектор», зависит вся дальнейшая «корректировка» казны. В проекте бюджета на 2023 год можно выделить как минимум три особенности. Прежде всего, впервые за последнее время он будет не сбалансированным. Доходы составят 98,4 миллиарда рублей, расходы – 100,5 миллиарда. Соответственно, дефицит оценивают на уровне 2 миллиардов 121,3 миллиона рублей. Чтобы его восполнить, в правительстве намерены привлечь инфраструктурный бюджетный кредит на аналогичную сумму. Иными словами – снова залезть в долги.

Между тем, государственный долг Ярославской области и без того достиг астрономической суммы, при этом продолжая расти дальше. Если на 1 января текущего года он составлял 41,8 миллиарда рублей, то на 1 октября – уже 48,5 миллиарда. Это половина от всех совокупных доходов региона на будущий год. Более того: по прогнозу авторов законопроекта, через год (на 1 января 2024 года) размер задолженности оценивают в 50,7 миллиарда рублей. Так что наращивание займов вряд ли можно считать удачной финансовой стратегией. А жизнь в долг никогда не обеспечит должного развития.

Во-вторых, не вполне понятен «оптимизм» губернаторских финансистов, заложивших на будущий год достаточно высокий уровень доходов. Конечно, хорошо, если этот прогноз сбудется. Но трезвый анализ почему-то говорит об обратном. В частности, в первой редакции бюджета на нынешний 2022 год, принятой в середине прошлого декабря, доходы казны составляли 93,2 миллиарда рублей – на 5 миллиардов меньше, чем на 2023. А впереди была волна «омикрона», специальная военная операция, жёсткие иностранные санкции, колебания курса валют, переход на импортозамещение, частичная мобилизация. Все перечисленные события не могли не оказать влияния на экономику не только всей страны, но и конкретно нашей области.

Не случайно к концу нынешнего года прогнозируется существенное снижение основных экономических показателей: валового регионального продукта и реальных располагаемых доходов населения, индекса промышленного производства и продукции сельского хозяйства, оборота общественного питания и розничной торговли. Таким образом, трудности будут у всех: от промышленных и сельскохозяйственных предприятий до индивидуальных предпринимателей и простых наёмных работников. Иными словами – у всех категорий налогоплательщиков. Не случайно даже руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области на одном из заседаний думского комитета по бюджету в октябре скользь упомянул о прогнозах по снижению налоговых поступлений в будущем году. А ведь именно собственные налоговые и неналоговые доходы (прежде всего – налог на прибыль, НДФЛ и акцизы) составляют львиную часть поступлений в казну – 86%. В то время, как федеральные дотации – только 14%.

В-третьих, удивляет расставленный правительством приоритет отдельных расходов. По целому ряду важнейших направлений они существенно ниже, чем в первоначальной редакции бюджета на нынешний год. Так, затраты на государственную программу «Развитие здравоохранения в Ярославской области» почему-то снизили почти на миллиард рублей: год назад было 15,4 миллиарда, а сейчас заложили 14,5 миллиарда. Программа «Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Ярославской области» уменьшилась практически на треть: с 4 миллиардов 463 миллионов до 3 миллиардов 63 миллионов. А программу «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ярославской области» (куда всходит и расселение аварийных домов, и поддержка обманутых дольщиков, и решение жилищного вопроса детей-сирот, многодетных семей и других категорий граждан, и многие другие задачи) вообще профинансировали в два раза меньше: вместо 2 миллиардов 331 миллиона стал 1 миллиард 162 миллиона рублей.

Почти на 350 миллионов меньше заложили на развитие культуры. Видимо, по логике правительства она продолжает финансироваться «по остаточному принципу». На 15 миллионов «обрезали» затраты в сфере молодёжной политики и патриотического воспитания. Хотя в свете текущих событий данное снижение тоже выглядит как минимум несвоевременным. Но больше всего пострадала программ «Местное самоуправление в Ярославской области». В прошлом году на неё выделили 312 миллионов рублей, в том числе 253,5 – на развитие инициативного бюджетирования (решение вопросов местного значения). Сейчас общий бюджет программы – всего 104 миллиона. И это притом, что на местах остаётся масса проблем, а казна любого муниципального образования нашего региона буквально трещит по швам.

На таком фоне некоторые другие расходы выглядят откровенно странными. Скажем, 300 миллионов рублей закладывается на архитектурную подсветку фасадов зданий. Неужели в регионе больше не осталось ни одной проблемы, чтобы тратить такие деньги на декоративные фонари? Или другой пример: 200 миллионов рублей предложено выделить на установку дорожных ограждений от лосей на рыбинской трассе. Притом, это – только начало: программу планируют распространить и на другие дороги. Наверное, сама идея не лишена смысла. Однако устанавливать заборы нужно всё-таки в конкретных местах концентрации ДТП, а не на всём протяжении пути. В противном случае, это выглядит расточительством (особенно на фоне того, сотни километров самих дорог продолжают ждать ремонта) и наводит на нехорошие мысли о чьих-то корыстных коммерческих интересах.

Конечно, пока речь о первоначальной редакции бюджета, и ко второму чтению он наверняка претерпит изменения. Но для этого придётся выработать пакет предложений и основательно поработать над поправками. С 8 ноября в Думе уже начались совещания по данному вопросу. А с 15 ноября стартуют заседания профильных комитетов. Фракция КПРФ примет самое активное участие в их работе.

Иван ДЕНИСОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *