Крайне активным выдалось очередное заседание комитета областной Думы по здравоохранению. На нём депутатам представили первые данные о заявленной реорганизации лечебных учреждений региона. Правда, они так и не дали полной картины того, с чем ярославским пациентам придётся столкнуться уже в ближайшее время. А другие вопросы, включенные в повестку дня, лишний раз показали, что в медицинской отрасли у нас по-прежнему множество проблем. И руководителям области куда лучше было сосредоточить своё внимание и энергию на их решении.
Напомним, что впервые об очередной волне реорганизации медицинских учреждений Ярославской области в своих сетевых ресурсах 7 мая объявил губернатор Михаил Евраев. При это, практически никакой конкретики в данном сообщении не было («Советская Ярославия» писала об этом в предыдущем выпуске). Что, по понятным причинам, спровоцировало беспокойство среди жителей и самих медицинских работников. Депутатам-коммунистам стали поступать многочисленные звонки от граждан с просьбой выяснить ситуацию. В этой связи председатель фракции КПРФ Елена Кузнецова предложила включить вопрос в повестку профильного думского комитета:
— Очень много вопросов сейчас поступает. И когда даётся информация, населению нужно разъяснять – что конкретно предлагается, кого с кем объединяют, кого сокращают, или не сокращают? Все эти вопросы хотелось бы сегодня заслушать и полную информацию получить!
Предложение было поддержано. Перед парламентариями выступила исполняющая обязанности министра здравоохранения Мария Можейко. Первое, на что было обращено внимание: тренд на укрупнение медицинских учреждений – федеральный. Правда, областные чиновники умолчали о том, что поддерживают этот тренд далеко не везде. Более того: в соседней Вологодской области решение о реорганизации было отменено губернатором Георгием Филимоновым. Показательно, что аргументы сторонников «оптимизации» там были точь в точь, как у нас: повышение эффективности и качества медицинского сервиса и рост зарплат врачей. Однако на практике ничего этого не произошло, и глава региона честно назвал указанные доводы «элементарной ложью».
Увы, ярославский губернатор, в отличие от вологодского коллеги, не прислушался к мнению жителей и не изучил позицию работников отрасли. В результате в ближайшее время большинство медучреждений региона ждёт масштабная реорганизация. Согласно информации минздрава, в состав клинической больницы №9 в Дзержинском районе Ярославля войдет детская поликлиника №3, а клинической больницы №3 в Заволжском районе – детская поликлиника №5. Ярославский госпиталь ветеранов войн и Областной перинатальный центр становятся единым юридическим лицом с Областной клинической больницей. Рыбинскую городскую детскую больницу и Областной врачебно-физкультурный диспансер объединят под Областной детской клинической больницей. Рыбинская поликлиника имени Семашко теперь будет в составе больницы №2 имени Пирогова, а Рыбинская центральная районная поликлиника и Пошехонская ЦРБ перейдут под крыло Рыбинской городской больницы №1.
В структуре Даниловской центральной районной больницы будут Любимская и Пречистенская ЦРБ. Большесельская ЦРБ присоединится к Тутаевской. Одним юридическим лицом с центром в Угличе станут больница имени Соколова в Мышкине, Брейтовская и Некоузская ЦРБ. Материально-техническая база и лаборатории объединённых учреждений становятся общими. Пересмотрено будет только штатное расписание управленческого и вспомогательного персонала. Коечный фонд и врачей чиновники обещают не сокращать. Хотя с мест по этому поводу поступает разная информация, поэтому в последнее верится с трудом. А самое главное состоит в том, что затеянная «оптимизация» совершенно не решает глубинные проблемы ярославского здравоохранения.
— Все мы помним правило из школьной программы: от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. Вы говорите о качественном и быстром получении медицинской помощи. Но врачей то больше не становится. А пациентов не становится меньше. Как можно записаться на приём к специалисту, если его просто нет? И как мы можем обеспечить скорость и качество в имеющихся условиях? Для меня это непонятно! – констатировала Елена Кузнецова.
По мнению руководителя регионального минздрава, объединённые комплексы помогут справиться с проблемой нехватки врачей: пациенты не будут зависеть от того, находится специалист в отпуске или на больничном, поскольку вопрос будет решаться путём взаимозаменяемости медицинского персонала. На словах намерения благие. Но всем известно, что именно такими вымощена дорога в ад. И на деле подход больше напоминает «затыкание дыр». Он обернётся колоссальным ростом нагрузки на докторов. Не выдержав которой, они просто начнут увольняться. Проблема кадрового дефицита решается путём создания комфортных условий труда и расширением штата. Чиновники же делают всё с точностью до наоборот.
Кроме того, по многим вопросам так и не появилось ясности: как главный врач будет справляться с многократно разросшимся «хозяйством», какие отделения и специалисты останутся в подразделениях, каким образом будет выстроена «маршрутизация» пациентов и отлажено транспортное сообщение, на каких условиях специалисты одной больницы будут подменять коллег в другой, если расстояние между ними составляет десятки километров, и так далее, и тому подобное. Пациенты вообще не видят смысла в очередной «оптимизации» и возмущены действиями чиновников, что прямо следует из комментариев граждан в социальных сетях. Так что к данной теме наверняка придётся вернуться ещё не раз.
В свою очередь, проблемы медицинской отрасли, о которых неоднократно говорили депутаты-коммунисты, были наглядно продемонстрированы при рассмотрении других вопросов повестки дня. Один из них касался детского здравоохранения. Сегодня в Ярославской области проживает 233572 ребенка. Основная стационарная помощь оказывается в Областной детской больнице, где организовано 334 койки круглосуточного пребывания. Осенью планируют открыть новый корпус (хотя изначально его должны были ввести ещё в марте). Вместе с тем, в регионе остаётся острейшая потребность в детских поликлиниках.
Строительство одной из них, на улице Большой Октябрьской в Ярославле, губернатор анонсировал ещё в конце 2023 года. Но дальше слов дело не пошло. Председатель фракции КПРФ поинтересовалась судьбой медучреждения. Однако заместитель министра здравоохранения Наталья Гурьянова не только не смогла ответить на вопрос, но даже не знала, где находится вышеуказанная улица. Как говорится, комментарии излишни. В итоге выручать подчинённую пришлось Марии Можейко. Но и её ответ не был обнадёживающим: для поликлиники до сих пор не могут подобрать земельный участок.
Получается, что власти не в состоянии решить вопрос с одним модульным зданием, но берутся «перестраивать» всю систему. На редкость кривая логика. Если не сказать – преступная. К слову, на сегодняшний день в амбулаторной педиатрической службе в общей сложности работает 482 врача-педиатра, в том числе 292 – участковых. Получается один врач почти на 500 детей. И это – в среднем по области. В то время, как в отдалённых районах ситуация сложнее.
— Хотелось бы понять охват врачами-педиатрами детей в сельской местности. Как обстоит дело? Я знаю, что приезжают раз в неделю или два раза в неделю специалисты. Но бывает множество случаев, когда ребёнок может заболеть не в эти конкретные дни! – спросила Елена Кузнецова.
В ответ Наталья Гурьянова вновь ограничилась общими словами о том, что работает «Скорая помощь», принимаются заявки в поликлиниках и никаких проблем с выездом на дом нет. Хотя от людей поступает прямо противоположная информация. А нехватка педиатров остаётся одной их самых острых. По статистике самого регионального минздрава, осенью прошлого года они входили в тройку наиболее дефицитных специалистов (наряду с анестезиологами-реаниматологами и терапевтами). Но заместитель министра проблем не видит. Может быть потому, что просто не владеет ситуацией?
Свои сложности имеются и в организации лечения пациентов с заболеваниями эндокринной системы. Конечно, за последнее время на данном направлении произошли определённые изменения. В регионе созданы центры оказания помощи больным с сахарным диабетом. А в больнице имени Семашко в Ярославле создан региональный эндокринологический центр, где с 2022 года работает отделение критической ишемии нижних конечностей. Вместе с тем, численность больных с эндокринной патологией по состоянию на 1 января 2025 года составляет 140638 человек. И за последние три года она увеличилась на 15,6%.
А количество людей с сахарным диабетом на ту же дату достигло 56259, и за 25 лет возросло почти в три раза. Поэтому необходимо по-прежнему уделять особое внимание финансированию закупок медицинских изделий, средств непрерывного контроля (тест-полосок) и бесплатных лекарственных препаратов. Таким образом, у чиновников есть масса направлений для приложения сил. И куда лучше было бы решать вышеуказанные насущные проблемы, а не заниматься очередной сомнительной «оптимизацией».
Иван ДЕНИСОВ.
В федеральных органах России ещё много Ельцинских огрызков Чубайсовского типа, поэтому страна никак не может выйти на траекторию ускоренного развития, при котором главенствует принцип справедливости. Можно порадоваться за вологодских руководителе, которые живут своим умом и не спешат внедрять вредоносные рекомендации. Ярославское чиновничество другое. Оно паразитирует на внедрении таких новаций, за что получает от федерации субсидии, субвенции и другую помощь в рамках федеральных программ. При этом создается видимость развития, а услужливые областные СМИ видят в этом иждивенчестве заслуги губернатора Евраева, и уже начинают его безмерно хвалить, просить не покидать благодатную Ярославскую землю. В условиях войны федеральная поддержка области ослабла, поэтому губернаторская команда начала резко сокращать расходы, прежде всего за счет трудящихся и выдавать это за благо. Реформации в медицине — это авантюризм, это нарушение губернатором клятвы соблюдать интересы жителей Ярославской области. Объединению больниц в Ярославле и Рыбинске не имеет разумного обоснования, а объединение районных больниц — это диверсия, результаты которой народ почувствует быстро. Бюрократическая система превратиться в супер бюрократическую, следствием которой будет рост смертности населения. Ярославцам пора изживать безразличие к своей судьбе и спокойно смотреть на выкрутасы присланных в область на правление. У них сохраняются резервные доходные места, а нам здесь жить и, хотелось бы, не тужить.