Крупнейшие российские киносети понесли миллиардные убытки по итогам 2022 года, а их выручка упала в примерно в два раза по сравнению с предыдущим годом. Такая динамика видна на примере доступной бухгалтерской отчетности ряда ведущих игроков рынка, которую изучил РБК.
После начала специальной военной операции России на Украине крупнейшие американские киностудии отказались выпускать свои новинки в российский прокат. В 2021 году из 40,7 млрд руб. кассовых сборов почти 75% были обеспечены именно зарубежными картинами. По итогам 2022-го доля иностранных фильмов в кассовых сборах упала до 47,9%, а весь рынок кинопроката по кассовым сборам снизился на 41,9% и составил 23,7 млрд руб. Ситуация сказалась и на сборах отечественных фильмов: среди вышедших в широкий прокат картин, получивших субсидию Фонда кино, коммерчески успешным стал лишь один — «Молодой человек» Александра Фомина.
Участники рынка — как сами кинотеатры, так и производители кино — на протяжении прошлого года неоднократно обращались к властям с просьбой выделить субсидии на поддержку отрасли. Кинотеатры смогут пережить переходный период только при помощи государства, заявлял председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов на рабочей встрече в Госдуме. Однако Минфин отказался выделять запрошенные индустрией 6,5 млрд руб., а министр культуры Ольга Любимова заявила, что власти не могут «просто так, ни за что вкладывать деньги в кино», чтобы компенсировать уход западных студий.
Перспективы кинотеатров на 2023 год «туманны», считает ведущий эксперт агентства InterMedia Павел Соломатин. «Если раньше мы могли наблюдать в месяц по три-четыре хорошо работающих фильма из разных сегментов — как блокбастеров, так и «средних» картин, то сейчас за четыре месяца мы увидели только три сильных фильма — «Чебурашка», «Джон Уик 4» и «Вызов», — объясняет он. По словам Соломатина, на рынке «все больше разговоров о запусках новых проектов» — потенциально сильных и кассовых. «Но выйдут они не скоро, поэтому самое главное — чтобы кинотеатры к их премьерам не закрылись, а зрители не отучились смотреть кино легально», — добавляет собеседник РБК.