На минувшей неделе депутаты думского комитета по ЖКХ и энергетике подвели итоги прошедшего отопительного сезона и обсудили план мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Ярославской области к грядущему осенне-зимнему периоду 2025-2026 годов. Несмотря на то, что минувшая зима оказалась на редкость тёплой, а технологических нарушений в системе ЖКХ было меньше, проблем с отоплением всё равно хватало. Чтобы сократить их количество в ближайшем будущем, принимать соответствующие решения и налаживать межведомственное взаимодействие необходимо уже сегодня. Что и было высказано парламентариями в адрес исполнительной власти.
Напомним, что отопительный сезон стартовал 4 октября прошлого года. К эксплуатации предстояло подготовить 15292 многоквартирных дома, 588 котельных, 1823 объекта социальной сферы, 1871 километр тепловых, 3969 километров водопроводных, 2658 километров канализационных и 33 210 километров электрических сетей. Было сформировано 436 аварийно-ремонтных бригад общей численностью 1695 человек и 509 единиц техники, а также подготовлен аварийный резерв материалов и оборудования на сумму 143 миллиона рублей. Впрочем, практика показала, что указанных мер оказалось явно недостаточно для беспроблемного прохождения отопительного периода.
Нормальную работу системы толком не могли отладить, наверное, целый месяц. А в целом с октября по май было выявлено 991 технологическое нарушение на объектах ЖКХ. Среди главных проблем отмечались недостаточная температура теплоносителя, частые авариные отключения водоснабжения, отопления и электроснабжения. Особенное внимание пришлось уделить четырём муниципальным образованиям, где не были получены паспорта готовности к осенне-зимнему периоду. Речь о Переславском, Ростовском, Рыбинском и Ярославском округах. Основной причиной сложившейся ситуации являлось отсутствие необходимого пакета документов на эксплуатацию котельных. У некоторых эта проблема носит уже системный характер.
— В своём докладе вы сказали о тех округах, которые не получили паспорта готовности. Среди них есть такие, где данная ситуация повторяется из года в год. Например, Переславль-Залесский. При этом, по новым правилам, на тех, кто не имеет паспортов, возлагается ответственность. Как вы работаете с главами, ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями? Что предпринимается, чтобы исправить положение? В том же Переславле как-то стараются, или всё так и идёт по накатанной: не получили – и ладно! – поинтересовалась у докладчика председатель фракции КПРФ Елена Кузнецова.
Выступавший с трибуны заместитель регионального министра строительства и ЖКХ Александр Квядарас ответил, что в Переславском округе проблема упирается в частную котельную, владельцы которой не могут наладить взаимодействие с единой теплоснабжающей организацией. И власти пытаются отрегулировать процесс их совместной работы на совещаниях. Такой ответ выглядел не слишком убедительно. Во-первых, в своё время проблемы в Переславле были и с муниципальными объектами. А во-вторых, возникает встречный вопрос: неужели вся областная власть не может призвать к порядку одного частника?
Ведь если верить губернатору Михаилу Евраеву, с владельцами тех же исторических зданий, которые не следят за своим имуществом, в правительстве разговор короткий – суд и изъятие. А что же здесь? Тем более, что в данном случае речь идёт об объектах жизнеобеспечения. Кроме того, именно на уровне области сосредоточены существенные материально-технические ресурсы, а также закреплены значительные полномочия в сфере ЖКХ, переданные от органов местного самоуправления.
Впрочем, судя по реализации концессионного соглашения по обновлению коммунальной инфраструктуры в том же Переславле-Залесском, пока региональные власти демонстрируют неспособность кардинально влиять на ситуацию. Напомним, что завершить все мероприятия концессии обещали ещё до конца прошлого года. Однако на заседании Александр Квядарас заявил, что работы продолжаются и теперь их должны закончить уже нынешней осенью. Воистину, не строгий график, а какой-то прогноз погоды. Всё время меняется!
К слову, климатические особенности прошедшего сезона породили массу обращений по поводу оплаты коммунальных услуг по теплоснабжению. Тем более, что их качество оставляло желать лучшего. Так, по словам заместителя начальника инспекции административно-технического и государственного жилищного надзора Ярославской области Юрия Болдырева в осенне-зимний период в ведомство поступило порядка 3 тысяч обращений по поводу ненадлежащего теплоснабжения.
— У нас в этом году зима была очень тёплой, и затраты на отопление, естественно, были меньше. Но многие люди платят по полной, что в морозы, что в оттепель. Будет ли это учитываться в плане перерасчёта? – продолжила Елена Кузнецова.
Александр Квядарас напомнил, что ситуация зависит от конкретных условий. В области есть здания с общедомовыми приборами учёта и без таковых. В первом случае жители платят строго за поставленный ресурс. Если же счётчиков нет, оплата происходит по официально установленному нормативу. В данном случае начисление осуществляется строго за период с октября по апрель, а судебная практика не предусматривает дробление на дни или недели.
То есть если в апреле отопление отключили раньше, оплата всё равно идёт за полный месяц. С другой стороны, за включённые в мае батареи платить уже не придётся. А при возникновении аварийных ситуаций, из-за которых не поставляется ресурс, люди при любом раскладе вправе получить перерасчёт. К слову, «игры» с отключением и включением отопления в последний месяц стали отдельным поводом для критики со стороны председателя фракции КПРФ:
— Вопрос касается окончания отопительного сезона. Почему-то у нас получается, что решение об этом принимает губернатор? Но за две недели это решение не раз поменялось – то отключить, то включить. А ведь это такое хозяйство, которое не будет работать по щелчку. Почему вообще принимаются такие решения? У нас что, специалистов не осталось? Или в правительстве не читают прогнозы о том, что намечаются заморозки? Ведь есть нормативы, когда в течение минимум 5 дней среднесуточная температура должна быть не ниже 8 градусов. Но у нас на самом высоком уровне делаются скоропалительные выводы, а в итоге страдают простые люди, дети в садиках и школах, пациенты в больницах, которые вынуждены лежать под тремя одеялами. Что это за игры такие?
В ответ заместитель министра строительства и ЖКХ сослался на федеральное законодательство, в соответствии с которым решение об окончании отопительного периода принимают органы местного самоуправления. И добавил, что в апреле из-за тёплой погоды было немало жалоб на духоту. Подытожив, что переходный весенний период всегда сопряжён со сложностями. С этим никто не спорит. Однако каждое решение должно быть продуманным и взвешенным.
Согласитесь, вряд ли разумно выключать батареи, когда через неделю обещают заморозки. А ситуацию с кратковременным апрельским потеплением можно было нивелировать, отрегулировав температуру теплоносителя. Тем более, что сделать это вполне под силу, а топить в +15 как в крещенские морозы действительно не только нерационально, но и попросту вредно! При этом, так и остался неясным вопрос – причём здесь распоряжения губернатора, если решения должны принимать местные главы?
Разумеется, коснулись на заседании и «вечной» финансовой темы. Едва ли не каждый выступающий отмечал острую нехватку средств для ремонта и обновления тепловых, водопроводных или энергетических сетей. В связи с чем, Елена Кузнецова настояла на том, чтобы рекомендовать правительству региона увеличить финансирование мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения при подготовке к осенне-зимнему периоду 2025-2026 годов.
Предложение было поддержано и отражено в решении комитета. Кроме того, депутаты взяли на контроль подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы области к грядущему отопительному сезону. При этом, в целях недопущения чрезвычайных ситуаций, особое внимание будет уделено получению паспортов готовности в «проблемных» муниципальных округах – Переславском, Ростовском, Рыбинском, Тутаевском и Ярославском.
Иван ДЕНИСОВ.